Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:19, дипломная работа
Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия.
Введение ………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход………………………………………15
Этологический подход………………………………………17
Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18
Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19
Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация…………………………………………………………..20
Теория социального научения:
бихевиоральная модель…………………………………………….22
Гуманистическое направление
по изучению агрессии……………………………………………….24
Взгляды отечественных психологов
на агрессию………………………………………………………….25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков………………………………………………………………..29
Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков………………………………………………………………34
Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
Психодинамические теории личности………………………38
Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности……………………………………………………39
Поведенческие теории личности……………………………..40
Гуманистические теории личности…………………………..41
Диспозиционные теории личности…………………………..41
Когнитивные теории личности……………………………….42
Подходы отечественных психологов
к изучению личности…………………………………………………42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков………………………………….49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особенностей личности
агрессивных подростков …………………………………………………66
3.Выводы……………………………………………………………………74
4. Заключение………………………………………………………………75
5. Библиография……………………………………………………………76
6. Приложение……………………………………………………………...81
1.4.5. Диспозиционные теории личности
Г. Олпорт рассматривал личность, как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное поведение и мышление. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Черты могут быть классифицированы как кардинальные, центральные вторичные. Первые - это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку. [54, 322].
Р. Кеттел рассматривал личность как то, что позволяет представить действия какого-либо человека в данной ситуации и выражается уравнением R=f (S, P). Черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению. Структуру личности он описал состоящую из 16 факторов – исходных черт. Кеттел различал общие и уникальные черты. [54, 324]. Он указал на три аспекта личности: интересы, способности, темперамент. [34, 205].
Г. Айзенк свою теорию основывал на факторном анализе. Его иерархическая модель личности включает типы, черты личности привычные и специфические реакции. Айзенк видел два типа, лежащих в основе структуры личности: интроверсия- экстраверсия, стабильность – нейротизм. [54, 324].
1.4.6. Когнитивные теории личности
1.4.7. Подходы отечественных психологов к теории личности
Понятие личности следует отличать от понятия индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретный социальных и психологических характеристик. Понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психический особенностей, отличающих одного индивида от остальных. Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных функций (ролей)… личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание – продукт общественного развития. (Кон И.С.) . [34, 53]. В отечественной психологии выделяют уровни, характеризующие структуру личности. Н.В. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности. [34, 75]. Л.И. Божович рассматривала формирование личности в онтогенезе. Она считала критические периоды в качестве формирования, становления личности ребенка – кризис одного года, кризисы трех, семи лет, кризис подросткового возраста. [34, 142]. А.Н. Леонтьев писал, личность = индивиду; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество…[46, 344]. Б.С. Братусь говорил о роли биологического в формировании личности. Психическое всегда действует, протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физиологических, организмических) условий. Для постоянства и «самостоятельности» логики развития психики (т.е. ее относительной независимости от перипетий жизнедеятельности организма) необходимы обеспечения нужного диапазона этих условий, их устойчивость. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции. Причем надо ясно осознавать, что это именно две реальности, которые можно различить, с одной стороны, как класс условий, а с другой стороны, как процесс, протекающий в этих условиях. Реальность внешняя, социальная – это мир предметов, явлений, общения, борьбы, в котором живет человек. «Внутренняя» - есть собственно душевная, психическая реальность. Формула - «внешнее через внутреннее» описывает в основном характер воздействия на психику внешних, социальных причин, бытия – на сознание. В этом взаимодействии биологическая природа участвует как необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических процессов. Изменение физиологических параметров изменяет характер протекания психических процессов, что может сказываться на формировании сложных психических образований, включая и личность человека.[54, 400].
В результате теоретического анализа проблемы личности в мировой психологии можно сделать вывод, что содержание психического склада личности зависит от целого ряда биологических, социальных факторов, чтобы добиться оптимального уровня развития личностных особенностей человека, необходимо обеспечить полную гармонию взаимовлияния между этими многочисленными факторами, что в практике реальной жизни абсолютно невозможно. Личность человека является уникальной и поэтому каждая личность по- разному реагирует на эти факторы. Находясь иногда в одинаковых условиях – биологического, социального воздействия – мы наблюдаем формирование разных типов личности, поэтому среди которых могут быть уступчивые люди, агрессивные и всякие другие. Поскольку обеспечить оптимальные условия для каждой отдельной личности весьма проблематично, единственным средством эффективного влияния на сам процесс развития личности может стать предварительное выделение комплекса психологических особенностей личности, формирование агрессивного типа, целенаправленная психокоррекционная работа с этими особенностями. Таким образом, опираясь на положения З. Фрейда , работы других психологов, которые исследовали отдельные аспекты личности и факторы влияния на ее становление, мы можем предположить, что личность является комплексным образованием, а ее агрессивная направленность обусловлена, сложившимися в процессе жизни совокупностью определенных психологических особенностей. Агрессивная личность, с этой зрения, характеризуется сочетанием этих особенностей и уровнем их развития. По нашему предположению практическая реализация этой гипотезы может быть осуществлена благодаря предварительному выделению наиболее значимых психологических особенностей личности, которые обусловливают агрессивное поведение. Исследуя в теоретическом анализе все аспекты (биологические, социальные, психологические), влияющие на агрессивное поведение подростка, в качестве гипотетических общих особенностей личности этого плана, который чаще всего фигурирует в исследованиях большинства ученых, нами были выделены следующие: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость, общительность, недостаточная саморегуляция, негативизм.
Агрессивность – это
поведение в отношении
Тревожность – свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[31,407].
Депрессивность –
состояние душевного
Негативизм – демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им различных советов со стороны окружающих. [31, 265].
Раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости грубости. [30, 31].
Обидчивость – почувствовать обиду, оскорбиться.
Общительность – человек, легко вступающий в общение с другими, не замкнутый. [31, 308].
Саморегуляция – стабильность эмоционального состояния, хорошее умение владеть собой. [31, 352].
Выводы:
Проанализировав теоретические источники, рассмотрев различные подходы к определению агрессии, причин ее возникновения и объяснению агрессивного поведения, можно сделать вывод, что не существует единого мнения на определение агрессии и причин ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, но позволяет объяснить определенный аспект проблемы, выделяя свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
В нашей работе мы придерживаемся комплексного подхода к определению агрессии. Агрессия- это любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу. Причинами агрессивного поведения могут служить биологические, социальные, психологические факторы.
Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация. Главная личностная черта - личностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей – формирование чувства взрослости и «Я - концепции».
Причинами агрессивности выступают личностные особенности подростка- темперамент, характер, конфликтность; экономическая, социальная обстановка в стране; нарушение эмоциональных связей в семье, характер и условия семейного воспитания, окружение подростка.
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и
этапы экспериментального
Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.
Цель исследования: выявить основные особенности личности агрессивных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.
Гипотеза исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.
Исследование проводилось на базе МОУСШ № 36 Центрального района города Тулы, работающей по концепции, разработанной руководителем Заславской О.В., как школа индивидуального профессионального выбора.
В исследовании принимали участие учащиеся восьмых классов – в количестве 36 человек – 15 мальчиков и 21 девочка.
В школе работает психолог. Основные направления работы психолога: просветительская, диагностическая, коррекционная, профилактическая деятельности. Работа строится по запросам администрации школы, учителей, родителей учащихся. В настоящее время психолог работает с начальными классами, занимается вопросами готовности детей к школе и адаптацией учащихся. Вопросами агрессии, агрессивного поведения подростков не занимается.
С учащимися подросткового возраста не работает, хотя учителя обращаются по поводу плохого поведения и низкой успеваемости. Проводятся беседы- консультации с учителями, родителями, детьми, развивающие и коррекционные занятия.
Воспитательная работа в школе строится на основе правовой базы. Цель воспитательной работы: создание атмосферы толерантности в детско-взрослом коллективе.
Основные задачи: 1) определение путей обновления воспитательной системы школы. 2) разработка системы мероприятий, направленных на формирования самосознания здорового образа жизни. 3) обеспечение формирования информационного поля по развитию гражданско-патриотического воспитания.
Для решения задач проводится комплексный анализ работы классных руководителей, проведение мониторингов, проведение родительских собраний. Прямой работы с агрессивными подростками не проводится, хотя в школе работает совет по профилактике – работа ведется с «трудными» учащимися, которые состоят на ВШУ (внутри школьный учет). В течение года классные руководители выходят в трудные семьи, проводятся встречи с инспектором ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних), врачами наркологического диспансера, психологом; оформляют информационные стенды, круглые столы, семинары, конференции. Школа организует каникулы с целью занятости учащихся, которые находятся на ВШУ.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1.Подготовительный этап: беседа с администрацией, учителями, психологом, учащимися школы, подбор методик, формирование первичной выборки.
2. Констатирующий этап:
подготовка к диагностическому
обследованию, обработка результатов,
анализ и обсуждение
3. Разработка и реализация коррекционной программы.
4. Контрольный этап: диагностика
уровня сформированности
Директор школы для исследования выделила два восьмых класса, в которых один классный руководитель. Один класс заявлен как «благополучный», второй как «проблемный», так как в нем обучаются дети из неблагополучных семей. Заместитель директора по воспитательной работе рассказала о методах воспитательной работы в школе, о способах работы с трудными учащимися.
В беседе с классным руководителем мы попросили его по внешним признакам выделить группу подростков, склонных к агрессивному поведению в разных классах, на основе собственного наблюдения. Учителем была выделена группа агрессивных подростков в количестве 14 человек.
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков
Для диагностики
психологических особенностей
Цель методики FPI: исследования уровня развития психологических особенностей личности.
Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те, с которыми Вы не согласны.
Оценка результатов: оценки уровня развития обследуемых качеств осуществляется на основе таблицы стенов, и их результаты определяются как высокие: 9-7, средние: 6-4, низкие: 1-3.
Цель методики Басса-Дарки: выявление подростков, склонных к агрессивному поведению.
Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те, с которыми Вы не согласны.
Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реакции. Норма агрессивности: 21+4; норма враждебности: 7+3.
Для диагностики, выделенных показателей в результате теоретического анализа были использованы тесты – опросники: Басса – Дарки и FPI. Для диагностики уровня агрессивности был использован тест Басса – Дарки, а для диагностики психологических особенностей агрессивных подростков тест – FPI.
Результаты диагностики
по тесту Басса – Дарки зафиксиров
Таблица №1
Уровни агрессивного поведения подростков
№ |
Ф.А |
Показатели | |||||||||
Ф.А. |
К.А. |
РАЗ. |
НЕГ. |
ОБ. |
ПОД. |
В.А. |
Ч.В |
ИА |
АВ | ||
1 |
Эльвира Б. |
7 |
5 |
7 |
3 |
6 |
7 |
10 |
7 |
24 |
13 |
2* |
Лена С. |
9 |
8 |
9 |
4 |
4 |
8 |
13 |
7 |
31 |
12 |
3 |
Катя Н. |
4 |
6 |
5 |
3 |
6 |
5 |
7 |
5 |
16 |
11 |
4 |
Лена Д. |
7 |
7 |
4 |
4 |
3 |
8 |
9 |
4 |
20 |
11 |
5 |
Ира Т. |
8 |
5 |
8 |
4 |
3 |
7 |
8 |
5 |
24 |
10 |
6 |
МаринаП. |
5 |
7 |
7 |
0 |
5 |
5 |
5 |
6 |
17 |
10 |
7 |
НаташаЖ. |
2 |
2 |
3 |
2 |
5 |
5 |
7 |
5 |
12 |
10 |
8 |
ИринаТ. |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
7 |
7 |
13 |
6 |
9* |
Вика А. |
10 |
9 |
6 |
5 |
6 |
8 |
13 |
8 |
29 |
15 |
10 |
Аня Г. |
7 |
6 |
5 |
3 |
2 |
7 |
10 |
8 |
22 |
9 |
11 |
МаргаритаР. |
6 |
5 |
6 |
4 |
3 |
4 |
12 |
5 |
24 |
7 |
12 |
Марина М. |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
7 |
11 |
2 |
23 |
10 |
13* |
Надя Е. |
9 |
6 |
6 |
3 |
3 |
8 |
11 |
5 |
26 |
11 |
14 |
Даша В. |
8 |
6 |
3 |
3 |
4 |
5 |
8 |
4 |
19 |
9 |
15 |
Кристина С. |
6 |
5 |
6 |
4 |
3 |
6 |
7 |
6 |
19 |
9 |
16 |
Марика С. |
8 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
10 |
7 |
24 |
9 |
17 |
Ани А. |
8 |
7 |
6 |
2 |
3 |
5 |
7 |
7 |
20 |
8 |
18 |
Марита Б. |
5 |
6 |
3 |
4 |
5 |
3 |
10 |
5 |
18 |
8 |
19 |
Ксения К. |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
4 |
8 |
6 |
20 |
7 |
20 |
Лери К. |
9 |
3 |
7 |
5 |
6 |
6 |
7 |
8 |
23 |
12 |
21 |
Саша П. |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
6 |
5 |
6 |
10 |
9 |
22 |
Никита А. |
8 |
8 |
7 |
4 |
5 |
7 |
10 |
6 |
25 |
12 |
23 |
Олег М. |
8 |
3 |
7 |
3 |
3 |
6 |
8 |
7 |
23 |
9 |
24 |
Алексей А. |
9 |
5 |
8 |
3 |
3 |
6 |
7 |
9 |
24 |
9 |
25* |
Сергей Р. |
10 |
6 |
6 |
5 |
5 |
9 |
10 |
7 |
26 |
14 |
26 |
Саша Т. |
7 |
6 |
6 |
3 |
2 |
5 |
8 |
6 |
21 |
7 |
27 |
Вова Х. |
6 |
3 |
7 |
3 |
2 |
6 |
11 |
7 |
24 |
8 |
28 |
Артем П. |
9 |
6 |
5 |
5 |
4 |
8 |
10 |
7 |
24 |
12 |
29 |
Женя К. |
8 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
7 |
7 |
18 |
9 |
30 |
Женя П. |
8 |
6 |
4 |
4 |
4 |
5 |
8 |
8 |
20 |
9 |
31 |
Виталий А. |
7 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
7 |
2 |
18 |
7 |
32 |
Артем Н. |
1 |
2 |
8 |
1 |
5 |
6 |
7 |
8 |
16 |
11 |
33 |
Дима Д. |
7 |
4 |
8 |
3 |
6 |
6 |
9 |
8 |
24 |
12 |
34* |
Влад О. |
9 |
9 |
10 |
4 |
3 |
3 |
10 |
1 |
29 |
6 |
35 |
Влад Ч. |
7 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
10 |
4 |
24 |
14 |
36 |
Дима Г. |
8 |
7 |
6 |
5 |
6 |
9 |
9 |
8 |
23 |
15 |