СНГ: Успехи, неудачи, перспективы

Автор: Сергей Тупилов, 10 Июня 2010 в 00:37, реферат

Описание работы

Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых 'различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.

Содержание

Успехи и неудачи СНГ 4
Перспективы СНГ 5
Итоги 2008 года 9
О ситуации в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы на 2010 г. 10
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

СНГб.docx

— 299.92 Кб (Скачать)

Реферат на тему: “СНГ: Успехи, неудачи, перспективы.”
 
По  дисциплине: Общая Экономическая Теория
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Путилов  С.И.

Группа: С-37011

Преподаватель:  Семейкина  Л.В. 
 
 
 

                                        Екатеринбург 2010 год 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Успехи и неудачи СНГ                                                                                      4 

Перспективы СНГ                                                                                              5 

Итоги 2008 года                                                                                                            9 

О ситуации в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы на 2010 г.                              10 

Список литературы                                                                                          16 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Успехи  и неудачи СНГ

     К главному экономическому успеху СНГ следует  отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли.

     Неудачей  можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято  около тысячи совместных решений  в самых 'различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным  образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие  рамки. Известную роль сыграл и бюрократический  характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у  него контрольных функций.

     Критика неэффективности работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а  часть видела в качестве причины  этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного  механизма.

     Однако  все же главное препятствие для  успешной интеграции заключалось не в недостатках функционирования организационного механизма Содружества, а в отсутствии согласованной  цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях. Еще  не исчезли расчеты у части  правящих кругов новых государств на получение выгод при дистанцировании  от России и интеграции в рамках СНГ.

     Тем не менее, несмотря на все эти сомнения и критику, организация сохранила  свое существование, поскольку она  нужна большинству стран - членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и  распространенные среди широких  слоев населения этих государств надежды на то, что активизация  взаимного сотрудничества поможет  преодолению серьезных трудностей, с которыми столк­нулись все постсоветские  республики в ходе преобразований социально-экономических  систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей. 

Перспективы СНГ

     По  мере того как происходило становление  собственной государственности, у  правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что  интеграция может повлечь за собой  подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого  экспорта на рынки третьих стран  оказались постепенно исчерпан­ными. Потенциал же расширения экспорта готовых  изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности  продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время  резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными.

     Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала  и т.д. создавали хорошие возможности  для взаимного обмена. Конечно, эта  продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям  мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический  уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

     Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для  экспорта стран — членов СНГ. Отрицательное  воздействие на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся  в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную  заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.

     Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами  СНГ с разной степенью интегрированности  и с разными сферами совместной деятельности.

     Наиболее  интенсивная интеграция в различных  областях идет между Россией и  Белоруссией. Значительное большинство  бело-; русского населения и высшее политическое руководство страны выступают  за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.

     В 1996 г. был заключен договор о Союзе  Беларуси и России, предусматривающий  широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает  признание дипломов, полученных в  обеих странах, уравнивание в  правах граждан при получении  образования, трудоустройстве, сближение  Норм социального обеспечения и  т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных  предпосылок для глубоких и интенсивных  интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными  препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной  части российской политической элиты  по идеологическим соображениям.

     С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В дальнейшем к  нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного  пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим  странам. Условия Таможенного союза  предусматривают постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем  необходимой работы оказался очень  большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому  результаты оказались меньше планировавшихся.

     В 1996 г. был создан Союз четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую  сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать  не только экономическую, но и социальную политику. Со­глашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться  договоренности в конкретных областях. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.

     Общие интересы в развитии регионального  сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между  Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области  экономики и обороны. Создание этого  союза определялось стремлением  его участников упрочить свои позиции  вовне с помощью координации  политики в областях, где имелись  взаимные интересы, и интенсифицировать  региональные отношения, используя  территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.

     Идет  сближение между Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого лежат общие  интересы в создании транспортного  коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти  и газа из Азербайджана, Туркмении  и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом  и Турцией, они стремятся диверсифицировать  пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и  Украину. В свою очередь, последние  страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких организационных форм.

     Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с  другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая  интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах  «интеграция разных скоростей» может  даже способствовать интеграционным процессам  в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего  нежелание ограничить свой суверенитет  и учитывать должным образом  интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

     За  интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интересы стран  — членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в  регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться  с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать  их, однако при условии, если между  субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.

     Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов  на постсоветском пространстве будет  зависеть от многих факторов: от результатов  реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его предела­ми. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

     Исторический  опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных  в развитии стран — членов СНГ  и государств Балтии показал, что  они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота  по сравнению с межреспубликанскими  поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной  базы для интеграции в СНГ. Эти  изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического  развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и все больше начинают проявляться  центростремительные тенденции. Объективные  предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после  завершения системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в  этих странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Итоги 2008 года

     Ушедший год оказался одним из самых противоречивых в сложной системе постсоветских  отношений последнего десятилетия. События российско-грузинской войны  для всех государств СНГ оказались  экзаменом на прочность стратегии  многовекторности. Не все страны его  сдали успешно. Осень 2008 года развеяла оптимистические ожидания постоянного  роста стоимости углеводородов. Наступающий экономический кризис серьезно ударит не только по интеграционным планам ЕврАзЭС, но и откорректирует двустороннее торгово-промышленное сотрудничество в наступившим году, наверняка  развеются некоторые интеграционные иллюзии. В вопросе глобальной конкуренции  РФ и США на постсоветском пространстве 2008 год не обнаружил выхода на маршрут  взаимодополняющего сотрудничества. 

Информация о работе СНГ: Успехи, неудачи, перспективы