Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:19, дипломная работа
Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия.
Введение ………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход………………………………………15
Этологический подход………………………………………17
Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18
Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19
Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация…………………………………………………………..20
Теория социального научения:
бихевиоральная модель…………………………………………….22
Гуманистическое направление
по изучению агрессии……………………………………………….24
Взгляды отечественных психологов
на агрессию………………………………………………………….25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков………………………………………………………………..29
Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков………………………………………………………………34
Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
Психодинамические теории личности………………………38
Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности……………………………………………………39
Поведенческие теории личности……………………………..40
Гуманистические теории личности…………………………..41
Диспозиционные теории личности…………………………..41
Когнитивные теории личности……………………………….42
Подходы отечественных психологов
к изучению личности…………………………………………………42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков………………………………….49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особенностей личности
агрессивных подростков …………………………………………………66
3.Выводы……………………………………………………………………74
4. Заключение………………………………………………………………75
5. Библиография……………………………………………………………76
6. Приложение……………………………………………………………...81
В результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 75% - 27 человек; косвенной агрессии - 30,5% - 11 человек; склонности к раздражению зафиксирован у 33,3% - 12 человек; негативизма наблюдается 47,2% - 17 человек; Обиды у 22,2% - 8 человек; подозрительности - 38,9% - 14 человек; вербальной агрессии у 50% -18 человек; чувства вины - 50% 18 человек. Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16,6% - 6 человек; косвенной агрессии у 47,2% - 17 человек; склонности к раздражению - 52,7% - 19 человек; негативизма - 44,4% - 16 человек; обиды выявлен у 66,7% - 24 человек; подозрительности - 52,7% - 19 человек; вербальной агрессии - 50% - 18 человек; чувства вины - 38,9% - 14 человек. Низкий уровень физической агрессии выявлен у 8,3% - 3 человека; косвенной агрессии - 16,7% - 6 человек; склонности к раздражению у 13,8% - 5 человек; негативизма у 5,5% - 2 человека; обиды -11,1% - 4 человека; подозрительности зафиксирован у 5,5% - 2 человека; вербальной агрессии не выявлен; чувства вины - 8,3% 3 человека.
Анализ показал, что только 5 человек из всех испытуемых склонны к проявлению агрессивного поведения. Лена С. (ИА) – 31; (ИВ) – 12, Вика А. (ИА) – 29; (ИВ) – 15, Надя Е. (ИА) – 26; (ИВ) – 11, Сергей Р. (ИА) – 26; (ИВ) – 14, Влад О. (ИА) – 29; (ИВ) – 6. Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными учителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.
Высокие показатели агрессивности, выявленные у пятерых
подростков, сведены в отдельную таблицу №2
Таблица №2
Показатели |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Физическая Агрессия |
100% |
- |
- |
Косвенная Агрессия |
50% |
40% |
10% |
Раздражение |
40% |
60% |
- |
Негативизм |
50% |
20% |
30% |
Обида |
50% |
50% |
- |
Подозрительность |
75% |
25% |
- |
Вербальная Агрессия |
100% |
- |
- |
Чувство вины |
70% |
30% |
- |
Результаты диагностики по тесту FPI зафиксированы в таблице №3
Таблица№3
Психологические особенности подростков
№ |
Ф.И. |
Показатели | |||||||||||
Н |
СА |
ДЕП |
РАЗ |
ОБЩ |
УР |
РА |
ЗАС |
ОТ |
ЭИ |
ЭЛ |
МФ | ||
1 |
Эльвира Б. |
8 |
5 |
7 |
7 |
6 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
2* |
Лена С. |
9 |
9 |
7 |
9 |
5 |
6 |
9 |
5 |
4 |
6 |
8 |
8 |
3 |
Катя Н. |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
7 |
6 |
3 |
4 |
Лена Д. |
6 |
5 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
7 |
5 |
5 |
Ира Т. |
8 |
5 |
7 |
7 |
6 |
4 |
6 |
6 |
8 |
6 |
6 |
5 |
6 |
Марина П. |
7 |
5 |
8 |
7 |
2 |
4 |
4 |
6 |
8 |
4 |
7 |
1 |
7 |
НаташаЖ. |
7 |
7 |
8 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
6 |
4 |
7 |
2 |
8 |
ИринаТ. |
6 |
5 |
4 |
3 |
4 |
8 |
6 |
6 |
8 |
4 |
4 |
8 |
9* |
Вика А. |
6 |
8 |
6 |
9 |
9 |
5 |
9 |
5 |
5 |
9 |
7 |
9 |
10 |
Аня Г. |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
8 |
7 |
7 |
8 |
8 |
6 |
5 |
11 |
Маргарита Р. |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
8 |
3 |
8 |
6 |
3 |
5 |
12 |
Марина М. |
4 |
7 |
3 |
7 |
9 |
8 |
8 |
5 |
9 |
9 |
4 |
9 |
13* |
Надя Е. |
7 |
8 |
6 |
7 |
9 |
6 |
8 |
5 |
3 |
9 |
6 |
9 |
14 |
Даша В. |
7 |
7 |
8 |
6 |
4 |
8 |
6 |
6 |
9 |
7 |
7 |
6 |
15 |
Кристина С. |
4 |
1 |
4 |
5 |
9 |
4 |
7 |
5 |
5 |
6 |
4 |
6 |
16 |
Марика С. |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
6 |
9 |
9 |
8 |
7 |
7 |
6 |
17 |
Ани А. |
7 |
7 |
6 |
8 |
8 |
8 |
7 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
18 |
Марита Б. |
4 |
4 |
4 |
6 |
8 |
6 |
5 |
6 |
8 |
8 |
5 |
5 |
19 |
Ксения К. |
6 |
7 |
6 |
9 |
4 |
8 |
9 |
7 |
9 |
8 |
7 |
8 |
20 |
Лери К. |
8 |
6 |
7 |
7 |
5 |
7 |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
8 |
21 |
Саша П. |
4 |
1 |
6 |
3 |
4 |
3 |
5 |
6 |
4 |
3 |
6 |
3 |
22 |
Никита А. |
9 |
9 |
9 |
9 |
4 |
6 |
9 |
7 |
6 |
9 |
8 |
8 |
23 |
Олег М. |
5 |
1 |
4 |
5 |
8 |
5 |
7 |
1 |
3 |
6 |
3 |
5 |
24 |
Алексей А. |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
9 |
9 |
6 |
7 |
8 |
5 |
25* |
Сергей Р. |
8 |
5 |
7 |
8 |
6 |
5 |
9 |
7 |
6 |
6 |
6 |
8 |
26 |
Саша Т. |
4 |
5 |
4 |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
6 |
2 |
9 |
27 |
Вова Х. |
4 |
4 |
6 |
7 |
5 |
5 |
7 |
7 |
5 |
9 |
4 |
5 |
28 |
Артем П. |
6 |
5 |
7 |
7 |
4 |
8 |
9 |
6 |
4 |
7 |
5 |
8 |
29 |
Женя К. |
8 |
8 |
7 |
7 |
4 |
9 |
7 |
7 |
9 |
7 |
6 |
6 |
30 |
Женя П. |
6 |
8 |
6 |
8 |
4 |
5 |
9 |
7 |
8 |
9 |
5 |
8 |
31 |
Виталий А. |
5 |
3 |
4 |
5 |
8 |
8 |
5 |
7 |
8 |
7 |
5 |
8 |
32 |
Артем Н. |
6 |
3 |
6 |
5 |
8 |
5 |
7 |
6 |
9 |
7 |
5 |
8 |
33 |
Дима Д. |
8 |
8 |
8 |
8 |
5 |
6 |
9 |
7 |
4 |
8 |
6 |
8 |
34* |
Влад О. |
8 |
9 |
8 |
9 |
5 |
6 |
9 |
7 |
5 |
7 |
8 |
6 |
35 |
Влад Ч. |
8 |
9 |
9 |
8 |
5 |
6 |
5 |
7 |
4 |
8 |
8 |
6 |
36 |
Дима Г. |
8 |
8 |
7 |
8 |
5 |
6 |
7 |
8 |
5 |
8 |
8 |
6 |
Анализ таблицы и
выделение психологических
Данные о психологических особенностях испытуемых, имеющих высокий индекс агрессивности, были зафиксированы в отдельной таблице №4.
Таблица №4
Показатели |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Невротичность |
80% |
20% |
- |
Спонтанная агрессивность |
65% |
35% |
- |
Депрессивность |
80% |
20% |
- |
Раздражительность |
100% |
- |
- |
Общительность |
20% |
80% |
- |
Уравновешенность |
20% |
80% |
- |
Реактивная агрессивность |
90% |
10% |
- |
Застенчивость |
50% |
50% |
- |
Открытость |
10% |
80% |
10% |
Экстраверсия- Интроверсия |
70% |
30% |
- |
Эмоциональная лабильность |
60% |
40% |
- |
Маскулинизм- феминизм |
70% |
30% |
- |
В результате сравнения показателей агрессивности с психологическими особенностями личности было установлено, что у подростков с высоким показателем агрессивности высокий уровень невротичности наблюдается у 80% и средний (ближе к высокому) у 20%, высокий показатель спонтанной агрессивности отмечен у 65% и средний (ближе к высокому) у 35%, высокий уровень депрессивности у 80%, средний (ближе к высокому) у 20%, высокий уровень раздражительности отмечен у 100% учащихся, высокий уровень общительности у 20%, средний уровень (ближе к низкому) у 80%, высокий показатель уравновешенности у 20%, средний (ближе к низкому) у 80%, уровень реактивной агрессивности высокий у 90%, средний (ближе к высокому) у 10%, высокий и средний уровни по застенчивости 50%, высокий уровень открытости 10% испытуемых, средний уровень (ближе к низкому) 80%, низкий уровень у 10%, высокий уровень по шкале экстраверсия – интроверсия – 70%, средний -30%, высокий уровень эмоциональной лабильности у 60% учащихся, средний (ближе к высокому) у 40%, высокий уровень по шкале маскулинизм – феминизм у 70%, средний (ближе к низкому) у 30% подростков.
По результатам анализа диагностического обследования были выделены психологические особенности: депрессивность, раздражительность, тревожность, спонтанная агрессивность, обидчивость, общительность, недостаточная саморегуляция у агрессивных подростков, сформирована группа учащихся в количестве 5 человек: Лена С. Вика А. Надя Е. Сергей Р. Влад О.
Вика А. Характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 29 баллов, высокой физической агрессией – 10, высокой раздражительностью – 9, высокой вербальной агрессией – 13 баллов. Высоким уровнем враждебности (ИВ) – 15 баллов (обида – 6, подозрительность – 8 баллов); чувство вины - 8 баллов. Состояние агрессивности по тесту FPI – высокий уровень: спонтанная агрессивность – 8 баллов, реактивная агрессивность – 9 баллов. Высокий уровень по шкалам: раздражительность – 9 баллов, эмоциональая лабильность – 7 баллов; средние показатели по шкалам: тревожность - 5, депрессивность – 6 баллов. Высокий уровень общительности – 9 баллов высокий.
Показатели, которые подлежат коррекции: раздражительность, обидчивость, недостаточная саморегуляция, спонтанная агрессивность.
Надя Е. Характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 26 баллов, высокой физической агрессией – 9, высокой раздражительностью – 6, высокой вербальной агрессией – 11 баллов. Высоким уровнем враждебности (ИВ)– 11 баллов (обида –3, подозрительность – 8 баллов); чувство вины - 5 баллов. Состояние агрессивности по тесту FPI –высокий уровень по следующим шкалам: спонтанная агрессивность – 8 баллов, реактивная агрессивность – 8 баллов. Высокий уровень по показателям: раздражительность – 7 баллов, эмоциональная лабильность – 6 баллов; показатели по шкалам тревожность – 6, депрессивность – 6 баллов – средний уровень. Высокий уровень общительности – 9 баллов.
Показатели, которые подлежат коррекции: раздражительность, обидчивость, недостаточная саморегуляция, спонтанная агрессивность.
Лена С. характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 31 балл, высокой физической агрессией – 9, высокой раздражительностью – 9, высокой вербальной агрессией – 13 баллов. Высоким уровень враждебности (ИВ)– 12 баллов (обида – 4, подозрительность – 8 баллов) ; чувство вины - 7 баллов. Состояние агрессивности по тесту FPI – высокий уровень по шкалам: спонтанная агрессивность – 9 баллов, реактивная агрессивность – 9 баллов. Высокий уровень по показателям раздражительность – 9 баллов, эмоциональная лабильность – 9 баллов. Показатель тревожности средний – 5, депрессивность – 7 баллов – высокий. Средний уровень общительности – 5 баллов.
Показатели, которые подлежат коррекции: раздражительность, обидчивость, депрессивность, недостаточная саморегуляция.
Влад О. характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 29 балл (физическая агрессия – 9, раздражительность – 10, вербальная агрессия – 10 баллов). Низким уровень враждебности (ИВ) - 7 баллов (обида – 3, подозрительность – 4 баллов); чувство вины - 3 баллов. Состояние агрессивности по тесту FPI –высокий уровень: спонтанная агрессивность – 9 баллов, реактивная агрессивность – 9 баллов. Высокий уровень по шкалам раздражительность – 8 баллов, эмоциональная лабильность – 8 баллов, тревожность– 7, депрессивность – 8 баллов. Средний уровень общительности – 5 баллов.
Показатели, которые подлежат коррекции: раздражительность, тревожность, депрессивность, недостаточная саморегуляция, спонтанная агрессивность.
Сергей Р. характеризуется высоким показателем индекса агрессивности (ИА) – 26 баллов (физическая агрессия – 10, раздражительность – 6, вербальная агрессия – 10 баллов). Высоким уровень враждебности (ИВ) - 12 баллов (обида – 5, подозрительность – 9 баллов); чувство вины - 7 баллов. Состояние агрессивности по тесту FPI – средний уровень по шкале: спонтанная агрессивность – 5 баллов, высокий показатель реактивной агрессивности – 9 баллов. Высокий уровень раздражительности – 8 баллов. Средний уровень эмоциональной лабильности – 6 баллов. Высокие показатели по шкалам тревожность– 7, депрессивность – 7 баллов. Средний уровень общительности – 6 баллов.
Показатели, которые
подлежат коррекции:
Выделенные показатели у подростков будут подлежать коррекции. Их изменение в положительную сторону повлияют на снижение агрессии.
Личностные особенности, которые требуют снижения показателей: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость; личностные особенности, которые необходимо повысить: общительность, недостаточная саморегуляция.