Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:02, шпаргалка
1 Вопрос. Система стоимостных экономических категорий.
2 Вопрос. Теория цен.
3 Вопрос. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
При формировании цены существует:
- нижний предел цены, ниже которого
производитель (продавец) не может
снизить цену и продать товар,
так как полученный от продажи
доход не компенсирует
- верхний предел цены, обусловленный
платежеспособностью
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
• цена как индикатор, отражающий ценность товара, политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т.п.). Цена как индикатор ценности играет большую роль, особенно если потребитель имеет незначительный опыт приобретения определенных товаров. Например, покупатель, приобретающий продукты для дружеской вечеринки, скорее отдаст предпочтение более дорогой, но известной марке. Опытные покупатели способны объективнее оценивать ценность продукта и принимать более верные решения;
• цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.
Экономические условия производства
в каждом отдельном национальном
хозяйстве достаточно различны. Не
совпадает уровень их технического
оснащения, квалификация трудящихся, существуют
различия в природных условиях. Все
эти факторы оказывают
По мере развития международного обращения товаров, интернационализации производства в международном масштабе, стоимость становится интернациональной категорией. Национальный труд отдельных государств получает общественное при-знание как доля совокупного труда в мировом хозяйстве.
Затраты труда в каждой
отдельно взятой стране выступают как
индивидуальные, в то время как
действие закона стоимости требует
приравнивания различных
В основе международного обмена товарами должна лежать не национальная, а интернациональная стоимость.
Интернациональная стоимость
товара определяется общественно необходимым
временем, требующимся для его
изготовления при среднемировых
общественно нормальных условиях производства.
Общественно необходимое
В условиях развитого товарного производства в основе цены лежит цена производства, равная издержкам производства, и средняя прибыль.
Издержки производства определяются
затратами живого и прошлого труда.
Поскольку эффективность
Средняя норма прибыли
в отдельно взятой стране складывается
благодаря переливу капитала и рабочей
силы между отраслями. На национальный
уровень нормы прибыли
Аналогичное явление может
происходить и в других странах,
это приведет к перенасыщению
рынка данным товаром, и произойдет
снижение цены на него. Таким образом,
на конкуренцию между
В каждой стране складываются национальные издержки производства товаров, которые вместе с национальной средней нормой прибыли формируют национальные цены производства и национальные цены товаров. На мировом рынке происходит сравнение различных национальных цен на товар, и мировая цена складывается под влиянием тех национальных цен, в основе которых лежат среднемировые общественно необходимые в мировом масштабе издержки производства, т.е. интернациональная цена производства. Ее не считают как средне арифметическое из национальных издержек производства такого товара. Общественно необходимые в интернациональном масштабе издержки складываются в значительной мере под влиянием условий производства товара в стране, являющейся его основным поставщиком на мировой рынок.
Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, так как без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:
1. Измерительная функция. Цена - количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.
2. Сравнивая ценности различных товаров, их можно дифференцировать на дорогие и дешевые. Таким образом, цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
3. Учетная функция (функция учета и измерения затрат общественного труда). Данная функция определяется самой сущностью цены. Цена - денежное выражение общественно - необходимых затрат труда. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья и материалов и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает величину совокупных издержек производства и обращения, размер прибыли.
Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства. К примеру, превышение суммы денежной над товарной массой вызывает инфляцию.
На практике с помощью учетной функции цены исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: величина валового внутреннего продукта (ВВП), национальный доход, объем производимой продукции отраслями и предприятиями и т.п. С помощью цены рассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства, фондоотдача и т.д. Цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
4. Регулирующая функция (функция балансирования спроса и предложения). Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, потребление и производство. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения. При появлении несоответствий между предложением и спросом равновесие между ними достигается увеличением или сокращением производства, увеличением или снижением цены.
Регулирующее действие цены зависит от вида конкуренции. На рынке совершенной конкуренции - равновесная цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил спроса и предложения. На рынке монополии производитель оказывает существенное влияние на формирование цены: а) в случае затоваривания монополист не будет снижать цену (как при совершенной конкуренции), а изменит предложение товара, сохранив прежнюю цену; б) в случае дефицита - он не увеличит предложение, а поднимет цену.
5. Стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя, прежде всего, через величину заключенной в ней прибыли. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товара, обновление ассортимента, снижение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств и т.п. Положительная роль цены заключается в снижении себестоимости и, в результате, в увеличении прибыли. Обратное воздействие цены может ограничивать производство, увеличивать морально устаревшие товары, товары низкого качества.
Таким образом, с помощью цены можно стимулировать: а) научнотехнический прогресс, б) экономию затрат ресурсов, в) улучшение качества продукции, г) изменение структуры производства и потребления. В настоящее время в России важным аспектом является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как для внешнего, так для внутреннего рынков.
6. Перераспределительная функция. Цена выступает инструментом перераспределения капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные сектора. Основные направления перераспределения:
- между отраслями и комплексами
отраслей (добывающая и обрабатывающая,
промышленность и сельское
- между видами товаров и товарными группами (товары первой необходимости и предметы роскоши);
- между регионами (угледобывающие и нефтедобывающие);
- между группами населения;
- между различными формами собственности;
- между фондами накопления и потребления.
Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение денежных средств части населения за счет бюджета на формирование фондов социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, но можно выделить различие. Стимулирующая функция поощряет дополнительные усилия предприятия на улучшение качества, объема производства и призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, т.е. стимулирующая функция цены действует на микроуровне. Перераспределительная функция связана с государственным воздействием на уровень и структуру цен, с действиями монополий и олигополий, т.е. эта функция работает на макроуровне.
7. Информационная функция. Цена
информирует о предложении
Также цена это:
- инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения;
- показатель конъюнктуры рынка, фактор соотношения спроса и предложения;
- составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цены обеспечивает привлекательность инвестирования);
- фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов;
- орудие конкурентной борьбы.
Все функции взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.
Многообразие действующих в
экономике цен, образует систему
цен, на динамику которой оказывают
влияние многие рыночные факторы. Эта
система состоит из отдельных
подсистем, взаимосвязанных и
Основные и наиболее важные подсистемы: оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы на услуги транспорта. Каждую подсистему также можно разделить еще на отдельные составляющие.
Ведущую и определяющую роль во всей
системе цен играют цены на продукцию
базовых отраслей промышленности. К
ним относятся топливно-
В основе взаимосвязи цен лежит принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматическое изменение в других подсистемах.
Различные подсистемы цен, входящих в единую систему, имеют не только прямую, но и косвенную связь. Например, повышение цен в топливном комплексе через определенное время возвращается обратно в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии), потребляемых ими.