Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование".
1. Сущность и структура механизма ценообразования
Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования. Она призвана обеспечивать эквивалентный обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности в их продукции и платежеспособного спроса потребителей на нее.
При изучении материалов темы необходимо, прежде всего, рассмотреть сущность механизма ценообразования, как узлового звена формирования и становления рыночных отношений.
Механизм ценообразования — совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:
В ходе осуществления своей
Многообразие цен связано с многоукладностью, многосторонностью производственных решений, многофункциональным характером общественного производства, неравномерностью развития и сложной структурой рынка.
В рыночном механизме ценообразования
можно выделить механизм государственно-общественного
управления (регулирования) и свободно-конъюнктурного
рыночного самоуправления и саморегулирования
ценовых процессов. Суть государственно-общественного
управления ценообразованием состоит
в целенаправленном воздействии
общества с помощью различных
экономических и
Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок.
Между ценой и инфляцией существует двухсторонняя связь. Инфляция вызывает рост цен. Цены, в свою очередь влияют на инфляцию, они могут ее сдерживать, но могут и ускорять. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции.
Неотъемлемой частью процесса создания рыночного механизма является переход к свободным ценам (либерализация цен). Однако важно уяснить, что переход к свободным ценам должен осуществляться при реализации таких условий, как демонополизация производства и создание конкурентной среды; разгосударствление и приватизация собственности; умеренно-жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика.
1.Сущность и структура механизма ценообразования.
Механизме ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства.
В механизме ценообразования
выделяются механизмы государственно-
Суть государственно-
Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, как планирование, регулирование, контроль и организация.
Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители, водку белую и т.д.); планирование поэтапного ввода свободных цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги).
Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.
Контроль цен в переходный период к рынку сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей.
Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночное саморегулирование и формирование цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товаров.
2. Сущность и функции цены инновационной экономики
3. Субъекты и принципы ценообразования в РБ.
Субъектами ценообразования в РБ могут выступать: юр.лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Принципы ценообразования:
- определение основ
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен (тарифов);
- установление регулируемых
цен на товары (услуги) на уровне,
обеспечивающем хозяйствования
покрытие экономически
- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
4. Объективный характер,
цели и методы
В любой рыночной стране г-во тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Согласно Концепции ценообразования в РБ, государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществлять тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформации в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.
Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:
- фиксированных цен;
- предельных максимальных уровней цен;
- предельных минимальных цен;
- предельных уровней
- фиксированных, предельных надбавок (наценок), скидок в оптовом и розничном звеньях;
- определенных правил или условий определения и применения цен;
- декларирования цен.
Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов проведения в ценовой рекламе, препятствующей недобросовестной конкуренции.
Цели государственного регулирования цен:
- не допустить инфляционного
роста цен в результате
- способствовать созданию
нормальной конкуренции,
- обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;
- достигнуть определенных
социальных результатов, в
5. Государственные органы,
осуществляющие регулирование
Совету Министров РБ дано право регулировать цены:
- на коммунальные услуги,
оказываемые населению (
- закупочные цены на
с/х продукцию, реализуемую
- продукцию оборонного
назначения, поставляемую по
- древесину, отпускаемую на корню.
Министерство экономики регулирует цены:
- на нефть сырую собственной
добычи и вырабатываемые из
нее нефтепродукты; природный
и сжиженный газ по
- кожевенное сырь и льноволокно;
- минеральные и известковые
удобрения по согласованию с
Министерством сельского
- спирт, водку и другую
алкогольную продукцию
- товары (работы, услуги) организаций
и ИП, включенных в Государственный
реестр хозяйствующих
- перевозку пассажиров
авиатранспортом;
- социально-значимые товары
и лекарственные средства по
определяемому Советом
Указом Президента дано право регулировать цены по отдельным товарам и услугам Министерству архитектуры и строительства, Министерству здравоохранения, Министерству информации, Министерству промышленности (цены на лом и отходы черных и цветных металлов), Министерству финансов, Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Белорусскому государственному концерну по нефти и химии, Национальному банку, облисполкомам, Минскому горисполкому.
6. Порядок и формы регулирования
цен на продукцию организаций-
Как и в большинстве
стран с рыночной экономикой, в
РБ осуществляется регулирование цен
на продукцию организаций-
В Реестр включено около 200 хозяйствующих субъектов. Они представляют более 20 отраслей и видов деятельности в промышленности, в агропромышленном комплексе, производственной и социальной инфраструктуре. Например, ОАО «Горизонт», ОАО «Борисовдрев» (спички), ЗАО «Добрушский фарфоровый завод», ОАО «Мозырсоль».