Как
показывает практика, больше всего
новички нуждаются в помощи и
поддержке первые две недели. Глубочайший
след в сознании работника оставляют
первые дни или даже часы на рабочем
мecтe в организации. Это восприятие сказывается
на всей дальнейшей работе, закладывается
основа дисциплинированности. Во многом
достижению названных глубинных процессов
способствует процедура адаптации нового
сотрудника. Успешное решение проблемы
адаптации работников как составной части
общей системы развития человеческих
ресурсов возможно при условии поддержки
этой работы со стороны руководства компании.
Одного лишь понимания важности адаптации
сотрудника на новом рабочем месте недостаточно.
Успех возможен только при условии планирования,
направления и координации этой работы
в масштабах всей организации. Однако,
несмотря на ряд положительных аспектов,
которыми обладает адаптации по-прежнему
большинство работодателей не видит в
ней необходимости, сохраняя верность
принципу «с корабля на бал».
Несмотря
на то обстоятельство, что сама процедура
адаптации монолитна, все же в
ней предпочтительно выделить два
основных направления, которые во многом
предопределяют дальнейшие действие работодателя.
Основные усилия по адаптации нового
сотрудника представитель кадровой
службы должен сконцентрировать на психологической
адаптации работника в коллективе
и приобщении его к освоению профессиональных
секретов.
В курсовой
работе было проведено практическое
исследование по адаптации персонала кафе «Гранат», по
результатам которого были сделаны определенные
выводы:
- адаптация
работников кафе «Гранат» имеет
целью взаимное приспособление работника
и организации, основанное на планомерном
изучении работником профессиональных
знаний и навыков, понимании социальных
и организационно-экономических условий
труда, приобщении к корпоративным ценностям
кафе.
Адаптация
имеет свое начало и завершение.
Начало процесса адаптации — это
момент, когда человека заинтересовала
возможность работы в кафе. Завершение
адаптации — это переход нового
сотрудника в полноправные работники
организации.
Продолжительность
адаптационного периода по времени
совпадает со сроком испытания. За этот
период раскрываются новые качества
работника, в коллектив приходят
новые сотрудники, меняются руководители
разного уровня.
Важным
элементом адаптации является введение
в должность. Ее основная задача —
помочь сотруднику адаптироваться в
новой обстановке и достичь необходимой
эффективности в наиболее короткий
срок. Эта процедура не является
обучением и не обеспечивает необходимых
навыков или знаний для выполнения
порученной работы. Скорее, это знакомство
с нормами, принятыми в организации.
Процедура
введения в должность устанавливает
общие правила и предписывает
комплекс необходимых действий. Первый
день работы нового сотрудника начинается
в 8.00. Первым делом, вновь принятый работник
в приемной директора заполняет
необходимые документы, несколько
позже все сотрудники собираются
у директора кафе, который в
свою очередь представляет коллективу
нового работника. Далее, вновь принятый
работник получает у администратора
инструменты и оборудование, необходимые
ему для работы. И только после
этого он идет в сопровождении
заведующего производством на свое
рабочее место.
Для
оптимизации технологии адаптации
и повышения уровня лояльности и
управляемости работниками кафе
«Гранат» предложены следующие рекомендации:
- в
ходе всего процесса адаптации
необходимо контролировать прогресс
сотрудника, для чего организовывать
периодические встречи по результатам
выполнения программы введения
в должность.
- процесс
адаптации заканчивать аттестационным
собеседованием, на котором подводились
бы итоги адаптационного периода
и планировались дальнейшие мероприятия
по повышению эффективности работы
сотрудника.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алиев В.Т., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учеб. пособие. — Махачкала: ИПЦ Даггосуниверситета, 2003. - 312 с.
- Антропов В.А. Организация управления персоналом. Екатеринбург: УГТУ, 2002
- 308 с.
- Антропов В.А., Пиличев А.В. Современные проблемы управления персоналом предприятий. Екатеринбург: Институт экономики, 2001.-
47с.
- Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1999.- 304 с
- Большаков B.O. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: Социально-психологический центр, 2000.- 380 с.
- Буланже М. Развитие персонала на предприятии//Служба кадров, 2000, № 10.-
28 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 2010. - 496 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Гардарика, 2004.
- 416 с.
- Волгин АЛ.. Мширко В.И., Модин А.Л. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.- М.: Дело, 2009.- 178 с.
- Вороника Л. «Смотрите кто пришел...»// Управление персоналом. — №1. 2000. - С.63
- Галенко B.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. СПб.: СПбУЭФ, 2006
- 244 с.
- Герасимов Б.Н., Морозов B.В, Яковлева H.Г. Оценка профессионализма в процессе развития компетентности специалиста: Метод, пособие. Самара: МУЦ, 2002. - 107 с.
- Герасимов Б.Н., Морозов B.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству. М.: МГУП, 1999.- 148 с.
- Герасимов Б.Н., Морозов B.В., Сафроноеа Г.Я., Яковлева H.Г. Оценка управленческого персонала: модель, показатели, организация. Метод. пособие. Самара: УДЦ, 1999. - 106 с.
- Герасимов Б.Н., Чумак B.Г. Яковлева H.Г. Менеджмент персонала организации: Учеб. пособие.- Самара: СГАУ, МИР, 2001.- 247 с.
- Горушкина С.Н. Культура села. Особенности и перспективы развития. Практика регионов. Вып. II.-М.,2003
-160с.
- Гутгард Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия// Управление персоналом. 2002. — № 5.
- Деркач А.Л., Ситников А.Л. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные технологии. - М.: Луч, 1999. - 88с.
- Десслер Г. Управление персоналом. М., 2001.- 210 с.
- Дятлов В.А., Кибанов А.Л.. Пихало В.Т. Управление персоналом: Уч. пос. М.: ПРИОР, 1998. - 512 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. Нижний Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.
- Качалов С.Б. Организационные аспекты повышения адаптации персонала на рабочем месте: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2001. - 34 с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации: Учеб. М.: ИНФРА. 2002.
- 304 с.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. -М.: ЮНИТИ, 2005. - 472 с.
- Магура М.Л.., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2002.-
176с.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.-312с.
- Менеджмент: Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2004. – 504с.
- Менеджмент организации. – Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА – М., 2005.- 432с.
- Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА –Н., 2006. – 336с.
- Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. - 264 с.
- Орехов В.Д. Особенности корпоративного обучения персонала// Управление персоналом. 2002, № 5. С. 31.
- Павлуцкий А., Алехина О. «Обучение действием»: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала// Управление персоналом. 2001. № 5. С. 27.
- Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1999.-205с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 279с.
- Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.Н. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 2006 -199с.
- Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Издательство «Питер», 2000.- 416с.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом / Издание 6-е, перераб. и доп.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.-384с.
- Управление организаций: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2003. – 716с. (Серия «Высшее образование»).
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА- М.-2004.- 638с.
- Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М., 2004.
- Ури У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. — М., 2002.
- Фишер Р., Ури У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — М., 2004.
- Фишер Р., Браун С. Путь к единению, или От переговоров к тесным взаимоотношениям. — М., 2005.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. — М., 2001.
- Фромм Э. Душа человека.- М., 2004.
- Фурдуй Ф.И. Стресс и здоровье.- М., 2003
- Хеш Г. Выработка и принятие управленческих решений. — М., 2005.
- Хорни К. Невроз и личностный рост.- СПб., 2003.
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс» ,2002.
- Шмидт Р. Искусство общения. — М., 2003.