Установление цены на продукцию предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цена – денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.
Цель исследования курсовой работы – произвести анализ установления цены на продукцию предприятия.

Содержание

Введение 3
Теоретико-методологические основы формирования цены на товар 4
Прогнозирование основных ценообразующих факторов 7
2.1 Анализ макроэкономических факторов ценообразования 8
2.2 Определение уровня издержек производства 11
2.3 Оценка влияния регулирующих факторов на уровень цены 13
Расчет цены на продукцию предприятия 16
3.1 Выбор метода ценообразования 17
3.2 Расчет стоимости электроэнергии 18
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

курс.росина.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

 

2.3 Оценка влияния регулирующих  факторов на уровень цены

Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. В рыночных условиях для производителя и покупателя именно цена является одним из основных ориентиров.

В рыночной экономике уровень цены складывается под воздействием спроса и предложения. На спрос оказывает  влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение  цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т.д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов; число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.

В рыночных условиях вся система  факторов, оказывающих влияние на образование цены, объединяется в  три группы:

1) базовые факторы. В их состав  включаются различные затраты  производителей: внутрипроизводственные  и внепроизводственные; 

2) конъюнктурные факторы. Сюда входят факторы, являющиеся следствием изменчивости рынка и зависящие от макроэкономических условий, потребительского спроса и т.п.;

3) регулирующие факторы. Влияние  факторов данной группы определяется  степенью вмешательства государства в экономику. Все факторы, оказывающие влияние на рыночные цены, объединяются в две группы: внутренние (зависят от производителя) и внешние (не зависят от предприятия).

Внутренние факторы:

-эффективность рекламной деятельности, специфика, степень уникальности и уровень качества производимой продукции;

-особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального процессов имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и менее высокую цену);

-рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

-характер и специфика жизненного цикла продукции;

-гибкость и мобильность производственного процесса, длительность продвижения товара по цепочке между производителем и потребителем;

-имидж и авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынках.

Внешние факторы:

-степень политической стабильности в стране, где производится товар;

-наличие или отсутствие на рынке трудовых, материальных или иных ресурсов;

-характер и принципы государственной политики;

-уровень, темп изменения и другие динамические характеристики инфляции;

-масштабы и сегментация рынка;

-объем рынка и характеристики фактически существующего и перспективного покупательского спроса;

-наличие, уровень и характер конкуренции на рынке однородной продукции.

Общее воздействие этих факторов приводит к установлению такого уровня цен, при  котором достигается и сохраняется  сбалансированность экономической деятельности.

Факторы, способствующие снижению цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, конкуренция, снижение налогов, расширение рыночных связей.

Факторы, вызывающие рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффективность производства.

 

  1. Расчет цены на продукцию предприятия

(на примере ОАО  «Тюменская энергосбытовая компания»)

Тюменская  энергосбытовая компания - крупнейшая энергосбытовая компания - гарантирующий поставщик  электрической энергии в Тюменской  области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе, занимающая первое место по величине полезного отпуска электроэнергии среди энергосбытовых компаний УрФО и второе место среди энергосбытовых компаний - гарантирующих поставщиков России.

ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» было образовано 1 июля 2005 года в результате реформирования энергетической отрасли РФ путем выделения из ОАО «Тюменьэнерго». Общество зарегистрировано в городе Сургуте ХМАО-Югре.

100% акций компании  принадлежат ОАО «Межрегионэнергосбыт».

ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» является крупнейшим гарантирующим  поставщиком на территории Тюменского региона, ХМАО-Югры и ЯНАО, реализующим  право любого обратившегося к  нему абонента на надежную и бесперебойную  поставку электрической энергии в объеме, соответствующем его потребностям. Общество выполняет еще одну важную функцию - «подхват» абонентов, которые по тем или иным причинам остались без обслуживающей их энергосбытовой компании.

В состав ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» входят 1 городское и 15 межрайонных отделений, 28 производственно-сбытовых участка, расположенные на территории Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО. Персонал отделений и участков осуществляет работу с абонентами непосредственно на местах. Открыто два представительства - в г. Москве и г. Салехарде. Центральный офис компании находится в г. Сургуте. ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» имеет две дочерние энергосбытовые компании - ООО «НЭП» и ООО «ТЭК-Энерго».

Территория, которую обслуживает  ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», по площади составляет 1 435,2 тыс. кв. км (в том числе территория Ямало-Ненецкого автономного округа - 750,3 тыс. кв. км - 52,3% от общей территории, Ханты-Мансийского автономного округа - 523,1 тыс. кв. км - 36,3%, юга области - 161,8 тыс. кв. км - 11,4%).

Сегодня ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» - динамично  развивающаяся компания с высокими деловыми, финансовыми показателями, развитой инфраструктурой, современной  технической оснащенностью, высококвалифицированным  персоналом, огромной клиентской базой и налаженными связями и контактами на территории региона.

3.1 Выбор метода ценообразования

Актуальность  рассмотрения проблем ценообразования  на розничном рынке электроэнергии обусловлена процессом реформирования данной отрасли, и в частности процессами либерализации на розничных рынках. Данная тема уже была предметом исследования в трудах таких ученых, как А.А. Ким, А.Л. Сурогин, С. Чуясов, Л.А. Шалгинова и др. Вместе с тем, по нашему мнению, данная тема до сих пор не исчерпана, так как до настоящего времени не решены все проблемы правового регулирования, возникающие в рассматриваемой сфере.

Мировой практике известно два метода ценообразования: затратный и рыночный. Первый вариант  был характерен для постсоветской  электроэнергетики, когда в рамках единого энергохозяйства утверждалась единая цена на электроэнергию для всей страны. Рыночный механизм предполагает свободное ценообразование, при котором энергокомпании устанавливают разные цены на свой товар в зависимости от особенностей производства, климатической зоны, времени суток, сезона, динамики спроса и т.д. В настоящее время продажа электроэнергии (мощности) на розничном рынке осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), при этом устанавливаются тарифы и утверждаются объемы электроэнергии, реализуемой по данным тарифам. Основная особенность системы ценообразования на розничном рынке электроэнергии выражается в ее синхронизации с процессом либерализации цен на оптовом рынке.

Нормативно-правовые основы, определяющие участие в процессах ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии государственных регулирующих органов исполнительной власти (ФСТ РФ, РСТ субъектов РФ) и их полномочия, установлены Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Постановлением Правительства РФ были введены в действие Правила функционирования розничных рынков электроэнергии, в соответствии с которыми договорной объем абоненты региона будут приобретать у энергосбытовой компании по свободным ценам.

Либерализация розничного рынка заключается в  поставках электроэнергии по цене, которая отражает стоимость электрической  энергии на конкурентном оптовом  рынке и ограничивается рамками  предельного уровня нерегулируемых цен.

Система тарифов (цен) на электроэнергию, в которую входят регулируемые и свободные (нерегулируемые) цены, устанавливается Правительством РФ, согласно которому к регулируемым ценам на розничных рынках электроэнергии относятся цены на электроэнергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками населению и приравненным лицам. Свободными (нерегулируемыми) являются цены, которые определяются с помощью конкурентного отбора ценовых заявок либо соглашением сторон на розничных рынках электроэнергии.

Однако государство  оставляет за собой право вводить предельные уровни цен на электроэнергию и цены на максимально доступную генерирующую мощность в предусмотренных законом случаях и в порядке, установленном Правительством РФ. Свободные цены на электроэнергию должны формироваться с учетом спроса и предложения, при работе конкурентного механизма. Кроме того, Федеральный закон «Об электроэнергетике» достаточно жестко закрепил норму, в соответствии с которой действует система регулярного контроля за функционированием розничных рынков электроэнергии.

Регулируемыми остаются сетевые услуги, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, услуги инфраструктуры рынка (системного оператора и администратора торговой системы).

Стоимость электроэнергии для конечного потребителя складывается из нескольких составляющих: стоимости производства электроэнергии и стоимости мощности на оптовом рынке; стоимости передачи электроэнергии по магистральным и распределительным сетям; надбавки сбытовой организации (гарантирующего поставщика или сбытовой компании) и оплаты услуг инфраструктурных организаций (системный оператор, коммерческий оператор). В среднем более половины розничной цены электроэнергии приходится на приобретаемую на оптовом рынке электроэнергию и мощность, более четверти – на оплату услуг распределительных сетей.

Финансовые затраты  потребителей на электроэнергию во многом зависят от условий договора электроснабжения, определяемых на этапе представления  данных об электропотреблении и расчете  договорных величин на следующий  год. При этом есть некоторые особенности договорных отношений в сфере снабжения электроэнергией. Имеют место два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению электроэнергией потребителей.

Первый вариант  – простая структура – имеет  место и тогда, когда энергопринимающие  устройства потребителей присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). В этом случае отношения между ними опосредуются договорами энергоснабжения.

Второй вариант  – сложная структура договорных связей – возникает, когда потребители не имеют в собственности (или на ином законном основании) энергопринимающих устройств, присоединенных непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). Сложную структуру договорных связей по электроснабжению потребителей оформляют несколько договоров: договор купли-продажи (поставки), договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключаемый с территориальной сетевой организацией.

3.2 Расчет стоимости  электроэнергии

Основной особенностью системы ценообразования на розничном рынке является расчет с потребителями за электрическую энергию (мощность) по регулируемым и нерегулируемым (свободным) ценам. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части - по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

Для населения  на переходный период гарантируется  поставка всего фактически потребленного  объема по регулируемым ценам.

Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти.

Предельный уровень  нерегулируемых цен определяется на основании ежемесячно публикуемой ОАО «АТС» информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт.ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.

Это позволит стимулировать  гарантирующего поставщика к минимизации  своих расходов по покупке электрической  энергии на оптовом рынке и  в то же время защитит потребителей электрической энергии от неосторожной ценовой политики.

Энергосбытовые  организации, которые не осуществляют поставку электроэнергии населению, вправе поставлять электрическую энергию  по договорным ценам. При этом следует  учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены - стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Расчёт средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию для потребителей первой ценовой категории в апреле 2012г.

Таблица 3.1

Информация о работе Установление цены на продукцию предприятия