Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:19, дипломная работа
Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия.
Введение ………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход………………………………………15
Этологический подход………………………………………17
Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18
Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19
Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация…………………………………………………………..20
Теория социального научения:
бихевиоральная модель…………………………………………….22
Гуманистическое направление
по изучению агрессии……………………………………………….24
Взгляды отечественных психологов
на агрессию………………………………………………………….25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков………………………………………………………………..29
Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков………………………………………………………………34
Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
Психодинамические теории личности………………………38
Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности……………………………………………………39
Поведенческие теории личности……………………………..40
Гуманистические теории личности…………………………..41
Диспозиционные теории личности…………………………..41
Когнитивные теории личности……………………………….42
Подходы отечественных психологов
к изучению личности…………………………………………………42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков………………………………….49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особенностей личности
агрессивных подростков …………………………………………………66
3.Выводы……………………………………………………………………74
4. Заключение………………………………………………………………75
5. Библиография……………………………………………………………76
6. Приложение……………………………………………………………...81
2.3. Общая характеристика
программы психологической
Для коррекции психологических особенностей личности агрессивных подростков нами была разработана психокоррекционная программа.
Основной целью программы является коррекция психологических особенностей личности подростков.
Задачи психокоррекционной работы с агрессивными подростками:
1) знакомство подростков с особенностями формирования типов человеческой личности; 2) знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы» с агрессией; 3) снижение уровня агрессивности; 4) снижение эмоционального напряжения, тревожности; 5) развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; 6) обучение эффективным способам общения; 7) коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка; 8) коррекция поведения с помощью ролевых игр; 9) формирование у подростков моральных представлений; 10) обучение ауторелаксации.
Психокоррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, В.В. Петрусинского, К. Рудестама, Л.М.Семенюка.
Разработка программы
коррекции проводилась в
Просветительский этап – проведение бесед с подростками, чтение лекций. Этот этап включает три занятия; цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы» с агрессивными проявлениями в поведении. Задачи: 1) знакомство подростков с особенностями формирования типов человеческой личности; 2) знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы» с агрессией. Следующий этап - подбор игр, упражнений на снижение уровня агрессивности, коррекции выделенных показателей. Цель этого этапа - является коррекция психологических особенностей личности подростков. Задачи: 1) снижение уровня агрессивности; 2) снижение эмоционального напряжения, тревожности; 3) развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; 4) обучение эффективным способам общения; 5) коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка; 6) коррекция поведения с помощью ролевых игр; 7) формирование у подростков моральных представлений; 8) обучение ауторелаксации.
Программа была обсуждена и принята на заседании педагогического совета школы.
Срок реализации программы 6 месяцев с декабря 2002 по май 2003 года.
Методические основания психокоррекционной программы:
Обсуждение с администрацией, учителями, родителями показало, что агрессивное поведение подростков очень актуальная тема в наше время. Подростки конфликтны, наблюдается недостаточная саморегуляция, неумение приемлемым способом для общества выражать свои чувства, недостаточная сформированность ценностей, моральных представлений. Развитие ребенка определяет его самостоятельное соприкосновение с социально-культурной средой: как ребенок проходит процесс социализации и адаптации.
Нами было получено разрешение на проведение коррекционной работы от администрации школы, родителей учащихся и согласие самих подростков.
В малой группе проявляются специфические механизмы естественного взаимодействия между подростками; в процессе такого взаимодействия подростки успешно «учат» друг друга. Учатся понимать себя, других, реализовывать себя, свои способности, узнают, как, каким образом реагировать в тех или иных ситуациях. Задача ведущего тренинга - сопровождение, «умение на равных» войти в деятельность детей. Программа составлена таким образом, чтобы при сохранении цели того или иного занятия, можно было бы варьировать всем остальным: заданиями, упражнениями; материалом, продолжительностью проведения занятия. Занятия проводились внеурочное время. Выбирался день, когда у учащихся мало уроков. Каждое занятие может длиться от 40 минут до 1,5 – 2 часов в зависимости от эмоционального настроя участников, степени вовлечения в процесс, проработанности эмоциональных проблем, более конкретных задач каждого занятия. Занятия проходили один раз в неделю по субботам с 12.45.
Структура занятий:
Все занятия имеют одинаковую структуру, при этом, возможно, менять местами или опускать отдельные его компоненты, исходя из более конкретных целей, задач каждого занятия. В общем виде занятия состоят из:
В структуре занятия чередуются модули напряжения и расслабления; совместной и индивидуальной работы; их чередование создает дополнительные условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения, способствуют отдыху и расслаблению.
Необходимые материала:
Критерии эффективности:
Критерием эффективности работы является развитие индивидуальных личностных качеств подростка, раскрытие его творческих ресурсов, гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.
Тематический план:
Программа коррекции психологических особенностей личности агрессивных подростков включает в себя 12 занятий.
Занятие №1
Время – 40 минут. Лекция – беседа с учащимися об агрессивном поведении. Цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы» с агрессивными проявлениями в поведении.
Занятие №2
Время – 40 минут. Лекция «От слов своих…». Цель: дать представление подросткам о том, как наша речь, слова влияют на нашу жизнь, здоровье.
Занятие №3
Время 1,5 часа. Цель: знакомство, установка на совместную работу; дать представления о дружбе, друге, развитие навыков общения.
Введение. Вводиться понятие тренинга, правила, дается установка на совместную работу.
«Снежный ком». Цель: знакомство сплочение группы.
«Знакомство по парам».Цель: опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны.
Беседа о дружбе. Вводится понятие ответственности за себя и других. Понятие об общении.
«Общение в паре».
Цель: поэкспериментировать с
«Хлопки». Цель: отдых, разрядка.
Ритуал прощания.
Занятие №4
Время 1,5 – 2 часа. Цель: представления об уверенном, неуверенном, агрессивном поведении
Подвижная игра «Путаница». Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу.
«Слепец и поводырь». Цель: сплочение, установление контакта, опыт ответственности и беспомощности, доверие к партнеру.
«Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение». Цель: отработка разного типа поведения, проигрывание ситуаций, умение отличать одно поведение от другого.
Подвижная игра «Мальчик/ девочка наоборот». Цель: произвольный контроль за своими действиями, снятие негативизма, разрядка.
Ритуал прощания.
Занятие №5
Время 1,5 часа. Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности, снятие тревожности, отреагирование негативных эмоций.
Ритуал приветствия.
Подвижная игра «Прорвись в круг». Цель: сплочение, установление контакта.
Беседа о чувствах, эмоциях. Как их можно выразить. Игра «Выражение чувств».
Сказка «Змейка». Цель: отреагирование негативных эмоций, разрядка гнева, агрессивности, снятие тревожности. Обучение релаксации, отработка отреагирования негативных эмоций.
Подвижная игра «Поросята и котята».
Ритуал прощания.
Занятие №6
Время 1,5 – 2 часа. Цель: исследования себя, осознание своих эмоций, актуализация «Я - состояний», «Я - мотиваций», процессов мотивации и волевой регуляции.
Ритуал приветствия.
Подвижная игра «Дракон и его хвост».
Осознание своего Я, своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация».
Рисование чувств, эмоций, своего эмоционального состояния. Обсуждение рисунков.
Игра «Зоопарк». Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии.
Ритуал прощания.
Занятие №7
Время 1,5 часа. Цель: осознание своих прав и прав других людей. Просьба. Умение высказать, принять отказ или согласие о ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.
Ритуал приветствия.
Подвижная игра «Переманивание».
Беседа о правах людей. Упражнение «Мои права», принятие декларации о правах подростка.
Обсуждение понятия «просьба», отношение к просьбе. Упражнение «Пирог с начинкой». Индивидуальное рисование, обсуждение рисунков.
«Скульптура». Цель: овладение своим телом, развитие фантазии, отработка уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.
Ритуал прощания.
Занятие №8
Время 1,5 часа. Цель: работа
с обидами, обучение релаксации, создание
предпосылок для более
Ритуал приветствия.
Осознание своего пространства,
как мы взаимодействуем с окружающими,
Беседа о том, что такое обида, обсуждение ситуаций. Упражнение «Детские обиды». Умение выразить обиду, осознание своего отношения к ней.
Упражнение «Копилка обид», рисование, обсуждение.
Ритуал прощания.
Занятие №9
Время 2 часа. Цель: как справиться с раздражением, плохим настроением, снятие тревожности.
Ритуал приветствия.
«Мое тайное место». Цель: развитие фантазии, воображения, чувства безопасности.
Осознание форм поведения, как справиться с плохим настроением, упражнение «Аукцион».
Упражнение «Моя энергия».
Цель: осознание и выражение
Упражнение «Хоровод». Ритуал прощания.
Занятие №10
Время 1,5 – 2 часа. Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций, снятие тревожности. Восстановление позитивного эмоционального состояния.
Ритуал приветствия.
Игра «Приветствие».
Упражнение «На выставке». Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности.
Изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств. Упражнение «Разговор».
«Мое безопасное место». Цель: восстановление позитивного эмоционального настроя.
Ритуал прощания.
Занятие №11
Время 1,5 часа. Цель: осознание своих сильных и слабых сторон. Снятие тревожности.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Свеча». Цель: снятие напряжения, выход негативный эмоций, чувств. Осознание своего Я.
Упражнение «Мои идеалы» Цель: осознание своих слабых и сильных сторон.
Подвижная игра «Я самый лучший». Цель: снятия напряжения, разрядка.
Освобождение от своих негативных качеств упражнение «Монстр».
Осознание своих личностных положительных качеств «Магазин желаний».
Ритуал прощания.
Занятие №12
Время 2 часа. Цель: осознание своего собственного Я. Прояснение внутренней позиции. Подведение итогов.
Ритуал приветствия.
Подвижная игра «Жмурки». Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Упражнение «Вопросы на бумажках».
Упражнение «Моя Вселенная». Цель осознание, что меня радует в жизни. Обсуждение.
Игра «Я никогда не…».Цель: разрядка, отдых.
Обучение релаксации. Медитация «Дивная роза». Цель: расслабление, прощение себя и других.
Упражнение «Ладошка».
Цель: возможность выражения
Упражнение «Хоровод». Подведение итогов занятий.
Ритуал прощания.
2.4. Диагностика
уровня сформированности
После проведения коррекционной работы по изменению уровня психологических особенностей агрессивных подростков. Нами проведено контрольное обследование экспериментальной группы с использованием тестов Басса – Дарки и FPI.
Результаты диагностики по тесту FPI зафиксированы в таблице №5
Таблица №5
Психологические особенности подростков
№ |
ФИ |
Показатели | |||||||||||
Н |
СА |
Д |
Р |
ОБЩ |
УР |
РА |
З |
ОТК |
ЭИ |
ЭЛ |
МФ | ||
1 |
Вика А. |
6 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
5 |
6 |
9 |
6 |
9 |
2 |
Надя Е. |
6 |
7 |
5 |
6 |
8 |
6 |
7 |
5 |
8 |
9 |
6 |
8 |
3 |
Лена С. |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
6 |
7 |
5 |
6 |
6 |
7 |
8 |
4 |
Влад О. |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6 |
9 |
8 |
6 |
9 |
5 |
Сергей Р. |
7 |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
8 |