Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Подбор методов исследования.
Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.
Разработка рекомендаций.
Введение……………………………………………………………………………...3
Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера……………………………..………………………………………..6
Явная и скрытая акцентуация…………………………………………..8
Классификация акцентуаций по Личко А.Е. ………………………….9
Классификация акцентуаций Карла Леонгарда………………….…...23
Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера……………………………..26
Исследование проявлений акцентуаций характера у подростков
2.1. Объект и методики исследования…………………..…………..……..34
Результаты исследования……………………………………..….…..34
Заключение……………………………………………………………………….…42
Библиография…………………………………………………………………….…43
Циклотимные
подростки характеризуются
Холерик = 48%
Флегматик = 9%
Сангвиник = 43%
Меланхолик = 0%
Исходя из полученных результатов, что у Анастасии преобладает холерический темперамент. Нельзя не заметить и высокий процент черт сангвиника, на основании этого, привожу характеристику этих двух темпераментов.
Сангвиник
Энергичный человек. Подвижный и в то же время уравновешенный, спокойный, он часто улыбается, действует открыто и доброжелательно. Сангвиник — оптимист, он страстно любит жизнь во всех ее проявлениях. Такой человек часто является душой компании, он коммуникабелен, легко сходится с людьми. Всегда может увлеченно рассказывать о своих интересах, полагая, что это будет интересовать окружающих.
Холерик
Это легко увлекающийся человек, с бурными эмоциональными проявлениями. Энергично берется за любое дело, но быстро остывает. Быстро двигается, быстро действует. Такой человек способен в порыве гнева накричать на собеседника, оскорбить его, но быстро успокаивается и как ни в чем не бывало может начать снова разговаривать с человеком, с которым недавно отчаянно ругался. Холерик в любом деле хочет получить быстрый результат. Также ему обязательно нужен успех.
2). Опросник К. Леонгарда показал следующие результаты:
1. Гипертимы = 24
2. Возбудимые = 8
3. Эмотивные = 12
4. Пeдaнтичные = 14
5. Тревожные = 15
6. Циклотимные = 24
7. Демонстративные = 20
8. Неуравновешенные = 9
9. Дистимные = 6
10. Экзальтированные = 18
Таким
образом можно видеть, что у
Анастасии в равной степени преобладают
черты гипертимов и циклотимов. Заметной
особенностью гипертимического типа личности
является постоянное (или частое) пребывание
в приподнятом настроении. Гипертим может
находиться в приподнятом настроении,
несмотря на отсутствие для этого каких-либо
внешних поводов. Анастасия является также
демонстративной личностью, потребностью
которой в постоянном стремление произвести
впечатление, привлечь к себе внимание,
быть в центре внимания. Это проявляется
в тщеславном поведении, часто нарочито
демонстративном. Так же у Анастасии выявлены
черты экзальтивированного, циклотимного
и тревожного типа, описание которых приводилось
выше.
Холерик = 40%
Флегматик = 5,7%
Сангвиник = 37%
Меланхолик = 17%
Таким образом, Екатерина является холериком. Так же тест показал высокий процент черт сангвиника в темпераменте испытуемой.
2). Опросник К. Леонгарда показал следующие результаты:
1. Гипертимы = 15
2. Возбудимые = 12
3. Эмотивные = 21
4. Пeдaнтичные = 10
5. Тревожные = 12
6. Циклотимные = 21
7. Демонстративные = 16
8. Неуравновешенные = 12
9. Дистимные = 15
10. Экзальтированные = 12
Опираясь
на результаты опросника, видно, что
в характере Екатерины ярче других
выражены черты эмотивного и циклотимного
типов, описание которых уже приводилось.
Холерик = 48%
Флегматик = 6,9%
Сангвиник = 41%
Меланхолик = 3%
Таким образом, Алена является ярко выраженным холериком.
2). Опросник К. Леонгарда показал следующие результаты:
1. Гипертимы = 15
2. Возбудимые = 8
3. Эмотивные = 9
4. Пeдaнтичные = 10
5. Тревожные = 6
6. Циклотимные = 12
7. Демонстративные = 14
8. Неуравновешенные = 9
9. Дистимные = 6
10. Экзальтированные = 12
Оперируя результатом теста, можно констатировать, что у Алены практически все акцентуации характера наблюдаются в значении среднего, тем не менее выраженной акцентуацией является гипертимность.
На основании полученных результатов, можно дать следующие рекомендации подросткам и их родителям:
1). Родителям Романа, как подростка с ярко выраженными чертами меланхолика, рекомендуется поддерживать его, подчеркивать положительное в нем, пробуждать его интерес к окружающим; сводить с доброжелательными, но энергичными, сильными людьми; в отдельных сферах жизни можно смело опекать его, заботиться о нем, но без жесткости; проявлять в общении с ним доброжелательность, поощрять и подбадривать, создавать для него щадящий режим, но пресекать защитные критиканство и морализирование; повышать неуклонно его самооценку, развивать эстетические вкусы.
Роман, как эмотивный и тревожный подросток, нуждается в эмоциональной открытости, чувствительности и эмоциональной отзывчивости. Потребность в сочувствии и сопереживании у него ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение взрослых и сверстников оказывается чрезвычайно желательным. Поощрение достижений и поддержка в разного рода начинаниях крайне необходимы Роману.
2). Тесты на определение темперамента Екатерины, Анастасии и Алены показали примерно одинаковые результаты – девочки обладают чертами холерика и сангвиника. На основании этого, выработаны общие рекомендации для всех трех испытуемых.
Холерикам
необходимо отрабатывать умение тормозить
себя, свои нежелательные реакции, систематически
воспитывать сдержанность в поведении
и отношениях с товарищами и взрослыми.
В трудовой деятельности необходимо
воспитывать
Екатерина и Анастасия демонстративные подростки, что проявляется в жажде внимания к собственной персоне, эгоцентризме, желание выделяться, быть в центре внимания. Чего нельзя делать, так это подавлять демонстративность, реакции на такую позицию могут быть самыми различными: от гиперактуализации потребности выделиться, до аффективного взрыва, установления резко отрицательного отношения к лицу, от которого исходит идея игнорирования и усреднения.
Алена
является гипертимным подростком. При
работе с Аленой следует иметь
в виду, что особые трудности могут возникнуть
в ситуациях жесткой дисциплины, постоянной
навязчивой опеки и мелочного контроля.
В таких ситуациях повышается вероятность
не только нарушения дисциплины со стороны
Алены, но и вероятность вспышек гнева
и конфликта с окружающими. Алене необходимо
давать задания, требующие максимальной
активности, таким образом ее энергия
будет направлена в нужное русло.
Заключение
Конечно, при сопоставлении результатов тестов, необходимо учесть, что
темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет
ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же
неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие
Благодаря
используемым в данной работе методикам,
была установлена взаимосвязь
Данная работа позволила автору расширить представление о том, что включает в себя понятие характер, какие типы характеров бывают, и чем они отличаются друг от друга. Интересно было проверить работу теста Леонгарда на практике и выявить, какие черты характера доминируют в людях, которых я протестировала. Важно заметить, что результаты тестирования совпали с мнением опрашиваемых о собственном характере и результатами теста «Темперамент».
Цель
работы была достигнута: были выявлены
акцентуации характера у подростков и
разработаны рекомендации подросткам
и их родителям для оптимизации взаимодействия.
Полученные результаты смогут помочь
лучше понимать подростков, объяснять
их поведение в различных ситуациях, а
также избежать конфликтов и недопонимания
в педагогической практике.
Библиография
1. Адлер
А. Практика и теория
2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.
3. Бурменская
Г.В., Карабанова О.А. Лидерс А.Г.
Возрастно-психологическое
4. Бреслав
Г.М. Эмоциональные
5. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М., 1979. - 288 с.
6. Гарбузов
В.И. Практическая
7. Зимняя И.А., Педагогическая психология, М: Владос, 1999
8. Иванов
Н.Я., Личко А.Е. “
9. Коттлер Дж., Браун Р., Психотерапевтическое консультирование. - С - П., 2001. - 34 с.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год
12. Немов Р.С., Психология (психодиагностика), М: Владос, 1999
13. Психологический
словарь//Под ред. В.П.
14. Психологическая
диагностика: проблемы и
15. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. М.: Проспект, 1998.
16. Психология индивидуальных различий. Тесты //Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: МГУ. 1982.
17. Реан А.А., Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология, Спб: Питер,1998
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 1997
19. Шевандрин Н.И., Психодиагностика, коррекция и развитие личности, М: Вдадос, 2000
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте