Торговая и оптовая надбавка в структуре отечественного ценообразования

Автор: n****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всесторонний анализ цены, а также попытка определить степень влияния таких структурных элементов цены как торговая надбавка, оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка, наценка и скидка на ее формирование, выяснить их сущность, а также определить методы их расчетов.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
-рассматривалась сущность и роль цены в экономике;
-исследовалась структура цены, с целью выявления ее основных элементов;
-давалась подробная оценка каждому из элементов структуры, а также условия их формирования.

Содержание

Введение
Глава 1.Структура цены и ее сущность.
1.1. Понятие цены.
1.2. Функции цены.
1.3. Состав и структура цены.
Глава 2. Оптовая надбавка и ее оптимизация.
2.1. Сущность оптовой надбавки.
2.2. Величина и уровень снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки.
Глава 3. Торговая наценка, надбавка и скидка.
3.1. Сущность торговой надбавки
3.2. Торговая скидка:сущность, виды.
3.3. Торговая наценка:сущность, уровни.
Примеры расчетов цены с учетом торговой и оптовой надбавки.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая цены.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     1) измерительная. Цена показывает  количество денег, уплачиваемое  и получаемое за единицу товара  или услуги;

     2) соизмерительная. Используя данную  функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;

     3) учетная. Мир товаров с помощью  цен переводится из натурально-вещественной  в стоимостную форму. На макро-  и микроуровне все показатели  исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;

     4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;

     5) социальная. Цена — фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;

     6) стимулирующая. Рыночное ценообразование  создает возможности для альтернативного  выбора при принятии хозяйственных  решений. Таким образом, стимулирующее  воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.

     Цена  является инструментом образования  прибыли, фактором налогообложения - цен на аренду квартир. В систему экономического стимулирования кроме цены включены, как известно, базирующиеся на цене экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. В современных рыночных условиях основным орудием конкурентной борьбы становится цена, а конкуренция — основная движущая сила производства;

     7) распределительная. Распределение  и перераспределение доходов  происходит через уровень цен,  их структуру, соотношение. Могут  устанавливаться разные уровни  цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.

     В перераспределительных процессах  в экономике цена — не единственный фактор. Даже более существенную роль играет финансовая система. Изучая функции  цены, следует отметить, что если другие элементы хозяйственного механизма (кредитный, финансовый) воздействуют на экономические процессы, как правило, административными методами, то цена всегда влияет на экономические интересы, т. е. это более тонкий инструмент. Производитель не в силах отменить налоги, зато он имеет массу способов манипулирования ценой за счет множества ее составляющих. 
 
 
 

     1.3.Состав  и структура цены

     Любая цена состоит из определенных элементов.

     При этом в зависимости от вида цен  и характера обслуживаемого оборота  этот состав может меняться, так  как в цену входят различные элементы.

     Набор элементов, выраженных в стоимостных  единицах измерения, будет представлять состав цены.

     Структура цены-элементы цены, составляющие в  сумме ее размер. Рыночная экономика  оперирует понятиями оптовой  и розничной цены. Применительно  к различным отраслям экономики эти два вида цен трансформируются в систему видов оптовых цен и видов розничных цен. Структура цены в общем виде состоит из себестоимости продукции <услуг) и чистого дохода. Исходя из области применения оптовой цены ее элементами являются: себестоимость производства, прибыль производителя, акциз, наценка сбытовая оптовая. С учетом действующей системы налогообложения модификация структуры оптовой цены связывается с базисными показателями этой системы. С введением налога на добавленную стоимость структура оптовой цены может быть представлена в виде: материальные затраты, стоимость добавленная обработкой (в том числе налог на нее), акциз, наценка сбытовая оптовая. Уровень розничной цены выше оптовой на расходы и прибыль розничной торговли. Структура розничной цены: себестоимость производителя, прибыль производителя, акциз, наценка сбытовая оптовой торговли, наценка розничной торговли.

     Пропорции между элементами цены подчиняются  рыночным закономерностям, зависят  от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен.

     Рис.1-Схема  формирования розничной цены

     В к ачестве основных элементов цены обычно выделяют следующие:

     1. Себестоимость - это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме.

     По  объему учитываемых затрат различают:

  • цеховую себестоимость;

     Цеховая себестоимость включает в себя затраты  на производство продукции в пределах цеха: прямые материальные затраты  на производство продукции, амортизацию цехового оборудования, заработную плату основных производственных рабочих цеха, отчисления ЕСН, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.

  • производственную себестоимость (себестоимость готовой продукции);

     Производственная  себестоимость помимо цеховой включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и  затраты вспомогательного производства.

  • полную себестоимость реализованной (отгруженной) продукции.

     Полная  себестоимость объединяет элементы производственной себестоимости продукции  и расходы, связанные с ее реализацией.

     2. Прибыль - показатель эффективности  хозяйственной деятельности, выраженный  в денежной форме. 

     В количественном эквиваленте - это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю: она возрастает. Сумма себестоимости изготовления и прибыли производителя представляет собой цену производителя товара. Она еще называется оптовой ценой предприятия без НДС.

     3. Акцизы и НДС

     В настоящее время в России существует два вида косвенных налогов, выделяемых в составе цены товара: акциз и налог на добавленную стоимость (НДС).

     - Акцизы бывают адвалорными и  специфическими. Адвалорные акцизы  устанавливаются в процентах  к стоимости продукции, определяемой  в соответствии с соответствующими  статьями Налогового Кодекса РФ без учета акциза, НДС и налога с продаж[1]. Примером адвалорного акциза может быть акциз на ювелирные изделия, составляющий 5% от их стоимости. Однако большинство акцизов — специфические акцизы, которые устанавливаются в абсолютных (денежных) суммах на единицу измерения, например акциз на пиво (с содержанием этилового спирта в пределах от 0,5 до 8,6% по объему) составляет 1 руб. 75 коп. за литр продукции. Основными объектами налогообложения являются реализация подакцизной продукции производителями, а также реализация подакцизной продукции с акцизных складов алкогольной продукции. Розничные продавцы акцизы не платят.

     Важно отметить, что ставки специфических  акцизов могут изменяться в связи  с инфляцией (или дефляцией). Индексация ставок может быть единой для всех подакцизных товаров (облагаемых по специфической ставке), а может меняться по-разному для каждого вида продукции. Со временем изменяется и список подакцизных товаров.

     -Налог  на добавленную стоимость —  косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги, поэтому его иногда называют универсальным акцизом.

     Ставки  НДС адвалорные, т. е. выражаются в  процентах к цене продукции без  учета НДС. Основная ставка, по которой  происходит обложение налогом, составляет 18%. Часть товаров (продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары) облагается по льготной ставке в 10%[2].  Кроме того, некоторые товары, например вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также связанные с этим работы и услуги вовсе не облагаются налогом.

     Сумма себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС  представляет собой оптово-отпускную  цену предприятия. На пути следования товара от производителя до потребителя  важными звеньями являются оптовые  и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функционируют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д.

     Существует несколько видов надбавок:

     а) Надбавка оптовой организации. Оптовые  организации являются, как правило, тем звеном на пути движения товаров  от производителя к потребителю, через которое реализуется большая  часть продукции производителя. Величина надбавки оптовой организации, как правило, меньше надбавок организаций розничной торговли, т.к. необходимую прибыль они получают за счет большого оборота товара, экономии на торговых площадях и т.д. В состав торговой надбавки оптовой организации входят прибыль оптовой организации и издержки обращения оптовой организации. Сумма оптово-отпускной цены производителя и торговой надбавки оптовой организации составляет цену оптовой организации.

     б) Надбавка розничной организации. Через  розничные торговые организации  продукция предприятияизготовителя попадает непосредственно к потребителю. В состав торговой надбавки розничных организаций входят прибыль розничной организации и ее издержки обращения. Сумма цены оптовой организации и надбавки розничной торговой организации составляет розничную цену товара, по которой конечный потребитель приобретает товар. Информация о структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкурентоспособности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции.

     Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном - предприятие конкурентоспособно и  может в конкурентной борьбе использовать снижения цены. Структура цены показывает, какой вклад делает каждый участник товародвижения в уровень цен. Чем больше посредников на пути движения товара от производителя к конечному потребителю, тем большее число раз в структуре цены товара будут появляться такие элементы, как покупная и продажная цена оптового посредника, что приведет к увеличению доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Оптовая надбавка и ее оптимизация.

     2.1. Сущность оптовой  надбавки.

     Оптовая цена применяется при поставке продукции  предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям  с учетом размера оптовой надбавки и рыночных факторов.

     Оптовая надбавка взимается субъектами хозяйствования при поставке (которая подразумевает реализацию, обмен, продажу) продукции и предназначена для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций, и получением прибыли.

     Оптовая надбавка устанавливается по соглашению сторон в лице снабженческо-сбытовых организаций, управлений производственно – технической комплектации, оптовых и розничных предприятий, а при отсутствии согласия – надбавка делится поровну. Оптовая надбавка не может превышать 20% от размера отпускной цены предприятия без учета налога на добавленную стоимость независимо от количества участвующих оптовых продавцов. Если же продукция поставляется транзитом, т.е. субъекты хозяйствования не несут расходов на хранение, складирование, транспортировку, то оптовая надбавка не может превышать 5% от отпускной цены предприятия-производителя или цены импортера.

Информация о работе Торговая и оптовая надбавка в структуре отечественного ценообразования