Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 00:35, курсовая работа
Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
Введение
1. Ценообразование на различных рынках.
2. Постановка задач и целей ценообразования.
3. Определение спроса и оценка издержек.
4. Анализ цен и товаров конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены.
Заключение.
3. Выбор метода ценообразования.
Определение спроса и оценка издержек.
2.
ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель, и издержками фирмы при его изготовлении. Поэтому определение цены должно основываться в первую очередь на факторах, относящихся к спросу, то есть на оценке того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. Значение издержек при установлении цен не должно преувеличиваться. На практике, как правило, фирма в первую очередь пытается установить, за какую цену она могла бы продать свой товар на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества товара и т. п., а затем уже определять свои производственные, коммерческие и административные затраты, соответствующие такой цене и изменяющиеся в зависимости от конъюнктуры рынка.
Тем не менее, при исчислении рыночной цены в настоящее время наиболее широко применяются следующие методы:
Суть
метода, основанного на определении
полных издержек, состоит в суммировании
совокупных издержек [переменные (прямые)
плюс постоянные (накладные) издержки]
и прибыли, которую фирма рассчитывает
получить.
Условный пример
определения цены
методом полных затрат,
тыс. руб.
Переменные
(прямые издержки):
на материалына рабочую силу |
9000 1000 |
Постоянные (накладные расходы) | 3800 |
Итого затрат | 13 800 |
Ожидаемая прибыль | 60 |
Ожидаемый доход от реализации | 16 560 |
Месячное производство продукции, шт. | 1000 |
Цена единицы продукции | 16,5 |
Главное метода — его простота и удобство, однако он имеет два больших недостатка:
1.
При установлении цены не
2.
Любой метод отнесения на
Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл. 14.преимущество данного 1.
Таблица 14.1.
Товар Х |
Товар Y | Товар Z | Всего | |
1. Количество единиц | 10 000 | 20 000 | 5000 | 35 000 |
2. Переменные
издержки, всего, руб.:
- на заработную плату производственных рабочих |
20 100 3500 |
42 000 8000 |
20 500 12 000 |
82 600 23 500 |
- на материалы | 16 600 | 34 000 | 8500 | 59 100 |
3. Общие постоянные издержки, руб. | 55 000 | |||
4. Распределение
постоянных издержек между 4.1 пропорционально
заработной плате |
892 |
18 723 |
28 085 |
55 000 |
4.2. пропорционально затратам на материалы | 15 448 |
31 641 |
7911 |
55 000 |
4.3. пропорционально переменным издержкам | 13 384 |
27 966 |
13 650 |
55 000 |
5. Общая
себестоимость при - по способу 4.1 |
28 292 |
60 723 |
48 585 |
|
- по способу 4.2 | 35 548 | 73 641 | 28 411 | |
- по способу 4.3 | 33 484 | 69 966 | 34 150 |
Цена
единицы каждого товара при рентабельности
15 % к себестоимости и
Таблица
14.2.
Себестоим. единицы товара, руб. | Прибыль на единицу товара, руб. | Цена единицы товара, руб. | |||||||
X | Y | Z | X | Y | Z | X | Y | Z | |
по способу 4.1. | 2,83 | 3,04 | 9,72 | 0,42 | 0,46 | 1,46 | 3,25 | 3,50 | 11,18 |
по способу 4.2. | 3,55 | 3,68 | 5,68 | 0,53 | 0,55 | 0,85 | 4,08 | 4,23 | 6,53 |
по способу 4.3. | 3,35 | 3,50 | 6,83 | 0,50 | 0,53 | 1,02 | 3,85 | 4,03 | 7,85 |
Какая из этих трех цен по каждому товару правильнее (разница между максимальным и минимальным значением цены по товарам составляет соответственно 25,5; 20,8; 58,4%)? Все они кажутся в равной мере обоснованными.
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для, расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете цен на товары понижен ой конкурентоспособности.
Более совершенным, но и более сложным по сравнению с методом полных затрат является многофакторный подход к ценообразованию, стремящийся учитывать целый комплекс условий, формирующих цену (перечислен нами выше). Определенное внимание при этом уделяется и издержкам, но не как основе цены, а как одному из факторов, ее определяющих.
Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяют высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.
Условный пример определения цены методом прямых затрат, тыс. руб.
Предлагаемая цена единицы продукции | 18,00 | 16,00 | 15,00 | 14,00 |
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых) | 8,58 |
8,46 |
8,40 |
8,34 |
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции | 9,42 | 7,54 | 6,60 | 5,66 |
Ожидаемый объём продаж, шт. | 400 | 600 | 800 | 900 |
Суммарная «маржинальная» прибыль | 3768 | 4524 | 5280 | 5094 |
Постоянные затраты при 100-процентном использовании производственных мощностей | 3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Реализованная прибыль | 768 | 1524 | 2280 | 2094 |
Таким образом, если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции. Из условного примера видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при продаже 800 изделий по цене 15 тыс. руб. Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.
И хотя метод применим практически для любых предприятий, он недостаточно известен в России и его внедрение наталкивается на неприятие части руководителей, воспитанных на «импортных» приемах ведения дел. Однако метод прямых затрат может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.
Наиболее полно преимущества использования методов ценообразования на основе сокращенной номенклатуры затрат проявляются при принятии различных управленческих решений (например, при определении выгодности дополнительного заказа). Пример такого расчета представлен в табл. 14.3.
В расчёте на 10 тыс. шт., млн. руб. | В расчёте на единицу продукции, тыс. руб. | |
Прямые затраты на материалы | 20 | 2,0 |
Прямые затраты на рабочую силу | 4 | 0,4 |
Прочие прямые расходы | 6 | 0,6 |
Итого основных затрат | 30 | 3,0 |
Переменные косвенные расходы | 8 | 0,8 |
Итого переменных затрат | 38 | 3,8 |
Постоянные затраты | 12 | 1,2 |
Полная себестоимость | 50 | 5,0 |
Прибыль | 10 | 1,0 |
Цена | 60 | 6,0 |
Информация о работе Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены