Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:10, курсовая работа
Системы поддержки принятия решений (DSS — Decision Support Systems) представляют собой информационные системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности и являются инструментом, помогающим менеджерам принимать обоснованные и эффективные управленческие решения. DSS позволяют в режиме реального времени автоматически анализировать большие объемы информации. С помощью DSS могут решаться неструктурированные и слабоструктурированные многокритериальные задачи. D
Введение………………………….…………….…….……….….…………..........2
1. Сущность СППР……………………………………………….………………3
1.1 История создания СППР……………………………………...………….3
1.2 Определение СППР………………………………………..……..………6
1.3 Классификация СППР………… ………………..…………….…………8
2. Специфика действия, сферы применения и экономические
аспекты СППР………………………………………………………….………...12
2.1 Информационная технология поддержки принятия решений...... ......12
2.2 Области применения СППР…..… ……………………………………..16
2.3 Статистические данные и производители СППР……………….…….18
Заключение………………………………………………………….…….……...21
Список использованной литературы………… ………….……….…….………22
Приложения………………………………… …………..………..…….....……..23
Стратегические СППР предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).
2. На уровне пользователя Haettenschwiler (1999) делит СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР.
—Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять.
—Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать.
—Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.
3. На концептуальном уровне Power (2003) отличает СППР, управляемые сообщениями (Communication—Driven DSS), СППР, управляемые данными (Data—Driven DSS), СППР, управляемые документами (Document—Driven DSS), СППР, управляемые знаниями (Knowledge—Driven DSS) и СППР, управляемые моделями (Model—Driven DSS).
—СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступ и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными). Необходимо отметить, что некоторые OLAP— системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, могут быть отнесены к гибридным СППР, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных.
—Управляемая сообщениями (Communication—Driven DSS) (ранее групповая СППР — GDSS) СППР поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.
—СППР, управляемые данными (Data—Driven DSS) или СППР, ориентированные на работу с данными (Data—oriented DSS) в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными.
—СППР, управляемые документами (Document—Driven DSS), управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.
—СППР, управляемые знаниями (Knowledge—Driven DSS) обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.
4. На техническом уровне Power (1997) различает СППР всего предприятия и настольную СППР.
—СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия.
—Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя. Существуют и другие классификации (Alter, Holsapple и Whinston , Golden, Hevner и Power). Отметим лишь, что превосходная для своего времени классификация Alter`a, которая разбивала все СППР на семь классов, в настоящее время несколько устарела.
5. В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS.
Рис. 1 СППР— хранилище данных
EIS (Execution Information System) – информационные системы руководства предприятия. Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации. EIS—системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес—показателей работы компании и тенденции их развития, с возможностью углубления рассматриваемой информации до уровня крупных объектов компании. EIS–системы – та реальная отдача, которую видит руководство компании от внедрения технологий СППР.
DSS (Desicion Support System) – полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS—систем (при наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного ПО поставщиков решений по OLAP—системам и Data Mining.
Такое деление систем на два типа не означает, что построение СППР всегда предполагает реализацию только одного из этих типов. EIS и DSS могут функционировать параллельно, разделяя общие данные и/или сервисы, предоставляя свою функциональность как высшему руководству, так и специалистам аналитических отделов компаний.
2. Специфика действия, сферы применения и
экономические аспекты СППР
2.1 Информационная технология поддержки принятия решений
В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.
Рис. 4 Основные компоненты информационной технологии поддержки
принятия решений
Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса, системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет: язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знания пользователя.
Язык пользователя — это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры, электронных карандашей, пишущих на экране, джойстика, «мыши», команд, подаваемых голосом и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.
Язык сообщений — это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно—ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. Теперь появилась новая возможность представления выходных данных — машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде. Использование машинной графики, значительно повышающее наглядность и интерпретируемость выходных данных, становится все более популярным в информационной технологии поддержки принятия решений.
Знания пользователя — это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером.
Рис. 2 Принцип работы СППР
Совершенствование интерфейса, системы поддержки принятия решений, определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:
манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;
передавать данные системе различными способами;
получать данные от различных устройств системы в различном формате;
гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.
Особенности информационной технологии поддержки принятия решений состоят в следующем:
— ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
— сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
— направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
— высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
Рис. 3 Информационная технология поддержки принятия решений как итерационный процесс
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса (рис. 3), в котором участвуют:
— система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
— человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.
2.2 Области применения СППР
1. Телекоммуникации
Телекоммуникационные компании используют СППР для подготовки и
принятия комплекса решений, направленных на сохранение своих клиентов и
минимизацию их оттока в другие компании. СППР позволяют компаниям более результативно проводить свои маркетинговые программы, вести более
привлекательную тарификацию своих услуг.
Анализ записей с характеристиками вызовов позволяет выявлять категории
клиентов с похожими стереотипами поведения, с тем чтобы дифференцировано
подходить к привлечению клиентов той или иной категории.
Есть категории клиентов, которые постоянно меняют провайдеров, реагируя на те или иные рекламные компании. СППР позволяют выявить наиболее характерные признаки «стабильных» клиентов, т.е. клиентов, длительное время остающихся верными одной компании, давая возможность ориентировать свою маркетинговую политику на удержание именно этой категории клиентов.
2. Банковское дело
СППР используются для более качественного мониторинга различных
аспектов банковской деятельности, таких как обслуживание кредитных карт,
займов, инвестиций и так далее, что позволяет значительно повысить
эффективность работы.
Выявление случаев мошенничества, оценка риска кредитования,
прогнозирование изменений клиентуры – области применения СППР и методов добычи данных. Классификация клиентов, выделение групп клиентов со сходными потребностями позволяет проводить целенаправленную маркетинговую политику, предоставляя более привлекательные наборы услуг той или иной категории клиентов.
3. Страхование
Набор применений СППР в страховом бизнесе можно назвать классическим —
это выявление потенциальных случаев мошенничества, анализ риска,
классификация клиентов.
Обнаружение определенных стереотипов в заявлениях о выплате страхового
возмещения, в случае больших сумм, позволяет сократить число случаев мошенничества в будущем.
Анализируя характерные признаки случаев выплат по страховым
обязательствам, страховые компании могут уменьшить свои потери. Полученные данные приведут, например, к пересмотру системы скидок для клиентов, подпадающих под выявленные признаки.
Классификация клиентов дает возможность выявить наиболее выгодные
категории клиентов, чтобы точнее ориентировать существующий набор услуг и вводить новые услуги.
4. Розничная торговля
Торговые компании используют технологии СППР для решения таких задач, как планирование закупок и хранения, анализ совместных покупок, поиск
шаблонов поведения во времени.
Анализ данных о количестве покупок и наличии товара на складе в
течение некоторого периода времени позволяет планировать закупку товаров, например, в ответ на сезонные колебания спроса на товар.
Часто, покупая какой либо товар покупатель приобретает вместе с ним и
другой товар. Выявление групп таких товаров позволяет, например, помещать
их на соседних полках, с тем, чтобы повысить вероятность их совместной покупки.
Поиск шаблонов поведения во времени дает ответ на вопрос «Если сегодня
покупатель приобрел один товар, то через какое время он купит другой