Автор: Сергей Тупилов, 10 Июня 2010 в 00:37, реферат
Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых 'различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Успехи и неудачи СНГ 4
Перспективы СНГ 5
Итоги 2008 года 9
О ситуации в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы на 2010 г. 10
Список литературы 16
Реферат на тему: “СНГ: Успехи, неудачи, перспективы.” |
По дисциплине: Общая Экономическая Теория |
Выполнил: Путилов С.И.
Группа: С-37011
Преподаватель: Семейкина
Л.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Успехи и неудачи СНГ
Перспективы СНГ
Итоги 2008 года
О ситуации
в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы
на 2010 г.
Список литературы
Успехи и неудачи СНГ
К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли.
Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых 'различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Критика неэффективности работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.
Однако
все же главное препятствие для
успешной интеграции заключалось не
в недостатках функционирования
организационного механизма Содружества,
а в отсутствии согласованной
цели интеграции, последовательности
интеграционных действий, в слабой
политической воле для достижения прогресса,
в экономических трудностях. Еще
не исчезли расчеты у части
правящих кругов новых государств на
получение выгод при
Тем
не менее, несмотря на все эти сомнения
и критику, организация сохранила
свое существование, поскольку она
нужна большинству стран - членов
СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и
распространенные среди широких
слоев населения этих государств
надежды на то, что активизация
взаимного сотрудничества поможет
преодолению серьезных
Перспективы СНГ
По мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными.
Технологическое
разделение труда и единые стандарты,
унаследованные от советского периода,
знакомство с продукцией друг друга,
характер общей подготовки персонала
и т.д. создавали хорошие возможности
для взаимного обмена. Конечно, эта
продукция по качеству и техническому
уровню часто не соответствует требованиям
мировых рынков, но торговля в границах
Содружества позволяет
Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран — членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью интегрированности и с разными сферами совместной деятельности.
Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство бело-; русского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.
В 1996 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение Норм социального обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям.
С 1995
г. начал формироваться Таможенный
союз, куда вошли Россия, Белоруссия,
Казахстан, Киргизия. В дальнейшем к
нему присоединился Таджикистан. Союз
преследует цель создания единого таможенного
пространства и унификацию торговых
режимов по отношению к третьим
странам. Условия Таможенного союза
предусматривают постепенную
В 1996
г. был создан Союз четырех (Россия,
Казахстан, Киргизия и Белоруссия),
который дополнял экономическую
сферу сотрудничеством в
Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.
Идет
сближение между Украиной, Грузией,
Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией,
в основе которого лежат общие
интересы в создании транспортного
коридора на юге бывшего СССР. Проблема
поставок на внешние рынки нефти
и газа из Азербайджана, Туркмении
и Казахстана превратилась в одну
из ключевых для экономического развития
этих стран. Поддерживаемые Западом
и Турцией, они стремятся
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За
интеграцией «разных скоростей»
стоят объективные интересы стран
— членов СНГ в различных областях.
По-видимому, позитивные моменты в
регионализации СНГ все же преобладают,
и они вполне могут ужиться
с общими интеграционными процессами,
а нередко — и стимулировать
их, однако при условии, если между
субрегиональными группировками не
возникнут серьезные
Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.
Исторический
опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных
в развитии стран — членов СНГ
и государств Балтии показал, что
они нужны друг другу. Существенное
сокращение взаимного товарооборота
по сравнению с
Итоги 2008 года
Ушедший
год оказался одним из самых противоречивых
в сложной системе