Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение адаптации человека в коллективе и к его организационному окружению.
Сформулированная цель определила следующие задачи исследования:
- дать понятие об адаптации и методах ее реализации;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ И МЕТОДОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Характеристика адаптации
1.2 Методы адаптации
2. МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОКРУЖЕНИЮ
2.1 Характеристика деятельности кафе «Гранат»
2.2 Анализ методов адаптации новичков кафе «Гранат»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- желание продолжить трудовые отношения с организацией;
- понимание специфики работы;
- начало
эффективного выполнения в
- снижение уровня стресса;
- снижение уровня тревожности;
- вступление
в нормальные межличностные
- установление
партнерских отношений с
- формирование
и увеличение чувства
Рассмотренные задачи, как организации, так и сотрудника в процессе являются условными и на практике могут быть расширены. Основной задачей является формулирование необходимой цели в процессе адаптации. Это может быть осуществлено специалистом по управлению персоналом или непосредственным руководителем сотрудника в виде ведения кратких записей.
Отметим, что сопоставление целей, задач сотрудника и организации показывает, что в своей основе они совпадают. Несмотря на это, практика показывает, что в процессе адаптации (около 3 месяцев) торгового персонала около 50% его принимают решение не продолжать трудовых отношений с организацией, поскольку причиной являются возникшие в процессе адаптации негативные моменты.
Следует отметить, что в рамках общеориентированной адаптации происходит процесс приспособления к другим сотрудникам организации, который предусматривает не только формальное знакомство, но и установление нормальных партнерских отношений. Здесь можно представить нового сотрудника всему персоналу, обозначив его статус и должность. Необходимо контролировать этот процесс, периодически осведомляясь у других сотрудников организации о ситуации, сложившейся вокруг нового сотрудника. Причем здесь в полной мере можно использовать такой метод коммуникации, как слухи, сплетни. Многие руководители негативно воспринимают, когда в организации присутствуют сплетни, так как это дестабилизирует отношения в коллективе, отвлекает сотрудников от выполнения непосредственных должностных обязанностей. Признавая обоснованность данной точки зрения, можно направить в полезное для организации русло этот способ общения. Не стоит поощрять их распространение. Но, задав в приватной беседе любому сотруднику вопрос, как «Что вы можете сказать о нашем новом сотруднике?», «Как вы считаете, он справляется с работой?», получите в короткий промежуток времени достаточно объективную информацию для использования в процессе корректировки адаптации. Также сформулировав и задав уточняющие вопросы, можно конкретизировать какие-либо детали.
Особо необходимо акцентировать внимание на такой проблеме, как адаптации к условиям труда. Здесь рассматривается приспособление к порядку перерывов, перекуров, приемов пищи и др. Новый сотрудник должен быть не только информирован о существующих в организации правилах относительного распорядка трудового дня, но последний должен быть адаптирован к пожеланиям и физиологическим особенностям сотрудников.
Специально
ориентированный вид адаптации
предполагает ознакомление нового сотрудника
с его профессиональными
Отметим
специфику организации
Осуществим классификацию адаптации по следующим критериям:
1) по отношениям субъект-объект:
- активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
- пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению;
2) по воздействию на работника:
- прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
- регрессивная
— пассивная адаптации к среде
с отрицательным содержанием
(например, с низкой трудовой дисциплиной)
3) по уровню:
- первичная
— когда человек впервые
- вторичная — при последующей смене работы. Ряд авторов выделяют также и еще два вида адаптации:
- адаптация работника в новой должности;
- адаптация
работника к понижению в
- адаптации после увольнения (поддержка уволенных работников);
4) по направлениям:
- производственная;
- непроизводственная.
Профессиональная
адаптация заключается в
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Психофизиологическая
адаптация — адаптация к
Социально-психологическая
адаптация человека к производственной
деятельности — адаптация к ближайшему
социальному окружению в
Процесс
социально психологической
Вообще многое зависит от самого работника. Так, адаптация новичков, не имеющих опыта практической деятельности (первичная адаптация молодых специалистов), имеет свою специфику. Молодые специалисты приходят на производство, обладая хорошим багажом знаний и полным отсутствием практического опыта. Поэтому на первый план выступает профессиональная адаптация
Ценности коллектива. В данном случае подразумевается перенесение (применение) вышесказанного на уровень коллектива. Здесь можно говорить о взаимосвязанном изменении ценностей коллектива и сотрудника. Примером взаимосвязанного изменения может быть передача ценности «неприятие воровства» в деятельность коллектива сетевого магазина. Так, если в коллективе несколько новых сотрудников будут его придерживаться, то это снизит степень воровства со стороны персонала
Итак,
были обозначены не только следующий
уровень адаптации, но и важность
управления им. Например, в соответствии
с ним при обнаружении
Адаптация на физиологическом уровне должна включать не только информирование, но и изменение существующих правил по таким направлениям, как:
- время,
период и частота курения с
указанием размещения
- график работы: смена, шестидневная неделя и т.д. Учитывая наибольшую продуктивность сотрудника в зависимости от времени суток, можно повысить эффективность его трудовой деятельности.
Коммуникация сотрудника. Коммуникация - это общение между людьми. В соответствии с этим на уровне адаптации коммуникации происходит трансформация характера общения сотрудника. Сюда входят - лексика, тембр, речевые обороты, манера общения, скорость речи, объем (многословность, немногословность).
С позиции
управления адаптации на коммуникационном
уровне отметим важность инструктажа
со стороны непосредственного
Поведение сотрудника. Этот уровень охватывает поведение сотрудника и включает в себя его внешний вид, манеру одеваться, движения и т.д. Известно, что существуют общепринятые нормы поведения, характерные для общества в целом, но не свойственные другим кандидатам. Примером служат неумение некоторых женщин красиво накладывать макияж, игнорирование многих мужчин нечищеной обуви. В данном случае, для предотвращения негативных ситуаций специалист по управлению персоналом, непосредственный руководитель должны требовать в своей организации определенные принципы поведения, а также указать на существующие недостатки. Это следует произвести в тактичной и корректной форме, чтобы исключить негативную реакцию сотрудника. Например, таким образом: «Вы не могли бы сходить к парикмахеру, так как более привлекательный внешний вид позволит повысить уровень продаж в нашей организации».
Поведение
коллектива. В полной мере его анализ
аналогичен анализу рассмотренного
на уровне адаптации поведения
Психика коллектива. Здесь действует рассмотренная закономерность адаптации на уровне психики сотрудника, но с учетом своих особенностей. В процессе взаимодействия группы лиц их психика претерпевает определенные изменения и отличается от индивидуальной.
Отметим
специфику адаптации в
У молодых людей в возрасте до 35 лет отличные от рассмотренной ранее группы потребности. В их числе назовем необходимость в социализации, карьерном росте. Молодые люди больше нацелены на получение все возрастающей прибыли, а по причине мобильности и адаптивности часто меняют работу. Принимая на работу молодых людей, на этапе адаптации целесообразно предусмотреть данную специфику и предполагать дальнейший карьерный рост сотрудника в стенах организации. В противном случае они будут вынуждены уволиться по причине перехода на более значительную по статусу должность или работу с более высокой заработной платой.
Таким
образом, был рассмотрен процесс
адаптации персонала как
Главной целью адаптации с позиции персонала является максимально полное и быстрое приспособление к организации
Особые
потребности в адаптации
В целом, адаптация - необходимый этап в жизни любого человека.
1.2 Методы адаптации
Подробно рассмотрев этапы адаптации, также необходимо подробно рассмотреть методы (технологии) адаптации например торгового персонала.
С теоретической точки зрения метод - это способ осуществления чего-либо, предполагающий объединение определенного количества технологий. В соответствии со сказанным технология - это набор практических инструментов осуществления чего-либо.
Перейдем к вопросу методов адаптации, они объединяют применяемые технологии, а также систематизируют их. Применяя теорию управления, можно выделить такие методы адаптации например торгового персонала, как:
Тем
самым адаптация торгового