Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:46, доклад
В последние десятилетия в России особенно остро стоит проблема воспроизводства населения. Неблагоприятные социально-экономические условия жизни привели к тому, что, во-первых, молодые люди реже стали заключать браки, а во-вторых, уменьшилось количество детей в семье. Естественно, в настоящее время пристальное внимание вызывают ценностные ориентации молодых людей.
Происходящие в настоящее время социально-экономический преобразования в обществе, высокий темп жизни и эмоциональное напряжение отражаются на всех параметрах жизнедеятельности женщины. В связи с изменяющимися условиями жизни и демографическим спадом в России наш интерес привлек период беременности и те изменения, которые происходят в сознании женщины в это время.
Оказание поддержки
клиентам. Функция психолога в
работе с беременными женщинами
— это прежде всего функция
поддержки. Глубинная психотерапевтическая
работа в этот период недопустима вследствие
ранимости психики будущей мамы и возможных
негативных последствий для развивающегося
ребенка.
Все формы поддержки,
применяемые в гуманистической
психотерапии являются актуальными
в работе с беременными женщинами
и направлены на повышение ее уверенности
в себе и в своих силах и на улучшение ее
взаимопонимания с ребенком. Само по себе
общение в группе, предполагающее отсутствие
критики любых высказываний, поощрение
спонтанности, уважение к каждому участнику,
способствует раскрытию членов группы
и снижению их тревожности
Поддержка психолога
должна ограничиваться принципом минимальной
достаточности. Демонстрация психологом
большей, чем у самой женщины,
заитересованности в
Экзистенциальная
истина есть в самом человеке
Терапевт поддерживает
доверие клиента к себе самому,
к своим возможностям справиться
с той или иной ситуацией, помогает
с помощью группы раскрытию собственных
ресурсов будущих родителей. Доверие
мамы к себе самой важно для
формирования психологического благополучия
ребенка. С уверенной любящей мамой ребенок
обретает ощущение безопасности.
Мама обязательно столкнется с оценками, которые будут давать здоровью и поведению ребенка окружающие ее люди: соседи, воспитатели, учителя. Если у самой мамы нет собственного ясно выраженного конструкта «Я-и-мир» и выработанных в процессе общения с ребенком критериев его оценки, то увеличивается вероятность, что она предаст ребенка и самое себя как мать в угоду некоторым внешним мнениям.
Содержание занятий
с беременными должно быть направлено
на укрепление уверенности мамы в самой
себе во всех аспектах: эмоциональном
(работа с чувствами), когнитивном (сообщение
знаний из разных источников, ознакомление
в том числе с противоречащими друг другу
точками зрения на одну проблему, поощрение
к поиску собственного решения), операциональном
(через отработку поведения в родах и приемов
обращения с ребенком на кукле).
В своем взаимодействии
с мамой психолог непременно должен
выражать доверие ее чувствам, уверенность,
что ей удастся найти оптимальное решение
возникающих проблем, подчеркивать, что
только наблюдая за своим ребенком (с которым
только она находится в постоянном близком
контакте), ей удастся найти оптимальный
индивидуальный подход к нему. Прежде
чем дать рекомендации, следует очень
внимательно прислушаться к самой маме,
с тем, чтобы способствовать обретению
ею индивидуального материнского стиля.
«Здесь-и-сейчас»
В данном контексте
реализация принципа «здесь-и-сейчас»
предполагает ориентацию родителей на
гибкость в поведении с ребенком, отзывчивость
к его эмоциональным состояниям и запросам,
в том числе, связанным с взрослением.
Поэтому с первого занятия следует говорить
о том, что чем в большей степени родителям
удастся избавиться от ожиданий в отношении
ребенка, тем в более благоприятных условиях
развития он окажется.
В родах принципиально
важно, чтобы женщина принимала
события такими, какие они есть
«здесь-и-сейчас», чтобы над ней
не давлели установки,. Роды всегда
содержат момент неопределенности, поэтому
составление плана своих родов чревато
в дальнейшем психологической травмой,
если план не удастся выполнить. В оптимальном
варианте женщина слушает себя и при этом
готова принять при необходимости помощь
от врача, а впоследствии не испытывает
угрызений совести и депрессию вследствие
несбывшихся ожиданий.
Умение быть
«здесь и сейчас» важно для
матери, которой предстоит ежедневно
и ежечасно реагировать на изменяющиеся
потребности, интересы и возможности
растущего ребенка. Так, например, если
мама новорожденного должна полностью
перестроить свою жизнь в соответствии
с потребностями ребенка, то уже в 1,5 года
кормление ребенка по его требованию будет
свидетельствовать об игнорировании ею
изменившихся потребностей малыша.
Принцип «здесь-и-сейчас» относится также к работе с клиентом и предполагает гибкость ведущего, его сензитивность к психологическим запросам группы, умение вовлечь участников в процесс обсуждения или тренинга, реагировать на изменения, происходящие в группе. Хотя консультирование будущих и молодых родителей является проблемно ориентированным, тем не менее оно не должно превратиться в лекцию без обратной связи. Вовлечению участников в процесс поиска способствует применение активных техник: обсуждения в группе, арттерапии, ролевых игр ит.д.
Конечность (смертность).
Очевидно, что рождение ребенка —
это уникальная возможность преодолеть
конечность существования, продлиться
в своем ребенке. В то же время
течение, исход родов и состояние
здоровья ребенка даже при самой
лучшей подготовке и осознанном выборе
роддома, могут разочаровать. В подготовке
к родам целесообразно проговаривать
необходимость принять любой исход родов
без обвинения кого-бы то ни было.
Возможность выбора. Часто будущие и молодые мамы сетуют на невозможность выбора, в этом случае их усилия надо направить на поиск такой возможности. Например, мама приводит трехлетнего сына к психологу с жалобами на наличие страхов и сама же и объясняет: «Я знаю почему у него страхи Его воспитательница запугивает, заставляя днем спать», как будто бы выбор воспитателя — не ее ответственность и возможность ухода от наносящего травму ребенку воспитателя исключена.
Другой пример: после неудачных родов женщина говорит: «Я чувствовала, что мне не надо было идти к этому врачу, да уж больно подружка его расхваливала.». Задача ведущего курсы для беременных состоит в том, чтобы предоставить информацию и рассмотреть с будущими родителями различные варианты родоразрешения и поведения в родах, отношения к ребенку и т.д. с тем, чтобы окончательный выбор всегда оставался за родителями.
Другой аспект
этой данности заключается в том,
что выбор в пользу чего-то всегда
влечет за собой отказ от преимуществ
отвергнутого варианта. Например, врач,
вызвавший доверие мамы, может
работать в учреждении, не предоставляющем
комфортные условия для родов.
Раздельно-но-связанно.
Эта данность характеризует разобщенность
и одиночество каждого человека
и в то же время потребность
и возможность совместного
Некоторые наслышаны
об опыте родов, удачном или неудачном
у своих подруг. Зачастую женщины
склонны переносить чужой опыт на
себя. Обсуждение в группе будет
способствовать принятию ими этой данности,
предполагающей уникальность опыта каждого,
однако при возможности быть услышанной
и понятой другими. Хорошие группы как
правило, встречаются и после окончания
обучения и поддерживают друг друга после
рождени ядетей.
Осознание. Способность
к осознанию предполагает способность
к изменению. Перед рождением, а еще лучше
перед зачатием ребенка родителям имеет
смысл задуматься, что они хотят изменить
в своих отношениях и в своих взглядах
на воспитание, чтобы передать ребенку
именно то, что они действительно считают
важным.
Способность человека к осознанию укрепляет нашу надежду на то, что изначально нежеланная беременность и изначально неадекватное отношение к ребенку может быть изменено самими родителями, и наша работа может способствовать этому. То есть, воспользуясь терминалогией А.Н. Леонтьева, в ряде случаев может произойти «сдвиг мотива на цель», например, задумывая зачатие с целью удержания мужчины, женщина включается в общение с ребенком, и он сам по себе начинает представлять для нее ценность.
Чтобы ни случилось
с ребенком, как бы ни складывались
жизненные обстоятельства в семье,
психолог должен указать родителям
на возможность осознания ими
собственных ошибок и изменения
обстоятельств в соответствии с
их желанием и волей за исключением
тех ситуациях, когда речь идет о первых
трех экзистенциальных данностях, которые
можно лишь осознать и принять.
Психотерапия
потери и несбывшихся ожиданий
Потеря ребенка — это реальность, с которой сталкиваются некоторые матери. Экзистенциальный подход является одним из самых эффективных методов работы с женщиной, ее семьей и врачом в случае потери ребенка во время беременности, родов и в антенатальном периоде. Другие случаи обращения к психологу — рождение маловесного и больного ребенка, а также разочарование процессом родов (например, в случае кесарева сечения при жестком настрое на естественные роды).
Здесь работа направлена
на принятие клиентами реальности во
всей ее сложности, перевод диструктивных
чувств: вины, агрессии и стыда —
в чувство сожаления. Терапевт сопровождает
клиента в проживании им цикла горя, который
может длиться до двух лет.
Представленный
анализ психологической работы с
беременными женщинами и
Часть 2
Ребенок с синдромом
Дауна в семье и без нее
Что мы знаем
о людях с синдромом Дауна?
Что они безнадежные идиоты, что
они крест и беда своих родителей.
А родителей, которые со своим
дауненком счастливы, психиатры
причисляют к своим клиентам. Между
тем счастливых семей, которые не сдали
новорожденного ребенка с синдромом Дауна
в интернат, становится в России все больше.
Тарас и Светлана Красовские вместе с
другими родителями даунят создали организацию
«Такие же, как вы», представители которой
оперативно выезжают в роддом, где очередная
несчастная мама решает вопрос: заберет
ли она домой собственного ребенка или
сдаст государству.
Распространенность
этого синдрома не зависит ни от
социального положения
Что касается первого,
нежизнеспособность ребёнка должна
быть доказана в срок до 120 дней. Кроме
того, существует целый список заболеваний,
которые позволяют считать