Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:17, реферат
Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре.
Полные затраты либо полные затраты плюс надбавка широко применяются в практике многих компаний. Привлекательность этого метода связана с тем, что менеджеры рассматривают решения, связанные с выпуском продукции, как долгосрочные и поэтому им требуются показатели долгосрочных маржинальных затрат. Полные затраты в какой-то мере этому требованию удовлетворяют. Кроме того, они предпочтительнее краткосрочных переменных издержек и для оценивания показателей деятельности, поскольку при их использовании поставляющее подразделение может покрыть полные затраты производства, хотя и не получить прибыли на товары и услуги, переданные по трансферту.
Томкинс и Мак-Оли предполагают, что практика трансфертного ценообразования, превышающего переменные издержки, может быть вполне адекватной ценообразованию по экономически обоснованным маржинальным затратам. Эти аналитики полагают, что:
Практика трансфертного ценообразования, при котором цена устанавливается выше переменных издержек, может вполне согласовываться с ценообразованием по маржинальным затратам, предлагаемым экономистами. Кажущееся разногласие может быть связано с использованием бухгалтерами переменных издержек как суррогата для представления настоящих маржинальных затрат. Чтобы выглядеть более убедительно, экономист будет утверждать, что маржинальные затраты включают дополнительный износ оборудования, вызванный увеличением объема производства. Бухгалтер учитывает этот факт через амортизацию, которая практически всегда трактуется как постоянные издержки. Однако трансфертная цена, которая включает начисление постоянных издержек, может оказаться более точным приближением к настоящим маржинальным затратам, чем переменные издержки. Тот же самый аргумент можно использовать и для других расходных статей. Если некоторые типы затрат, например, расходы на наладку оборудования, учитываются в категории постоянных издержек и не отслеживаются должным образом до типовой операции, то (если такая типовая операция в свою очередь является функцией выхода продукции, хотя и в неявной зависимости) переменные издержки в счетах показываются заниженными. Следовательно, полностью распределенные затраты могут оказаться более точным приближением к истинным маржинальным затратам. Конечно, было бы лучше определить природу всех функций затрат более точно и связать их с конкретными операциями, а от них переходить к изменениям уровней выпуска продукции. Именно этот аргумент лежит в основе калькуляции себестоимости на основе видов деятельности. И именно этот аргумент побудил Каплана и Аткинсона предположить, что система функциональной калькуляции себестоимости может обеспечить единую концептуальную базу, которая позволяет системе на основе практических полных затрат соответствовать экономической теории.
Основная
проблема, возникающая при установлении
трансфертных цен при калькуляции
себестоимости с полным распределением
затрат связана с тем, что в
этом случае получаемые оценки долгосрочных
маржинальных затрат могут быть существенно
неточными. Чтобы этого не было, в идеале
трансфертные цены на основе полных затрат
должны определяться при помощи системы
функциональной калькуляции себестоимости.
Кроме того, еще одна проблема, связанная
с трансфертными ценами на основе полных
затрат, объясняется тем, что такие цены
не побуждают поставляющие подразделения
передавать товары и услуги внутри организации,
поскольку в эти цены не включается маржа
прибыли. Если внутренние трансферты составляют
значительную часть бизнеса поставляющего
подразделения, то использование трансфертной
цены приведет к значительному снижению
прибыли этого подразделения.
Трансфертные
цены на основе подхода «затраты–плюс
надбавка» представляет собой попытку
удовлетворения потребностей трансфертного
ценообразования, позволяя поставляющим
подразделениям получать прибыль от
товаров и услуг, передаваемых по
трансферту. Когда в качестве базы
расходов используются полные затраты,
для обеспечения маржи прибыли
для поставляющего
Поскольку такие цены включают маржу, превышающую либо краткосрочные, либо долгосрочные переменные издержки, трансфертные цены, в основе которых лежат затраты – плюс надбавка, будут меньше оптимального уровня для компании в целом.
Следующая
проблема вызывается расширением анализа
за границы двух подразделений и
рассмотрением деятельности сразу
нескольких подразделений. Если первое
подразделение в процессе передает по
трансферту товары второму подразделению
по цене издержки плюс 20%, а товары, полученные
от второго подразделения, далее передаются
по цене издержки плюс 20% третьему подразделению
и т.д., то к тому времени, когда необходимо
определить величину надбавки для последнего
подразделения, процентная маржа становится
огромной. Аналогичные ситуации могут
также возникнуть и при расходах на общие
ресурсы, например, на услуги центральных
административных подразделений, которые
распределяются по подразделениям и затраты
на которые учитываются в продуктах и
услугах, которые передаются по трансферту
другим подразделениям так, что затраты
по выходу продукции одного подразделения
становятся затратами по ресурсам другого.
Трудные ситуации, связанные с установлением обоснованных трансфертных цен, привели к появлению утверждений, что для их определения лучше всего воспользоваться переговорами. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее подходят для ситуаций, в которых проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточного продукта, в частности, когда есть разные реализационные расходы для внутреннего и для внешнего рынков или когда существует несколько рыночных цен. Когда на рынке имеются подобные несовершенства, менеджеры подразделений должны получить свободу покупать и продавать продукцию вне своей компании, что облегчит им участие в переговорах. Утверждается, что в этом случае напряженная обстановка в подразделениях, объясняемая централизованным управлением трансфертными ценами, исчезнет, так как неправильного (с точки зрения подразделений) распределения ресурсов не будет.
Есть
убедительные аргументы в пользу
того, что в некоторых ситуациях,
если подразделениям разрешить свободно
вести взаимные переговоры о ценах,
они, как правило, будут принимать
решения, в результате которых общие
прибыли компании в целом станут
максимальными. Это, конечно, будет
в том случае, если исходить из допущения,
что менеджеры компетентные и
знают как пользоваться бухгалтерской
информацией. Чтобы переговоры были
эффективными, важно, чтобы менеджеры
обеих сторон обладали равными возможностями.
Если получающее подразделение имеет
множество источников получения
промежуточного продукта или услуги,
а у поставляющего
Специальная литература по поведению менеджеров также рекомендует, чтобы трансфертные цены устанавливались на основе переговоров.
Ватсон
и Бомлер считают, что в этом случае
трансфертные цены помогают разрешать
конфликтные ситуации, которые порой
возникают между
Может возникнуть ситуация, при которой менеджеры подразделений не могут согласиться на трансфертную цену, которая устраивает все стороны, или когда одно подразделение отказывается иметь бизнес с другим. В этом случае разрешить спор может головной офис, однако трудность здесь заключается в том, что менеджеры, вовлеченные в этот спор, несут полную ответственность за виды деятельности своих подразделений. Поэтому вмешательство центра не только немедленно приведет к проблемам поведенческого характера с точки зрения морали и мотивации, но также будет означать, что при оценивании показателей деятельности подразделения менеджеры будут нести ответственность за результаты тех решений, которые они сами не принимали. Конечным результатом такого подхода становится снижение степени ответственности за получение прибыли и общее движение в сторону принятия решений на верхнем уровне. Однако если процесс переговоров ведет к неоптимальным решениям или для того чтобы справиться с возникшими затруднениями, может потребоваться вмешательство менеджеров высшего звена.
Трансфертные
цены на основе переговоров не подходят
в тех случаях, когда существует
совершенный рынок
Однако
даже если цены на основе переговоров
не приводят к оптимальному выходу
продукции, мотивационные преимущества,
связанные с тем, что менеджеры
получают полную независимость при
принятии решений по исходным материалам
и объему выхода продукции, могут
привести к увеличению прибыли, что
превысит потерю прибыли из-за неоптимальной
цены.
Глава
3. Цели трансфертного ценообразования
Система трансфертного ценообразования выполняет следующие цели:
Товары,
переданные от поставляющего подразделения
к принимающему подразделению, называются
промежуточной продукцией (промежуточным
продуктом). Продукция, реализуемая
получающим подразделением внешним
структурам, называется готовой продукцией
(готовым продуктом). Цель получающего
подразделения – провести дополнительную
обработку промежуточной