Автор: Сергей Тупилов, 10 Июня 2010 в 00:37, реферат
Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых 'различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Успехи и неудачи СНГ 4
Перспективы СНГ 5
Итоги 2008 года 9
О ситуации в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы на 2010 г. 10
Список литературы 16
С какими
событиями мы входили в прошлый
год? Существенно возросла общая
активность Соединенных Штатов и
ряда европейских государств на пространстве
СНГ. Под занавес президентства
Владимира Путина сербский край Косово,
без учета позиции России, был
признан независимым
В начале
2008 года в практической плоскости
оказался вопрос о членстве в НАТО
Украины и Грузии. Но было также
заметно, что Россия становится сильнее.
Сначала это выглядело как
самоуверенность. Кремль уже не боялся
острых реакций со стороны Запада
и демонстративно встал на путь так
называемого суверенно-
Весной
прошлого года, редактор журнала «Россия
в глобальной политике» Федор
Лукьянов охарактеризовал политику
России в СНГ как «более сложную,
более реалистичную, основанную на
понимании собственного интереса. В
отношении интеграционных проектов
возобладало осознание, что там,
где возникает торможение в многостороннем
диалоге, эффективнее развивать
двусторонний». К концу году эти
качества усилились, и былая самоуверенность
начала оборачиваться реальной силой.
О ситуации в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы на 2010 г.
В 2009
году социально-экономическая и
политическая ситуация на пространстве
Содружества определялась в первую
очередь мировым финансово-
В 2009 году наблюдался рост ВВП в Азербайджане на 3,6 %, Беларуси и Кыргызстане – на 0,3 %, Таджикистане – на 2,8 %, Узбекистане – на 8,2 %. Снижение темпов роста ВВП произошло в Армении на 16,3 %, Казахстане – 2,3 %, Молдове – 7,8 %, России – 10,4 %, Украине – 18%.
Промышленное производство снизилось в целом по Содружеству на 14 %.
Во всех государствах – участниках СНГ происходило снижение стоимостных объемов внешней торговли. Динамика экспорта определялась в основном падением цен на топливно-энергетические и другие ресурсы и снижением спроса на них на мировом рынке.
Ситуация на валютных рынках в большинстве государств – участников СНГ в 2009 году характеризовалась снижением курсов национальных валют к доллару, единой европейской валюте и российскому рублю.
Согласно данным ООН наибольший скачок розничных цен в 2009 году произошёл в развивающихся странах и государствах – участниках СНГ.
Потребительские цены в среднем по государствам – участникам СНГ увеличились на 12 %.
В 2009 году приоритетной сферой взаимодействия государств – участников СНГ стало сотрудничество в области энергетики. Совокупный энергетический потенциал государств – участников СНГ составляет около 11 % мировых доказанных запасов нефти, уступая среди экономических сообществ только ОПЕК, и более 41 % мировых запасов природного газа.
На
Совете глав правительств Содружества
(далее СГП) 20 ноября 2009 года были приняты
Концепция сотрудничества государств
– участников СНГ в сфере энергетики
и План первоочередных мероприятий
по ее реализации. В ходе заседания
СГП также рассматривался вопрос
о сотрудничестве государств – участников
СНГ в области эксплуатации электроэнергетических
систем. В настоящее время в
составе объединения
По итогам заседания СГП было принято Решение о Плане по реализации совместных мер государств – участников СНГ по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009–2010 годы и одобрен проект Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ.
Отмечено, что в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества особое внимание будет уделяться вопросам реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ от 15 сентября 2004 года и Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ от 10 октября 2008 года. Расширится взаимодействие Антитеррористического центра СНГ и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью СНГ с соответствующими структурами других региональных организаций (ШОС, ОДКБ, АСЕАН), а также Контртеррористическим комитетом и Управлением по борьбе с наркотиками и преступностью ООН.
Очередное заседание СГП решено провести в Москве 21 мая 2010 года.
В политическом отношении 2009 год был в целом удачным для России в СНГ. Следует отметить договорённость о создании единой таможенной территории в составе России, Белоруссии и Казахстана с 1 июля 2010 года. По итогам состоявшегося 19 декабря неформального саммита президентов России, Белоруссии и Казахстана было решено создать Единое экономическое пространство трех стран с 1 января 2012 года.
Продолжалось,
хотя и в инерционном режиме, функционирование
органов Союзного государства. 10 декабря
в Москве прошло заседание Высшего
Государственного Совета Союзного государства,
где обсуждались вопросы
В отношении
Армении и Азербайджана эксперты
отмечают активную политику российского
руководства, начавшуюся с трехсторонних
переговоров 2 ноября 2008 года, когда
при участии российского
На Украине 2009 год прошёл в ожидании итогов президентских выборов, первый тур которых состоится в январе 2010 года. Российская политика в отношении Украины была ориентирована в основном на решение экономических вопросов.
В Молдове,
несмотря на очевидные неудачи кремлёвских
ставленников В. Воронина и М. Лупу,
пока не наблюдается смены
9 октября
2009 года в Кишиневе состоялось
очередное заседание Совета
В Центральной
Азии в течение 2009 года российской стороной
рассматривались
Эксперты отмечают активизацию нового стиля в 2009 году в политике России на пространстве СНГ, связанного с гуманитарным сотрудничеством, когда речь идёт о получении российского образования, о сохранении русского языка и общего информационного пространства, о развитии научного сотрудничества и т.д.
Для
реализации гуманитарного направления
созданы институциональные
Мощным
интегрирующим фактором стал антикризисный
фонд ЕврАзЭС в размере 10 млрд.дол.,
договор о создании которого был
ратифицирован Федеральным
Действия России по развитию интеграции на пространстве СНГ дали основание аналитикам авторитетной американской исследовательской компании «Стратфор» сделать в своём докладе смелое предположение. По их мнению, 2010 год будет для России кульминацией предпринимавшихся на протяжении ряда лет усилий ликвидировать западное и турецкое влияние на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Армении и Азербайджане и возможностью заложить основы создания политического союза на значительной части постсоветского пространства.
На мой взгляд, столь оптимистический сценарий по интеграции Содружества не очевиден.
Как уже было отмечено, экономический спад в 2009 году составил в среднем по государствам – участникам СНГ 8 – 9 %. По оценкам Всемирного банка, спад мировой экономики за этот период времени был лишь 2,5%.
Таким образом, страны СНГ, избравшие экспортно-сырьевой путь развития, прежде всего Россия, в которой сокращение ВВП составило около 10%, оказались особенно уязвимыми в период кризиса.
Созданное в 2009 году по инициативе ЕС «Восточное партнерство» включило в себя восточно-европейские страны Содружества - Белоруссию, Украину, Молдову, Армению, Азербайджан и вышедшую из состава СНГ Грузию. Данный проект направлен на европейскую интеграцию входящих в него государств и, хотя эффективность нового образования пока не проявилась в полной мере, объективно способствует ограничению влияния России.
В государствах
Центральной Азии усиливается экономическое,
гуманитарное и политическое влияние
Китая, в том числе благодаря
ШОС. 14 декабря 2009 года в присутствии
президентов Туркмении, Узбекистана,
Казахстана и Китая запущен новый
крупный газопровод по транспортировке
туркменского газа в Китай. В основном
на китайские средства профинансированы
строительство газопровода «
Несмотря
на меры по активизации гуманитарного
сотрудничества в СНГ и поддержке
российских соотечественников за рубежом,
они не приводят к существенному
изменению ситуации в лучшую сторону.
Бюджетных средств выделяется недостаточно,
а выделенные средства используются
не всегда эффективно с точки зрения
развития интеграции в СНГ. Так, из 44
Русских центров фонда «Русский
мир», только 17 были открыты в ближнем
зарубежье. Использование русского
языка в СНГ почти повсеместно,
кроме Белоруссии, стремительно сокращается.
О создании единого научно-
Отсутствует идеология интеграции. Фильм П. Лунгина «Царь», показанный 7 января 2010 г. на Православное Рождество по Первому каналу российского телевидения, разрушает цивилизационные основы российской государственности, несёт в себе ярко выраженный антиинтеграционный потенциал. Российские СМИ, в том числе государственные, работают порой против интеграции.
С Белоруссией, по словам Д. Медведева самым близким союзником России, в начале 2010 года возник серьёзный таможенно-нефтяной конфликт. Новые молдавские власти поставили вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья – российском анклаве на левобережье Днестра, в котором проживает свыше 100 тыс. российских граждан. Саммит осенью 2009 года в Кишиневе был самым скромным по составу участников.
Выводы.
Социально-экономические реалии государств
– участников СНГ вынуждают их
активно искать ресурсы для своего
развития. В этих условиях Россия может
стимулировать интеграционные процессы
на пространстве СНГ. Вопрос в том, хватит
ли у неё потенциала для решения
этой задачи в условиях кризиса и
неконкурентоспособности