Трансфертные цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:17, реферат

Описание работы

Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре.

Работа содержит 1 файл

главы.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

  Введение 

  Современная фирма может быть представлена как  совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что  внутри любой организации имеет  место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре. Каждый из его  участников преследует свои интересы, которые далеко не всегда совпадают. В итоге, задача эффективного управления превращается в задачу управления контрактными отношениями, внутрифирменной экономикой.

  Изучению  такой сферы деятельности фирмы, как трансфертное ценообразование, отводится крайне недостаточное  внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования  будет зависеть и эффективность  функционирования всей организации.

  Сама  по себе система трансфертного ценообразования  используется только на предприятиях с высокой степенью организации  внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для  российских предприятий, на которых  внедрение системы трансфертного  ценообразования происходит непосредственно  в ходе внедрения информационных средств поддержки (обычно систем класса ERP). Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной  системы трансфертных цен, и непосредственно  определяют тип организационной  структуры предприятия. 
 
 
 

  Глава 1 Понятие трансфертной цены 

  История вопроса о трансфертном ценообразовании  связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи  с процессами концентрации производства стали формироваться крупные  монопольные транснациональные  корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной  на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции  и принципами, формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

  В современной рыночной экономике  проблемы трансфертного ценообразования  актуальны не только для крупных  транснациональных корпораций, но и  для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

  Для нашей экономики проблема установления трансфертной цены актуальна, в частности, в связи с начавшимися процессами реструктуризации бизнеса.

  Трансфертное  ценообразование в рыночной экономике  характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным  подразделениям организации (центрам  ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу  внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы  и доходы.

  Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) — это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

  Трансфертное  ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности  изделия (услуги), что невозможно без  организованной системы сегментарного  учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые  обеспечивают организации максимально  возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная  ТЦ будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной  оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности  организации.

  Эти задачи могут быть реализованы при  соблюдении двух условий:

  • совпадении целей менеджеров различных  уровней управления и организации  в целом;

  • предоставлении руководителям центров  ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Методы установления трансфертных цен 

  Существуют  пять основных типов трансфертных цен, которые компании могут использовать для передачи товаров и предоставления услуг между подразделениями.

  1. Трансфертные цены на основе  рыночных цен. Эти цены обычно  устанавливаются на основе прейскурантных  публикуемых цен на такие же  или похожие товары или услуги; это фактическая цена, по которой  поставляющее подразделение продает  промежуточную продукцию внешним  заказчикам, или цена, которую предлагает  конкурент.

  2. Трансфертные цены на основе  маржинальных издержек. Маржинальные  издержки приблизительно равняются  краткосрочным переменным издержкам,  которые определяются как сумма  прямых и переменных косвенных  издержек.

  3. Трансфертные цены на основе  полных затрат. Термины «полные  затраты» или «долгосрочные издержки»  используются для представления  всей суммы расходов на все  ресурсы, которые затрачены на  продукт или услугу в долгосрочном  плане. Некоторые компании, чтобы  покрыть постоянные издержки, добавляют  к переменным издержкам условные  надбавки, что в итоге приблизительно  соответствует полным издержкам.

  4. Трансфертные цены типа «затраты–плюс». При трансфертных ценах, устанавливаемых  на основе себестоимости, поставляющие  подразделения не получают никакой  прибыли от продуктов или услуг,  передаваемых другим подразделениям. Поэтому эти трансфертные цены  не пригодны для измерения  показателей функционирования. Чтобы  преодолеть эту проблему, к себестоимости  добавляется надбавка, позволяющая  поставляющим подразделениям при  трансфертах внутри компании  получать прибыль.

  5. Трансфертные цены на основе  переговоров. В некоторых случаях  трансфертные цены устанавливаются  в ходе переговоров между менеджерами  поставляющих и получающих подразделений.  В качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах или маржинальных или полных расходах, хотя формальных требований, что они должны действовать именно на основе этих цен, не существует.

  2.1Трансфертные  цены на основе рыночных цен 

  В большинстве случаев, когда для  промежуточного продукта существует совершенный  конкурентный рынок, оптимально устанавливать  трансфертные цены по ценам конкурентного  рынка. Совершенный конкурентный рынок  существует в том случае, если продукт  является однородным и если ни один из покупателей или продавцов  на рыночные цены влиять не может.

  Когда трансферты учитываются по рыночным ценам, показатели деятельности подразделений  с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения  в общие прибыли компании. Если поставляющего подразделения не существует, промежуточный продукт  необходимо закупать на внешнем рынке  по текущей рыночной цене. И наоборот, если не существует получающего подразделения, промежуточный продукт приходится реализовывать на внешнем рынке  по текущей рыночной цене. Следовательно, в этом случае прибыли подразделений  скорее всего похожи на прибыли, которые  были бы, если бы подразделения выступали  в качестве отдельных компаний. Вследствие этого рентабельность подразделений  может быть сопоставлена непосредственно  с рентабельностью аналогичных  компаний, действующих в этой же отрасли бизнеса.

  На  совершенном конкурентном рынке  поставляющее подразделение должно поставлять столько промежуточной  продукции, сколько требуется получающему  подразделению, по текущей рыночной цене до тех пор, пока его приростные издержки будут ниже рыночной цены. Если этого количества недостаточно для удовлетворения спроса получающего  подразделения, оно должно получить остальную часть, купив промежуточный продукт у внешнего поставщика по текущей рыночной цене. И наоборот, если поставляющее подразделение производит больше промежуточного продукта, чем его требуется для получающего, излишек может быть реализован на внешнем рынке по текущей рыночной цене.

  Когда реализационные расходы для внутренних трансфертов промежуточного продукта идентичны расходам, появляющимся на внешнем рынке, поставляющему подразделению  становится безразлично, где реализовать  свою продукцию: внутри организации  или вне ее. Чтобы показать это, рассмотрим два альтернативных варианта. В первом случае сначала предположим, что выход продукции поставляющего  подразделения продается вне  организации и получающее подразделение  закупает необходимые ему компоненты также вне организации. Во второй ситуации выход промежуточной продукции  передается внутри организации по рыночной цене и не реализуется на внешнем  рынке.

  На  практике прибыли компании в целом, вероятно, будут различаться, если промежуточный  продукт приобретается в самой  организации или вне ее. Это  происходит из-за того, что поставляющее подразделение при реализации промежуточного продукта на внешнем рынке будет  нести реализационные расходы, однако этих расходов не будет при трансфертах  между подразделениями одной  организации. Если трансфертная цена устанавливается  на уровне текущей рыночной цены, получающему  подразделению будет безразлично, откуда получать промежуточный продукт: от другого подразделения или  вне организации. Однако если получающее подразделение закупает промежуточный  продукт вне организации, то компании в целом это будет менее  выгодно в той степени, в какой  велики реализационные расходы поставляющего  подразделения на внешнем рынке. На практике многие компании при установлении трансфертных цен, действующих внутри компании, модифицируют правила рыночной цены и снижают трансфертную цену на величину экономии от реализационных и иных расходов, связанных с внешним рынком. 

    1. Трансфертные  цены на основе маржинальных затрат
 

  Когда рынок для промежуточного продукта является несовершенным или его  вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут  побуждать менеджеров как поставляющего, так и получающего подразделений  действовать на том уровне выпуска  продукции, при котором прибыль  компании в целом является максимальной. Экономическая теория свидетельствует, что теоретически правильной трансфертной ценой, стимулирующей общий оптимальный  уровень в отсутствие ограничений  на мощность, является цена на основе маржинальных затрат на производство промежуточного продукта при оптимальном уровне производства компании в целом.

  Большинство бухгалтеров при определении  маржинальных затрат исходят из краткосрочной  перспективы и предполагают, что  маржинальные затраты являются постоянными  на единицу продукции во всем диапазоне  выпуска продукции и эквивалентны в краткосрочном плане переменным издержкам. В этом случае теоретически правильная трансфертная цена может  интерпретироваться как эквивалентная  переменным издержкам поставляющего  подразделения при предоставлении им промежуточного продукта или услуги. Однако использование краткосрочных  переменных издержек оптимально только в границах небольшого временного горизонта.

  В этом случае поставляющее подразделение  будет указывать в отчетах  убытки по мощностям, выделяемым для  внутренних трансфертов, поскольку  оно несет полные затраты производства, а получает поступления, которые  покрывают только переменные издержки. И наоборот, прибыль получающего  подразделения оказывается завышенной, поскольку ему не приходится оплачивать постоянные издержки на мощность поставляющего подразделения.

  Еще одна проблема связана с тем, что  маржинальные затраты могут не быть постоянными во всем диапазоне выпуска  продукции, так как могут иметься  ступенчатые увеличения постоянных издержек. Кроме того, на практике измерения  маржинальных затрат за пределами краткосрочного периода затруднительны. Низкое использование  трансфертных цен на основе маржинальных затрат позволяет предположить, что  менеджеры отказываются от краткосрочных  интерпретаций приблизительных  маржинальных затрат как эквивалента  переменных издержек. Вместо этого  они рассматривают решения, связанные  с выпуском продукции, как долговременные, которые должны учитывать долгосрочные последствия ценообразования, и  поэтому соответствующие маржинальные затраты в этом случае рассматриваются  как долгосрочные маржинальные.

Информация о работе Трансфертные цены