Таким
образом, если с учетом цели и задач
исследования необходимо рассматривать
изучаемый объект как систему, то
необходимо учитывать тип этой системы,
управляема она или неуправляема,
взаимодействует с окружающей средой
или нет и т.п.
Заключение
Таким
образом, в ходе данной работы были
проанализированы многие проблемы, возникающие
при проведении и организации
экспериментов, и получены следующие
результаты:
- Эксперимент
как способ познания окружающей действительности
сопровождает исследователей практически
при любой познавательной деятельности.
Многие вопросы, касающиеся проведения
эксперимента, являются проблемами, заслуживающими
пристального внимания. В теории эксперимента
важно понимание таких основополагающих
понятий как <данные>, информация, знания,
сбор, обработка, анализ <данных>, и
интерпретация результатов анализа <данных>.
- Эксперименты
можно классифицировать по различным
признакам и выделяются такие виды как
детерминированные и индетерминированные,
регулярные и нерегулярные, стохастические
и астохастические.
- При проведении
эксперимента очень важен выбор параметров
для измерения, шкал, в которых эти параметры
измеряются, и учет всех погрешностей,
которые влияют на результаты. Многие
из погрешностей могут быть оценены и
удалены (или учтены) еще до проведения
самого эксперимента.
- Важны проблемы
обработки получаемых данных, так как
данные могут быть представлены в различных
видах (точечные, интервальные, полные,
неполные и т.д.) и, следовательно, в зависимости
от типа эксперимента и вида исходных
и получаемых данных могут строиться модели
совершенно различных классов.
- Системный
подход в теории экспериментов позволяет
рассматривать исследуемый объект как
систему и выявлять его наиболее важные
свойства. Однако, при этом, возникают
проблемы определения отношения объекта
к системам, к типам систем, выбор системообразующего
фактора, с точки зрения которого объект
рассматривается как система.
Список использованной
литературы
Учебники
и учебные пособия
- Вероятность
и математическая статистика: Энциклопедия
/ Под. Ред. Ю.В. Прохорова. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 2003. – Репр. Изд.
– 912 с.
- Губарев В.В.
Информатика в рисунках и таблицах. (Фрагменты
системного путеводителя по концептуальным
основам): Учеб. пособие. – Изд. перераб.
и доп. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. –
156 с.
- Губарев В.В.
Концептуальные основы информатики: Учеб.
пособие: В 3-х ч. – Новосибирск: Изд-во
НГТУ, 2005. – Ч. 1. Сущностные основы информатики.
– 149 с.
- Губарев В.В.
Практикум по теории вероятностей: Учеб.
пособие. / Губарев В.В., Зыбарев В.М. – Новосибирск:
Изд-во НГТУ, 1995. – 157 с.
- Губарев.
В.В. Системный анализ в экспериментальных
исследованиях; Учеб. пособие: В 3-х ч. –
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – Ч. 1. – 99с.
- Блохин А.В.
Теория эксперимента [Электронный ресур]:
Курс лекций в двух частях: Часть 1. — Электрон.
текст. дан. (1,1 Мб). — Мн.: Научно-методический центр
“Электронная книга БГУ”, 2003. — Режим
доступа: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Chemistry/blohin1.pdf . — Электрон. версия печ. публикации,
2002. — PDF формат, версия 1.4 . — Систем. требования:
Adobe Acrobat 5.0 и выше.
- Блохин А.В.
Теория эксперимента [Электронный ресур]:
Курс лекций в двух частях: Часть 2. — Электрон.
текст. дан. (1,0 Мб). — Мн.: Научно-методический центр
“Электронная книга БГУ”, 2003. — Режим
доступа: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Chemistry/blohin2.pdf . — Электрон. версия печ. публикации,
2002. — PDF формат, версия 1.4 . — Систем. требования:
Adobe Acrobat 5.0 и выше.