Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Подбор методов исследования.
Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.
Разработка рекомендаций.
Введение……………………………………………………………………………...3
Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера……………………………..………………………………………..6
Явная и скрытая акцентуация…………………………………………..8
Классификация акцентуаций по Личко А.Е. ………………………….9
Классификация акцентуаций Карла Леонгарда………………….…...23
Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера……………………………..26
Исследование проявлений акцентуаций характера у подростков
2.1. Объект и методики исследования…………………..…………..……..34
Результаты исследования……………………………………..….…..34
Заключение……………………………………………………………………….…42
Библиография…………………………………………………………………….…43
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
При эндогенных психозах
некоторые типы акцентуаций, видимо,
также могут играть роль предрасполагающего
или повышающего риск заболевания
фактора (шизоидная и сенситивная
акцептуации в отношении
В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера — явная и скрытая [11].
Явная акцентуация.
Эта степень акцентуации
Скрытая акцентуация.
Эта степень видимо должна быть отнесена
не к крайним, а к обычным вариантам
нормы. В обыденных, привычных условиях,
черты определенного типа характера
выражены слабо или не проявляются совсем.
Акцентуации в таком случае могут выявляться
под влиянием тех ситуаций и психических
травм, которые предъявляют повышенные
требования к “месту наименьшего сопротивления”.
Психогенные факторы иного рода, даже
тяжелые, не только не вызывают психических
расстройств, но могут даже не выявить
характера. Если же такие черты и выявляются,
это, как правило, не приводит к заметной
социальной дезадаптации.
1.2 Классификация акцентуаций по Личко А.Е.
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими.
Первые трудности могут
Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, «проработка» в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, нарушение правил и порядков.
Реакция группирования
Аккуратность отнюдь не
Самооценка гипертимных
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
Подростковые поведенческие
Самооценка характера у
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.
Маломотивированная смена
Не менее свойственна
Лабильные подростки весьма
Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны
вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая
склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.
Самооценка отличается
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
Главными чертами астено-
Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако обстановка спортивных соревнований, оказывается невыносимой. Раздражительность неврастеников существенно отличается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.
Делинквентность, побеги из
Самооценка обычно отражает их ипохондрические
установки. Они отмечают зависимость плохого
настроения от дурного самочувствия, плохой
сон ночью и сонливость днем, разбитость
по утрам. В мыслях о будущем центральное
место занимают заботы о собственном здоровье.
Они сознают также, что утомляемость и
раздражительность глушат их интерес
к новому, делают непереносимыми критику
и возражения, стесняющие их правила.
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
С детства проявляется
Школа пугает их скопищем
Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, – «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».
Рано формируется чувство
Чувство собственной
Самооценка сенситивных
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов. Опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем (футуристическая направленность). Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте