Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:10, курсовая работа
Системы поддержки принятия решений (DSS — Decision Support Systems) представляют собой информационные системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности и являются инструментом, помогающим менеджерам принимать обоснованные и эффективные управленческие решения. DSS позволяют в режиме реального времени автоматически анализировать большие объемы информации. С помощью DSS могут решаться неструктурированные и слабоструктурированные многокритериальные задачи. D
Введение………………………….…………….…….……….….…………..........2
1. Сущность СППР……………………………………………….………………3
1.1 История создания СППР……………………………………...………….3
1.2 Определение СППР………………………………………..……..………6
1.3 Классификация СППР………… ………………..…………….…………8
2. Специфика действия, сферы применения и экономические
аспекты СППР………………………………………………………….………...12
2.1 Информационная технология поддержки принятия решений...... ......12
2.2 Области применения СППР…..… ……………………………………..16
2.3 Статистические данные и производители СППР……………….…….18
Заключение………………………………………………………….…….……...21
Список использованной литературы………… ………….……….…….………22
Приложения………………………………… …………..………..…….....……..23
Содержание
Введение………………………….…………….…….……
1. Сущность СППР……………………………………………….………………3
1.1 История создания СППР……………………………………...………….3
1.2 Определение СППР………………………………………..……..………6
1.3 Классификация СППР………… ………………..…………….…………8
2. Специфика действия, сферы применения и экономические
аспекты СППР………………………………………………………….………
2.1 Информационная технология поддержки принятия решений...... ......12
2.2 Области применения СППР…..… ……………………………………..16
2.3 Статистические данные и производители СППР……………….…….18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………… ………….……….…….………22
Приложения………………………………… …………..………..…….....……..23
Введение
Системы поддержки принятия решений (DSS — Decision Support Systems) представляют собой информационные системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности и являются инструментом, помогающим менеджерам принимать обоснованные и эффективные управленческие решения. DSS позволяют в режиме реального времени автоматически анализировать большие объемы информации. С помощью DSS могут решаться неструктурированные и слабоструктурированные многокритериальные задачи. DSS — это интерактивная автоматизированная система, которая помогает лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для выявления и решения задач и принятия решений. Такие корпоративные системы работают с интерактивными запросами и позволяют моделировать ситуации и формировать отчеты в режиме он—лайн. Цель DSS — повышение эффективности решений.
Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производится выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.
ЭВТ в процессе поддержки ЛПР может и не занимать ведущее положение или даже вообще не использоваться. Но тогда вся сложность поддержки принятия решений руководителя возлагается на персонал поддержки и организацию его работы, что выдвигает очень высокие — а часто и невыполнимые требования к окружению ЛПР. Поэтому сегодня, говоря о поддержке ЛПР, следует иметь в виду именно человеко—машинную технологию, но последнее решение остаётся за ЛПР, т.е. за людьми.
1. Сущность СППР
1.1 История создания СППР
Теоретические исследования в области разработки первых систем поддержки принятия решений проводились в технологическом институте Карнеги в конце 50-х начале 60-х годов XX века. Объединить теорию с практикой удалось специалистам из Массачусетского технологического института в 60-х годах.
До середины 60—х годов прошлого века создание больших информационных систем (ИС) было чрезвычайно дорогостоящим, поэтому первые ИС менеджмента (так называемые Management Information Systems — MIS) были созданы в эти годы лишь в достаточно больших компаниях. MIS предназначались для подготовки периодических структурированных отчетов для менеджеров.
В конце 60—х годов появляется новый тип ИС — модель—ориентированные
СППР (Model—oriented Decision Support Systems — DSS) или системы управленческих решений (Management Decision Systems — MDS).
По мнению первооткрывателей СППР Keen P. G. W., Scott Morton M.S. (1978) [1], концепция поддержки решений была развита на основе «Теоретических исследований в области принятия решений… и технических работ по созданию интерактивных компьютерных систем».
В 1971 г. — опубликована книга Scott Morton‘а [2], в которой впервые
были описаны результаты внедрения СППР, основанной на использовании
математических моделей.
1974 г. — дано определение первой ИС менеджмента — MIS:
«MIS — это интегрированная человеко—машинная система обеспечения информацией, поддерживающая функции операций, менеджмента и принятия решений в организации. Системы используют компьютерную технику и программное обеспечение, модели управления и принятия решений, а также базу данных»
1975 г. — J.D.C.Little [3] предложил критерии проектирования СППР в менеджменте.
1978 г. — опубликован учебник по СППР, в котором исчерпывающе описаны аспекты создания СППР: анализ, проектирование, внедрение, оценка и разработка.
1980 г. — опубликована диссертация S. Alter [4], в которой он дал основы классификации СППР.
В 1981 г. — Bonczek, Holsapple и Whinston [5] создали теоретические основы проектирования СППР. Они выделили четыре необходимых компонента, присущих всем СППР: языковая система (Language System — LS) предназначалась для принятия всех сообщений; система презентаций (Presentation System (PS) презентаций была способна выдавать свои сообщения в качестве ответа; система знаний (Knowledge System — KS) позволяла сохранить все накопленные знания и данные; Система обработки задач (Problem—Processing System (PPS)) позволяла распознать и решить задачу во время работы.
1981 г. — R.Sprague и E.Carlson [6] описали, каким образом на практике можно построить СППР. Тогда же была разработана информационная система руководителя (Executive Information System (EIS)) — компьютерная система, предназначенная для обеспечения текущей адекватной информации для поддержки принятия управленческих решений менеджером.
В 90-х годах сфера возможностей СППР расширялась благодаря внедрению хранилищ данных и инструментов OLAP. Появление новых технологий отчетности сделало СППР незаменимой в менеджменте.
Разрабатываются так называемые Data Warehouses — хранилища данных. Хранилище данных — это очень большая предметно — ориентированная информационная корпоративная база данных, предназначенная для подготовки отчётов, анализа бизнес — процессов и поддержки принятия решений. Строится на базе клиент—серверной архитектуры, реляционной СУБД и утилит поддержки принятия решений. Данные, поступающие в хранилище данных, становятся доступны только для чтения.
В 1993 г. Е. Коддом (E.F. Codd) для СППР специального вида был предложен термин OLAP (Online Analytical Processing) — оперативный анализ данных, онлайновая аналитическая обработка данных для поддержки принятия важных решений. Исходные данные для анализа представлены в виде многомерного куба, по которому можно получать нужные разрезы — отчёты. Выполнение операций над данными осуществляется OLAP—машиной. По способу хранения данных различают MOLAP, ROLAP и HOLAP. По месту размещения OLAP—машины различаются OLAP—клиенты и OLAP—серверы. OLAP—клиент производит построение многомерного куба и вычисления на клиентском ПК, а OLAP—сервер получает запрос, вычисляет и хранит агрегатные данные на сервере, выдавая только результаты.
В начале нового тысячелетия была создана СППР на основе Web. В настоящее время СППР на основе Web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.
27 октября 2005 года в Москве на Международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья» (ITTHC 2005), А. Пастухов (Россия) представил СППР нового класса — PSTM (Personal Information Systems of Top Managers). Основным отличием PSTM от существующих СППР является построение системы для конкретного лица, принимающее решение, с предварительной логико — аналитической обработкой информации в автоматическом режиме и выводом информации на один экран.
С появлением в середине 70-х годов персональных ЭВМ происходит корректировка идеи автоматизированных систем управления от вычислительного центра и централизации управления к распределенному вычислительному ресурсу и децентрализации управления. Такой подход нашел свое применение в системах поддержки принятия решении (СППР), которые характеризуют новый этап компьютерной информационной технологии организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосредоточить в них решение крупных долгосрочных стратегических задач.
1.2 Определение СППР
Существует множество определений СППР, отражающих точки зрения представителей различных дисциплин и научных школ.
Ранние определения СППР (в начале 70—х годов прошлого века) отражали
следующие три момента:
возможность оперировать с неструктурированными или слабоструктурированными задачами, в отличие от задач, с которыми имеет дело исследование операций;
интерактивные автоматизированные (т.е. реализованные на базе компьютера) системы;
разделение данных и моделей.
Приведем современные определения СППР:
СППР — совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей .
СППР — это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктуризированных проблем.
СППР — это система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным и/или моделям, так что они могут принимать лучшие решения.
Последнее определение не отражает участия компьютера в создании СППР, вопросы возможности включения нормативных моделей в состав СППР и др.
В настоящее время нет общепринятого определения СППР, поскольку конструкция СППР существенно зависит от вида задач, для решения которых она разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы. Можно привести, тем не менее, некоторые элементы и характеристики, общепризнанные, как части СППР:
СППР — в большинстве случаев — это интерактивная автоматизированная система, которая помогает пользователю (ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком запросов.
Система поддержки принятия решений или СППР (Decision Support Systems, DSS) — это компьютерная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве. Интерактивные системы позволяют руководителям получить полезную информацию из первоисточников, проанализировать ее, а также выявить существующие бизнес-модели для решения определенных задач. С помощью СППР можно проследить за всеми доступными информационными активами, получить сравнительные значения объемов продаж, спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, а также рассмотреть все возможные альтернативные решения.
Развитие технических и программных средств, позволяющих «индустриализировать» технологию создания новых систем, привело к формированию еще одной точки зрения на СППР [1] , которая получила название «адаптивного проектирования». Сторонники этого подхода считают, что термин СППР имеет право на существование только в тех случаях, когда «конечная система» возникает в ходе адаптивного процесса проектирования и внедрения.
Основным постулатом адаптивного подхода является итеративность процесса разработки «конечного продукта», в ходе которого пользователь, разработчик и система многократно воздействуют друг на друга. Основным методом построения СППР в рамках данного подхода является прототипирование систем, когда разработчиком вначале создаётся макет (прототип) системы, обладающий основными чертами желаемой СППР, который в результате совместной работы разработчика и пользователя доводится до требуемой конечной системы.
1.3 Классификации СППР
Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.
1. Системы поддержки принятия решений по назначению делятся на оперативные и стратегические.
—Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово—хозяйственными процессами компании.
Они получили название «Информационных Систем Руководства» (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. Для ИСР характерны следующие основные черты: отчеты, (базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико); ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п. (ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами).
—Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и других аспектах.