Автор: Ауау Ауаууа, 11 Июня 2010 в 08:29, курсовая работа
Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.
Вычислив все вероятности состояний n – канальной СМО с отказами р0 , р1, р2, …,рk,…, рn, можно найти характеристики системы обслуживания.
Вероятность отказа в обслуживании определяется вероятностью того, что поступившая заявка на обслуживание найдет все n каналов занятыми, система будет находиться в состоянии Sn:
k=n.
В системах с отказами события отказа и обслуживания составляют полную группу событий, поэтому
Ротк+Робс=1
На
этом основании относительная
Q = Pобс= 1-Ротк=1-Рn
Абсолютную пропускную способность СМО можно определить по формуле
А=λ*Робс
Вероятность обслуживания, или доля обслуженных заявок, определяет относительную пропускную способность СМО, которая может быть определена и по другой формуле:
Пример. Пусть n-канальная СМО представляет собой вычислительный центр (ВЦ) с тремя (n=3) взаимозаменяемыми ПЭВМ для решения поступающих задач. Поток задач, поступающих на ВЦ, имеет интенсивность λ=1 задача в час. Средняя продолжительность обслуживания tоб=1,8 час.
Требуется вычислить значения:
- вероятности числа занятых
- вероятности отказа в
- относительной пропускной способности ВЦ;
- абсолютной пропускной
- среднего числа занятых ПЭВМ на ВЦ.
Определите, сколько дополнительно надо приобрести ПЭВМ, чтобы увеличить пропускную способность ВЦ в 2 раза.
Решение.
Определим параметр μ потока обслуживаний:
Приведенная интенсивность потока заявок
Предельные вероятности состояний найдем по формулам Эрланга:
Вероятность отказа в обслуживании заявки
Ротк = Р3 = 0,18
Относительная пропускная способность ВЦ
Абсолютная пропускная способность ВЦ:
Среднее число занятых каналов – ПЭВМ
Таким образом, при установившемся режиме работы СМО в среднем будет занято 1,5 компьютера из трех – остальные полтора будут простаивать. Работу рассмотренного ВЦ вряд ли можно считать удовлетворительной, так как центр не обслуживает заявки в среднем в 18% случаев (Р3= 0,180). Очевидно, что пропускную способность ВЦ при данных λ и μ можно увеличить только за счет увеличения числа ПЭВМ.
Определим, сколько нужно использовать ПЭВМ, чтобы сократить число не обслуженных заявок, поступающих на ВЦ, в 10 раз, т.е. чтобы вероятность отказа в решении задач не превосходила 0,0180. Для этого используем формулу вероятности отказа:
Составим
следующую таблицу:
N | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
P0 | 0,357 | 0,226 | 0,186 | 0,172 | 0,167 | 0,166 |
Pотк | 0,673 | 0,367 | 0,18 | 0,075 | 0,026 | 0,0078 |
Анализируя данные таблицы, следует отметить, что расширение числа каналов ВЦ при данных значениях λ и μ до 6 единиц ПЭВМ позволит обеспечить удовлетворение заявок на решение задач на 99,22%, так как при n = 6 вероятность отказа в обслуживании (Ротк) составляет 0,0078.
Система массового обслуживания имеет один канал. Входящий поток заявок на обслуживание поток имеет интенсивность λ. Интенсивность потока обслуживания равна μ (т. е. в среднем непрерывно занятый канал будет выдавать μ обслуженных заявок). Длительность обслуживания — случайная величина, подчиненная показательному закону распределения. Заявка, поступившая в момент, когда канал занят, становится в очередь и ожидает обслуживания.
Рассмотрим систему с
Обозначим Pn - вероятность того, что в системе находится n заявок. Эта величина вычисляется по формуле:
Здесь P=λ/µ - приведенная интенсивность потока. Тогда вероятность того, что канал обслуживания свободен и в системе нет ни одного клиента, равна:
абсолютная пропускная способность:
А=q∙λ;
Рассмотрим пример одноканальной СМО с ожиданием:
Специализированный пост диагностики представляет собой одноканальную СМО. Число стоянок для автомобилей, ожидающих проведения диагностики, ограниченно и равно 3, то есть (N— 1)=3. Если все стоянки заняты, т. е. в очереди уже находится три автомобиля, то очередной автомобиль, прибывший на диагностику, в очередь на обслуживание не становится. Поток автомобилей, прибывающих на диагностику имеет интенсивность λ=0,85 (автомобиля в час). Время диагностики автомобиля распределено по показательному закону и в среднем равно toб =1,05 час.
Требуется определить вероятностные характеристики поста диагностики, работающего в стационарном режиме.
Решение
Интенсивность потока
µ=1/tоб =1/1,05=0,952
Приведенная интенсивность потока автомобилей определяется как отношение интенсивностей λ и μ, т.е.
P=λ/ µ=0,85/0,952=0,893
Вычислим вероятности нахождения P заявок в системе:
P1=r∙P0=0,893∙0,248=0,221;
P2=r2∙P0=0,8932∙0,248=0,198;
P3=r3∙P0=0,8933∙0,248=0,177;
P4=r4∙P0=0,8934∙0,248=0,158.
Вероятность отказа в обслуживании автомобиля:
Pотк=Р4=r4∙P0≈0,158.
Относительная пропускная способность поста диагностики:
q=1–Pотк=1-0,158=0,842.
Абсолютная пропускная
А=λ∙q=0,85∙0,842=0,716 (автомобиля в час).
Среднее число автомобилей,
Среднее время пребывания автомобиля в системе:
часа.
Средняя продолжительность пребывания заявки в очереди на обслуживание:
Wq=Ws-1/μ=2,473-1/0,952=1,423 часа.
Среднее число заявок в
Lq=λ∙(1-PN)∙Wq=0,85∙(1-0,158)∙
Работу рассмотренного поста
диагностики можно считать
Рассмотрим многоканальную систему массового обслуживания с ожиданием. Процесс массового обслуживания при этом характеризуется следующим: входной и выходной потоки имеют интенсивности λ и μ соответственно, параллельно обслуживаться могут не более С клиентов, то есть система имеет С каналов обслуживания. Средняя продолжительность обслуживания одного клиента равна 1/µ
Вероятности того, что в системе находятся P заявок (С обслуживаются, остальные ожидают в очереди) равна:
Где
Решение будет действительным, если выполняется следующее условие:
Остальные
вероятностные характеристики функционирования
в стационарном режиме многоканальной
СМО с ожиданием и
среднее число клиентов в
среднее число находящихся в системе клиентов (заявок на обслуживание и в очереди)
Ls=Lq+ρ;
средняя
продолжительность пребывания
средняя продолжительность пребывания клиента в системе
Рассмотрим пример многоканальной системы массового обслуживания с ожиданием.
Пример. Механическая мастерская завода с тремя постами (каналами) выполняет ремонт малой механизации. Поток неисправных механизмов, прибывающих в мастерскую, - пуассоновский и имеет интенсивность λ=2,5 механизма в сутки, среднее время ремонта одного механизма распределено по показательному закону и равно tоб=0,5 сут. Предположим, что другой мастерской на заводе нет, и, значит, очередь механизмов перед мастерской может расти практически неограниченно.
Требуется
вычислить следующие
- вероятность состояний системы;
-
среднее число заявок в
- среднее число находящихся в системе заявок;
-
среднюю продолжительность
-
среднюю продолжительность
Решение
Определим параметр потока обслуживаний
Приведенная интенсивность потока заявок
ρ=λ/μ=2,5/2,0=1,25,
при этом λ/μ ∙с=2,5/2∙3=0,41<1.
Поскольку
λ/μ∙с<1, то очередь не растет
безгранично и в системе
Вычислим вероятности состояний системы: