Проектирование автоматизированной информационной системы "Деканат вечернего факультета", подсистемы ведения оперативных данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание работы

В ходе дипломного проектирования была детально проработана постановка задачи и обоснован выбор ее решения.
При построении системы использовалась двухзвенная архитектура клиент-сервер, которая предполагает разделение приложения на серверуню и клиентскую части. Серверная часть включает в себя базу данных и обеспечивает управление данными, администрирование, защиту данных. Клиентская часть обеспечивает выполнение пользовательских функций и представляет собой графический интерфейс для работы с базой данных

Содержание

Введение 8
1 Постановка задачи 11
2 Технико-экономическое обоснование темы. 13
3 Теоретическая часть 17
3.1 Информационные системы. 17
3.2 Базы данных. 18
4 Проектная часть. 20
4.1 Логическое моделирование предмета разработки 20
4.1.1 Модель вариантов исользовния 20
4.1.2 Модель классов системы 22
4.1.3 Поведение предмета разработки 23
4.1.4 Взаимодействие объектов системы по времени 24
4.2 Разработка структуры базы данных 24
4.2.1 Инфологическое проектирование базы данных 24
4.2.2 Выбор модели данных 38
4.2.3 Даталогическое проектирование базы данных 39
4.2.4 Ограничение целостности данных 55
4.2.5 Физическая модель базы данных 57
4.3 Выбор и обоснование СУБД 64
4.4 Выбор и обоснование языка программирования 66
4.5 Разработка информационного обеспечения системы 67
4.5.1 Проектирование серверной части 67
4.5.2 Проектирование клиентской части 68
4.5.3 Проектирование пользовательского интерфейса 70
5 Разработка документации 74
5.1 Требования к оборудованию и программному обеспечению 74
5.1.1 Конфигурация оборудования серверной части 74
5.1.2 Конфигурация оборудования клиентской части 74
5.1.3 Программное обеспечение серверной части 75
5.1.4 Программное обеспечение клиентской части 75
5.2 Общие сведения о программе 75
5.3 Руководство системного администратора 76
5.3.1 Установка серверной части приложения 76
5.4 Руководство пользователя 77
6 Тестирование программного обеспечения 85
6.1 Тестирование методом «белого ящика» 86
6.2 Системное тестирование 88
6.3 Тестирование методом «черного ящика» 88
6.4 Результаты испытаний 90
7 Экономическая часть 91
7.1 Технико-экономическое обоснование проекта 91
7.2 Составление плана-графика разработки 92
7.3 Составление сметы затрат на разработку 94
7.4 Выводы по эффективности использования программы 98
8 Безопасность и экологичность проекта 101
8.1 Введение 101
8.2 Анализ вредных и опасных факторов 101
8.3 Требования к рабочей мебели для снижения психофизиологических перегрузок и эргономические параметры рабочего места оператора ПК 109
8.4 Рационализация режима труда и отдыха для снижения умственного утомления 111
8.5 Обеспечение пожарной безопасности 113
8.6 Экологичность проекта. 116
Заключение 117
Список используемой литературы 118
Приложение. Листинг наиболее значимых частей программы 120

Работа содержит 1 файл

RED_2.3.doc

— 3.10 Мб (Скачать)

Рисунок 4.10

При связи “Группа” и “Специальность” сущность “Группа” имеет степень связи N, а сущность “Специальность” - 1, так как группа может относиться только к 1 специальности, но специальность может иметь много групп. Класс принадлежности сущности “Группа” необязательный, а сущности “Специальность” - обязательный, так как группа должна относиться к специальности, а специальность необязательно имеет группы.

Рисунок 4.11

При связи “Студент” и “Диплом” обе сущности имеют степень связи 1, так как студент может писать 1 дипломом, и диплом пишет только 1 студент. Класс принадлежности сущности “Студент” обязательный, а сущности “Диплом” - необязательный, так как студент может не писать диплом, а диплом обязательно пишет студент.

Рисунок 4.12

При связи “Преподаватель” и “Диплом” сущность “Преподаватель” имеет степень связи 1, а сущность “Диплом” - N, так как в преподаватель может быть руководителем по нескольким дипломным проектам, но диплом может иметь только одного руководителя. Класс принадлежности сущности “Преподаватель” обязательный, а сущности “Диплом” - необязательный, так как преподаватель может не руководить дипломным проектом, а диплом обязательно должен иметь руководителя.

Рисунок 4.13

При связи “Преподаватель” и “Ученая степень” сущность “Преподаватель” имеет степень связи N, а сущность “Ученая степень” - 1, так как преподаватель может иметь только 1 степень, но ученая степень может принадлежать многим преподавателям. Класс принадлежности сущности “Преподаватель” необязательный, а сущности “Ученая степень” - обязательный, так как преподаватель обязан иметь ученую степень, а ученая степень необязательно относится к преподавателю.

Рисунок 4.14

При связи “Преподаватель” и “Должность” сущность “Преподаватель” имеет степень связи N, а сущность “Должность” - 1, так как преподаватель может числиться только на 1 должности, но должность может принадлежать многим преподавателям. Класс принадлежности сущности “Преподаватель” необязательный, а сущности “Должность” - обязательный, так как преподаватель обязан числиться на должности, а должность необязательно принадлежит преподавателю.

Рисунок 4.15

При связи “Преподаватель” и “Кафедра” сущность “Преподаватель” имеет степень связи N, а сущность “Кафедра” - 1, так как преподаватель может принадлежать только к 1 кафедре, но кафедра может иметь много преподавателей. Класс принадлежности сущности “Преподаватель” необязательный, а сущности “Кафедра” - обязательный, так как преподаватель обязан принадлежать кафедре, а кафедра необязательно имеет преподавателей.

Рисунок 4.16

При связи “Специальность” и “Учебный план специальности” сущность “Специальность” имеет степень связи 1, а сущность “Учебный план специальности” - N, так как специальность может иметь несколько учебных планов, но учебный план относится только к одной специальности. Класс принадлежности сущности “Специальность” обязательный, а сущности “Учебный план специальности” - необязательный, так как специальность может не иметь учебных планов, а учебный план обязательно должен относиться к  пециальности.

Рисунок 4.17

При связи “Специальность” и “Кафедра” имеет степень связи N, а сущность “Кафедра” - 1, так как специальность может принадлежать только к 1 кафедре, но кафедра может иметь много специальностей. Класс принадлежности сущности “Специальность” необязательный, а сущности “Кафедра” - обязательный, так как специальность обязана принадлежать кафедре, а кафедра необязательно имеет специальности.

Рисунок 4.18

При связи “Учебный план специальности” и “Вид занятий” сущность “Учебный план специальности” имеет степень связи N, а сущность “Вид занятий” - 1, так как учебный план может включать только 1 вид занятий, но вид занятий может содержаться во многих учебных планах. Класс принадлежности сущности “Учебный план специальности” необязательный, а сущности “Вид занятий” - обязательный, так как учебный план обязан включать тип занятий, а тип занятий может не принадлежать учебному плану.

Рисунок 4.19

При связи “Учебный план специальности” и “Дисциплина” сущность “Учебный план специальности” имеет степень связи 1, а сущность “Дисциплина” - N, так как учебный план может включать только 1 дисциплину, но дисциплина может содержаться во многих учебных планах. Класс принадлежности сущности “Учебный план специальности” необязательный, а сущности “Дисциплина” - обязательный, так как учебный план обязан включать дисциплину, а дисциплина может не принадлежать учебному плану.

Рисунок 4.20

При связи “Учебный план специальности” и “Учебный план испытаний” сущность “Учебный план специальности” имеет степень связи 1, а сущность “Учебный план испытаний” - N, так как учебный план специальности может иметь только 1 учебный план испытаний, но учебный план испытаний может содержаться во многих учебных планах. Класс принадлежности сущности “Учебный план специальности” обязательный, а сущности “Учебный план испытаний” - необязательный, так как учебный план не обязан иметь план испытаний, а план испытаний обязан принадлежать учебному плану специальности.

Рисунок 4.21

При связи сущностей “Группа” и “Учебный план специальости” у обеих сущностей степень связи N, так как группа может изучать N учебных планов, учебный план может изучаться N группами. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как группа может не изучать учебных планов, а учебный план может изучаться никакой группой.

 Рисунок 4.22

При связи сущностей “Преподаватель” и “Учебный план специальости” у обеих сущностей степень связи N, так как преподаватель может преподавать N учебных планов, учебный план может преподаваться N преподавателями. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как преподаватель может не преподавать учебных планов, а учебный план может не преподаваться.

 

 Рисунок 4.23

При связи “Учебный план испытаний” и “Вид испытаний” сущность “Учебный план испытаний” имеет степень связи N, а сущность “Дисциплина” - 1, так как учебный план испытаний может иметь только 1 вид испытаний, но вид испытаний может содержаться во многих учебных планах. Класс принадлежности сущности “Учебный план испытаний” необязательный, а сущности “вид испытаний” - обязательный, так как учебный план обязан включать вид испытаний, а вид испытаний может не принадлежать учебному плану.

Рисунок 4.24

При связи сущностей “Группа” и “Учебный план испытаний” у обеих сущностей степень связи N, так как группа может проходить N испытаний, испытаний могут проходиться N группами. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как группа может не проходить испытаний, а испытания могут не проходиться никакой группой.

 Рисунок 4.25

При связи сущностей “Преподаватель” и “Учебный план испытаний” у обеих сущностей степень связи N, так как преподаватель может проводить N планов испытаний, план испытаний может проводиться N преподавателями. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как преподаватель может не преподавать учебных планов, а учебный план может не преподаваться.

 Рисунок 4.26

При связи сущностей “Студент” и “Ведомость” у обеих сущностей степень связи N, так как студент может содержаться в N ведомостях, ведомость содержать N студентов. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как студент может не содержаться ни в одной ведомости, а ведомость может не содержать студентов.

 Рисунок 4.27

При связи “Экзаменационный лист” и “Студент” сущность “Экзаменационный лист” имеет степень связи N, а сущность “Студент” - 1, так как экзаменционный может быть выписан только на 1 студента, но на студента может быть выписано N экзаменационных листов. Класс принадлежности сущности “Экзаменационный лист” необязательный, а сущности “Студент” - обязательный, так как экзаменационный лист обязан выписываться на студента, а на студента может не быть не выписано ни одного экзаменационного листа.

Рисунок 4.28

При связи сущностей “Оценка” и “Студент” у обеих сущностей степень связи N, так как оценка может быть выствалена N студентам, студенту может быть выставлено N оценок. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как оценка может быть не выставлна ни одному студенту, а студент может не получить ни одной оценки.

Рисунок 4.29

При связи сущностей “Оценка” и “Ведомость” у обеих сущностей степень связи N, так как оценка может быть выствалена в N ведомостях, в ведомости может быть выставлено N оценок. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как оценка может быть не выставлна ни в одной ведомости, а ведомость может не содержать ни одной оценки.

 Рисунок 4.30

При связи “Экзаменационный лист” и “Оценка” сущность “Экзаменационный лист” имеет степень связи N, а сущность “Оценка” - 1, так как в экзаменционный лист может быть выставлена только 1 оценка, но оценка может быть выставлена в N экзаменационных листов. Класс принадлежности обеих сущностей необязательный, так как экзаменационный лист может не содержать оценки, а оценка может быть не выставлена ни в однн экзаменационный лист.

Рисунок 4.31

При связи “Экзаменационный лист” и “Ведомость” сущность “Экзаменационный лист” имеет степень связи N, а сущность “Ведомость” - 1, так как экзаменционный лист может принадлежать только одной ведомости, но ведомости может принадлежать N экзаменационных листов. Класс принадлежности сущности “Экзаменационный лист” необязательный, а сущности “Ведомость” – обязательный, так как экзаменационный лист обязан принадлежать ведомости, а ведомости может не принадлежать ни одного экзаменационного листа.

Рисунок 4.32

При связи “ ” и “Группа” сущность “ Ведомость ” имеет степень связи N, а сущность “Группа” - 1, так как ведомость может быть выписана только на 1 группу, но на группу может быть выписано N ведомостей. Класс принадлежности сущности “Ведомость” необязательный, а сущности “Группа” – обязательный, так как ведомость обязательно выписывается на группу, а на группу может быть не выписано ни одной ведомости.

Рисунок 4.33

При связи “Приказ” и “Статус студента” сущность “Приказ” имеет степень связи N, а сущность “Статус студента” - 1, так как приказ может включать только один статус, но статус может быть указан во многих приказах. Класс принадлежности сущности “Приказ” необязательный, а сущности “Статус студента” - обязательный, так как приказ должен включать статус, а конкретный статус необязательно указан в приказах.

Рисунок 4.34

В результате вышеизложенных описаний можно сформировать ER-диаграмму (рис. 4.35).

 

Рисунок 4.35. ER-диагрмма




 

4.2.2 Выбор модели данных

Для разработки информационной системы, основанной на технологи баз данных, первым шагом должно стать проектирование структуры БД. При этом важнейшее значение при проектировании уделяется выбору модели данных.

Модель данных – это совокупность взаимосвязанных структур данных и операций над ними. Вид модели и используемые в ней типы структур данных отражают концепцию организации и обработки данных, используемых в СУБД, поддерживающей модель, или в языках системы программирования, на которых создается прикладная программа обработки данных.

Известно, что для размещения одной и той же информации на запоминающем устройстве могут использоваться различные структуры и модели данных. Их выбор возлагается на пользователя, создающего информационную систему, и зависит от многих факторов, в том числе от имеющегося технического и программного обеспечения, определяющегося сложностью автоматизируемых задач и объемом информации.

В настоящее время самыми распространенными  являются следующие модели данных: иерархическая, сетевая, объектная и реляционная.

Однако реляционная модель отличается от остальных простотой структуры данных, удобным для пользователя табличным представлением и доступом к информации. Она получила наибольшее распространение.

Реляционная модель данных представляется в виде совокупности простейших двумерных таблиц и отношений.

Связи между двумя таблицами  в реляционной модели устанавливаются  по равенству значений одинаковых атрибутов  таблиц-отношений. Таблица отношение является универсальным объектом  реляционных моделей, что обеспечивает возможность унификации обработки данных в различных СУБД. 

Для этой модели имеется развитый математический аппарат – реляционное исчисление и реляционная алгебра.

Недостатком реляционной системы  является жесткость структуры данных и зависимость быстродействия от  размера базы данных.

Для разработки серверной части  программного обеспечения будет  использована реляционная модель данных.

4.2.3 Даталогическое проектирование базы данных

После построения ER-диаграммы нужно сформировать набор предварительных отношений с указанием первичного ключа для каждого отношения. Затем добавить не ключевые атрибуты в отношения и построить схему данных. Переход к предварительным отношениям производится с использованием построенной ER-диаграммы по специальным правилам.

Информация о работе Проектирование автоматизированной информационной системы "Деканат вечернего факультета", подсистемы ведения оперативных данных