Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:40, реферат
Целью данной работы является анализ проблем, возникающих в теории экспериментов и предложение рекомендаций по их решению.
Введение 3
1. Общие понятия теории экспериментов 5
2. Классификация видов эксперимента 7
3. Проблемы измерений в эксперименте 9
3.1. Проблемы с выбором измеряемой характеристики 9
3.2. Проблемы, связанные с подбором измерительных шкал 10
3.3. Погрешности при измерениях 11
4. Проблемы анализа данных и построения моделей при экспериментировании 13
4.1. Проблемы обработки экспериментальных данных 13
4.2. Проблемы построения модели объекта-оригинала с учетом специфики эксперимента 15
5. Проблемы системного подхода в теории эксперимента 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
После сбора, обработки и анализа <данных> следует их интерпретация, т.е. истолкование, разъяснение смысла, значения, перевод в термины и образы, понятные пользователю. Следует заметить некорректность употребления сочетания «интерпретация данных», потому что интерпретировать можно то, что является результатом обработки, а не сами данные как носители информации.
Под применением результатов обработки и анализа <данных> будем понимать действия, связанные с использованием их для решения теоретических и практических задач, с достижением конкретной цели, в которой сбор, обработка, анализ данных и интерпретация результатов являются лишь промежуточными технологическими этапами.
Методологией теории экспериментирования является системный подход, базирующийся на понятии «система» и методы моделирования. Проблемы, возникающие при этих подходах, будут рассмотрены далее в работе.
Классификацию
экспериментов можно проводить
по нескольким критериям. С точки
зрения повторяемости исходов
Эксперименты
Повторяемость
исходов
Индетерминированные
Детерминированные
Закономерность появления данных
Иррегулярные
Регулярные
Массовость повторения
Стохастические
Астохастические
Рисунок
1. – Виды экспериментов
С точки зрения повторяемости эксперименты бывают однократные и многократные, при этом, для многократных выполняется условие возможности многократного повторения.
Индетерменированные эксперименты делятся на две группы – стохастические (с точки зрения применимости к ним аппарата теории вероятностей их можно условно назвать регулярными) и иррегулярные. Для стохастических экспериментов характерно обязательное выполнение двух условий. Первое – их можно воспроизводить (хотя бы теоретически) сколь угодно большое число раз при сохранении одних и тех же условий. Второе – хотя априори исходы эксперимента неизвестны, апостериори в результате многочисленных опытов обнаруживается некоторая закономерность, тенденция в появлении исходов опыта, а именно, что частота появления каждого из возможного исхода w колеблется относительно некоторой константы (принимаемой в статистическом подходе к построению теории вероятностей фон-Мизеса за вероятность), сходясь к ней при неограниченном увеличении числа экспериментов N как к пределу. Для иррегулярных экспериментов не выполняется одно или оба из рассмотренных условий. Для них либо нельзя сохранить условия проведения эксперимента для его многократного повторения, либо сама постановка о повторении эксперимента не имеет смысла.
При проведении того или иного вида эксперимента возникает проблема подбора вида модели и применимости того или иного аппарата, эти проблемы обсуждаются позже, в данной главе приведем лишь небольшие пояснения по поводу выбора класса модели.
Для описания стохастических экспериментов применим аппарат теории вероятностей, соответственно модели в этом случае строятся вероятностно-статистические. Для описания иррегулярных экспериментов используются аппараты экспертного анализа, теории нечетких множеств, интервального анализа и т.п. Для детерминированных экспериментов строятся классические модели, для описания которых, например, может использоваться аппарат математического анализа.
Любой
эксперимент непосредственно
Измерение [4] – это опытное нахождение значения физической величины с помощью специальных средств путем сравнения измеряемой величины с некоторой мерой, значение которой принято за единицу измерения; действия, связанные с нахождением числового измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Рассмотрим основные проблемы, связанные с этим процессом.
Для построения модели, наиболее полно отражающей свойства объекта, необходимо измерять именно те характеристики в процессе эксперимента, которые наиболее важны для получения практически ценного результата. Эта проблема достаточно многогранна и одного универсального средства для решения таких вопросов нет. Исследователь должен хорошо понимать предметную область задачи, знать возможные варианты поведения объекта в условиях эксперимента и в соответствии со своей интуицией, основанной на понимании изучаемого объекта, выбирать необходимые параметры для измерения. Также в этом случае учитывается еще ряд свойств, таких как: 1) максимальная точность измеряемой характеристики, т.е. лучше выбрать тот параметр, для которого результат измерения будет наиболее точен; 2) сложность и трудоемкость измеряемой характеристики – необходимо из параметров объекта выбирать те для измерения, которые при одинаковой точности требуют меньше ресурсов (материальных, временных, технических и т.д.); 3) помимо выбора характеристик необходимо установить их необходимое количество, которое позволит описать объект более полно.
Если экспериментатор выбрал параметры исходного объекта, которые подлежат измерению, то возникает следующая проблема – а в каких шкалах измерять выбранные характеристики для получения наиболее точных результатов. Для ответа на этот вопрос давайте рассмотрим понятие измерительной шкалы, ее виды и типы данных, которые можно измерять с помощью этих шкал.
Измерительная шкала – множество обозначений (чисел, номеров, символов), используемых для регистрации состояния наблюдаемого объекта. Измерительная шкала обладает такой характеристикой как сила – допустимое количество операций (действий) над данными, выраженными в этой шкале.
Шкалы, прежде всего, разделяются на количественные и качественные. К количественным шкалам относятся:
В абсолютной шкале, например, можно измерить число комнат в доме, ступенек на лестнице; в шкале отношений – отношение масс; к интервальным шкалам относят температурные, шкалы давлений; к шкалам разностей – летоисчисление. Здесь сразу стоит заметить, что необходимо знать о силе выбранной шкалы для получения логичного и правильного результата, так как при применении операции над шкалой, где такая операция недопустима, мы получим бессмысленный результат, например, брать отношение лет.
К качественным относят шкалы:
В порядковых шкалах измеряются величины, которые можно упорядочить по возрастанию или убыванию каких-то свойств, например, например напиток кислее-слаще, больше, меньше, в отличие от порядковой гиперпорядковая шкала применятся для упорядочения разностей. Номинальная шкала взаимно-однозначно ставит объект определенному классу, например разряды спортсменов или классификация яблок по сортам, бальные шкалы используют сравнение с эталоном, например пятибалльная шкала оценки знаний.
Важно следует отметить то, что величины, которые мы сравниваем, должны быть выражены в одних и тех же шкалах, потому что 200С и 200К совершенно разные величины, так как выражены в разных шкалах.
Следует учитывать, что при измерении какой-то величины, мы никогда не сможем измерить ее точное значение, то есть имеется следующая проблема – а на сколько правдивы измерения и действительно ли то, что измеренное значение очень близко к истинному значению величины? И даже если мы получаем не истинное значение, то насколько оно неточно? В связи с этим, стоит рассмотреть погрешности, которые возникают в ходе эксперимента при измерениях.
Каждый
результат измерения —
Погрешности
могут иметь различную природу
происхождения и по-разному
Систематической погрешностью называется составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно меняющаяся при повторных измерениях одной и той же величины. При этом предполагается, что систематические погрешности представляют собой определенную функцию неслучайных факторов, состав которых зависит от физических, конструкционных и технологических особенностей средств измерений, условий их применения, а также индивидуальных качеств наблюдателя. Сложные детерминированные закономерности, которым подчиняются систематические погрешности, определяются либо при создании средств измерений и комплектации измерительной аппаратуры, либо непосредственно при подготовке измерительного эксперимента и в процессе его проведения. Например, если при определении времени длительность химической реакции секундомер отстает, то при повторении опыта будет систематически недооцениваться время реакции, а если секундомер спешит, то переоцениваться.
Случайная погрешность — погрешность, допущенная под влиянием случайных причин, действующих непредвиденным образом на результат измерения. Эффекты действия таких причин столь незначительны, что их нельзя выделить в отдельности (при данном уровне техники измерения). При этом распределение случайных ошибок обычно симметрично относительно нуля: ошибки, противоположные по знаку, но равные по абсолютной величине, встречаются довольно часто.
Погрешности
Случайные
Систематические
Перекосы элементов приборов в их направляющих, нерегулярные изменения моментов трения в опорах, малые флюктуации влияющих величин, изменения внимания операторов
Инструментальные
погрешности; погрешности, обусловленные
неправильной установкой и взаимным расположением
средств измерения; личные погрешности,
обусловленные индивидуальными особенностями
наблюдателя.