Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа
Основными задачами ценообразования можно считать следующие:
1) покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли;
2) учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
3) решение социальных опросов;
4) реализация экологической политики;
5) решение внешнеполитических вопросов;
1.
Задачи ценообразования и функции цены
3 стр.
1.1
Задачи ценообразования
3 стр.
1.2
Функции цен
4 стр.
2.
Установление цен для стимулирования сбыта
6 стр.
3.
Влияние изменения цен и издержек на прибыль предприятия
8 стр.
4.
Задача 1
15 стр.
5.
Задача 2
15 стр.
4.
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
| ||
1. | Задачи ценообразования и функции цены | 3 стр. |
1.1 | Задачи ценообразования | 3 стр. |
1.2 | Функции цен | 4 стр. |
2. | Установление цен для стимулирования сбыта | 6 стр. |
3. | Влияние изменения цен и издержек на прибыль предприятия | 8 стр. |
4. | Задача 1 | 15 стр. |
5. | Задача 2 | 15 стр. |
4. | Литература | 19 стр. |
|
|
|
1. Задачи ценообразования и функции цены.
1.1 Задачи ценообразования.
Основными задачами ценообразования можно считать следующие:
1) покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли;
2) учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
3) решение социальных опросов;
4) реализация экологической политики;
5) решение внешнеполитических вопросов;
Первые две задачи решались на ранних этапах развития рынка.
Первая задача – покрытие затрат и обеспечение прибыли – это главное требование продавца – производителя и посредника. Чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль получит.
Вторая задача – учет взаимозаменяемости продукции – это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же товар предлагается на рынке по разным ценам, потребитель естественно предпочтет товар по низкой цене.
Задачи с третьей по пятую – важно решать по мере перехода от рынка стихийного, к рынку регулируемому.
В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается путем проведения государственной политики, отражающей общенациональные интересы.
Схема 1. Схема развитого рынка
В рыночных условиях цена является функцией и рынка и государства. Экономические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования НТП – это, по сути общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии государственного органа, представляющего общенациональные интересы, указанные вопросы решаться не будут.
Так, основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов является поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции, в отношении которых проводится политика благоприятствования. Социальная политика проявляется или в замораживании цен или понижения их на товары повышенного социального значения (детские товары, медикаменты, продукты первой необходимости).
Для стимулирования выпуска прогрессивных средств производства государство продумывает систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений или установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности). Разница же между повышенной ценой производителя и пониженной ценой для покупателя датируется из федерального бюджета.
Использование ценовых рычагов в рамках экологии производится с помощью оценки переработки и утилизации вторичного сырья, отходов и продуктов их переработки.
1.2 Функции цен.
Функции цен – это наиболее общие свойства, которые объективно присуще категории «цены». Цене присуще множество функций: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения, рыночная и т.д.
Выполняя учетную функцию, цены позволяют сравнивать различные блага, несопоставимые по потребительским характеристикам. Кроме того, учетная функция цены позволяет исчислить макроэкономические показатели, отраслевые и конкретного предприятия (прибыль, издержки, ВВП и т.д.)
Перераспределительная функция предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, регионами, различными группами населения. Государство, например, поддерживает высокий уровень цен на автомобили, табачную и алкогольную продукцию на уровне, значительно превышающих затраты. Доходы от этого превышения используются государством для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения развития последних. Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой и таможенной политики и т.д.
Рыночная функция цены. Уровень и поведение цены на рынке находятся под воздействием целого ряда факторов. Коммерческая цена выполняет двойственную роль:
выступает как индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие и взаимодействие;
с другой стороны как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие цены на поведение субъектов рынка.
Рыночная цена выполняет различные функции:
посредника и соизмерителя при обмене товаров на деньги;
важного показателя конъюнктуры рынка;
уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, объема и территориального размещения производства;
инструмента образования прибыли и управления эффективностью производства;
фактора налогообложения;
главной составляющей в оценке инфляционных процессов;
как средство влияния на инвестиционную политику;
фактора уровня жизни населения, влияющего на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов;
мощного орудия конкурентной борьбы между субъектами рынка.
2. Установление цен для стимулирования сбыта.
При определенных обстоятельствах фирмы временно назначают на свои товары цены ниже прейскурантных, а иногда ниже себестоимости. Вот различение формы таких цен:
1. Фирмы могут устанавливать на некоторые товары цены как на "убыточных лидеров" ради привлечения покупателей в надежде, что они заодно приобретут и другие товары по обычной цене.
2. Для привлечения большего числа клиентов в определенные периоды времени продавцы используют цены для особых случаев (например, зимние распродажи).
3. Скидка наличными предлагается потребителям, покупающим товар у дилеров в определенный отрезок времени. Это гибкое орудие сокращения товарных запасов в периоды затруднения сбыта без снижения прейскурантных цен.
4. Скидки с обычных цен с целью привлечения большего количества покупателей.
Установление дискриминационных цен. С учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т. п. фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных цен фирма продает товар или услугу по двум или более разным ценам без учета различий в издержках. Установление дискриминационных цен происходит в разных формах.
1. С учетом разновидностей покупателей. Разные покупатели могут платить за один и тот же товар или услугу разные цены (например, меньшая цена посещения музея для студентов).
2. С учетом вариантов товара. Разные варианты товара продают по разным ценам, но без всякого учета разницы в издержках их производства.
3. С учетом местонахождения. Товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки по предложению его в этих местах одинаковы.
4. С учетом времени. Цены меняются в зависимости от сезона, дня недели или часа суток.
5. С учетом лучшего обслуживания.
Для того чтобы ценовая дискриминация сработала, необходимо наличие определенных условий. Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию, а полученные сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса. Во-вторых, члены сегмента, в котором товар продается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-третьих, конкуренты не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-четвертых, издержки в связи с сегментированием рынка и наблюдением за ним не должны превышать суммы дополнительных поступлений, образующихся в результате ценовой дискриминации. В-пятых, установление дискриминационных цен не должно вызвать обиды и неприязни потребителей. В-шестых, применяемая фирмой конкретная форма ценовой дискриминации не должна быть противоправной с точки зрения закона (о защите прав потребителя).
3. Влияние изменения цен и издержек на прибыль предприятия.
В условиях рынка часто складывается ситуация, когда предприятия понижают или повышают цены, что обусловлено вполне объективной причиной – изменением конъюнктуры рынка и является нормальной практикой в ценообразовании.
Снижение цен может быть вызвано следующим:
необходимостью сохранить свои позиции на рынке в условиях сильной конкуренции;
ответной реакцией на снижение цен конкурирующих предприятий;
желанием завоевать большую долю рынка, т. е. занять доминирующее положение;
недостаточным спросом на производимый или реализуемый товар;
потребностью расширить объем производства (продаж) для получения наличных средств или для полной загрузки мощностей.
Снижение цен всегда является болезненным процессом, т. к. приводит к снижению доходов и прибыли, а также может расцениваться потребителями как ухудшение качества товаров (продукции), т. е. оказать негативное влияние на образ предприятия в глазах покупателей. С экономической точки зрения снижение цены оправдано в том случае, если за счет роста продаж снизятся средние издержки на единицу продукции (товара) или произойдет рост спроса, перекрывающий уменьшение прибыли. В этих условиях сохранение или увеличение массы прибыли зависит от двух основных факторов: