Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:17, реферат
Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре.
Введение
Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре. Каждый из его участников преследует свои интересы, которые далеко не всегда совпадают. В итоге, задача эффективного управления превращается в задачу управления контрактными отношениями, внутрифирменной экономикой.
Изучению
такой сферы деятельности фирмы,
как трансфертное ценообразование,
отводится крайне недостаточное
внимание, хотя от эффективности согласования
системы трансфертного
Сама
по себе система трансфертного
Глава
1 Понятие трансфертной цены
История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами, формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.
В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.
Для
нашей экономики проблема установления
трансфертной цены актуальна, в частности,
в связи с начавшимися
Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.
Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) — это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.
Трансфертное
ценообразование предполагает четкое
фиксирование факта приемки-передачи
между центрами ответственности
изделия (услуги), что невозможно без
организованной системы сегментарного
учета и отчетности. В его основе
лежит принцип, согласно которому оптимальными
являются те трансфертные цены, которые
обеспечивают организации максимально
возможный маржинальный доход. По трансфертным
ценам составляется сегментарная отчетность
организации. Поэтому установленная
ТЦ будет справедливой в том случае,
если обеспечит возможность
Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:
• совпадении целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;
•
предоставлении руководителям центров
ответственности необходимой
Глава
2. Методы установления трансфертных цен
Существуют пять основных типов трансфертных цен, которые компании могут использовать для передачи товаров и предоставления услуг между подразделениями.
1.
Трансфертные цены на основе
рыночных цен. Эти цены обычно
устанавливаются на основе
2.
Трансфертные цены на основе
маржинальных издержек. Маржинальные
издержки приблизительно
3.
Трансфертные цены на основе
полных затрат. Термины «полные
затраты» или «долгосрочные
4.
Трансфертные цены типа «
5.
Трансфертные цены на основе
переговоров. В некоторых
2.1Трансфертные
цены на основе рыночных цен
В большинстве случаев, когда для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, оптимально устанавливать трансфертные цены по ценам конкурентного рынка. Совершенный конкурентный рынок существует в том случае, если продукт является однородным и если ни один из покупателей или продавцов на рыночные цены влиять не может.
Когда
трансферты учитываются по рыночным
ценам, показатели деятельности подразделений
с большей вероятностью отражают
реальный экономический вклад
На совершенном конкурентном рынке поставляющее подразделение должно поставлять столько промежуточной продукции, сколько требуется получающему подразделению, по текущей рыночной цене до тех пор, пока его приростные издержки будут ниже рыночной цены. Если этого количества недостаточно для удовлетворения спроса получающего подразделения, оно должно получить остальную часть, купив промежуточный продукт у внешнего поставщика по текущей рыночной цене. И наоборот, если поставляющее подразделение производит больше промежуточного продукта, чем его требуется для получающего, излишек может быть реализован на внешнем рынке по текущей рыночной цене.
Когда
реализационные расходы для внутренних
трансфертов промежуточного продукта
идентичны расходам, появляющимся на
внешнем рынке, поставляющему подразделению
становится безразлично, где реализовать
свою продукцию: внутри организации
или вне ее. Чтобы показать это,
рассмотрим два альтернативных варианта.
В первом случае сначала предположим,
что выход продукции
На
практике прибыли компании в целом,
вероятно, будут различаться, если промежуточный
продукт приобретается в самой
организации или вне ее. Это
происходит из-за того, что поставляющее
подразделение при реализации промежуточного
продукта на внешнем рынке будет
нести реализационные расходы, однако
этих расходов не будет при трансфертах
между подразделениями одной
организации. Если трансфертная цена устанавливается
на уровне текущей рыночной цены, получающему
подразделению будет
Когда
рынок для промежуточного продукта
является несовершенным или его
вообще не существует, трансфертные цены
на основе маржинальных затрат могут
побуждать менеджеров как поставляющего,
так и получающего
Большинство
бухгалтеров при определении
маржинальных затрат исходят из краткосрочной
перспективы и предполагают, что
маржинальные затраты являются постоянными
на единицу продукции во всем диапазоне
выпуска продукции и
В
этом случае поставляющее подразделение
будет указывать в отчетах
убытки по мощностям, выделяемым для
внутренних трансфертов, поскольку
оно несет полные затраты производства,
а получает поступления, которые
покрывают только переменные издержки.
И наоборот, прибыль получающего
подразделения оказывается
Еще
одна проблема связана с тем, что
маржинальные затраты могут не быть
постоянными во всем диапазоне выпуска
продукции, так как могут иметься
ступенчатые увеличения постоянных
издержек. Кроме того, на практике измерения
маржинальных затрат за пределами краткосрочного
периода затруднительны. Низкое использование
трансфертных цен на основе маржинальных
затрат позволяет предположить, что
менеджеры отказываются от краткосрочных
интерпретаций приблизительных
маржинальных затрат как эквивалента
переменных издержек. Вместо этого
они рассматривают решения, связанные
с выпуском продукции, как долговременные,
которые должны учитывать долгосрочные
последствия ценообразования, и
поэтому соответствующие