Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:02, шпаргалка
1 Вопрос. Система стоимостных экономических категорий.
2 Вопрос. Теория цен.
3 Вопрос. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.
4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.
При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.
1. Свободные цены –
свободно складываются на
Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.
Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.
2. Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.
3. Фиксированные цены
– прямо устанавливаются
В переходный период к рыночной
экономике преимущественно
Наиболее адекватными
рыночной экономике являются свободные
рыночные цены. Но перейти целиком
только к ним нельзя. Да и нигде
в мире этого и нет. Полностью
свободное ценообразование
Решениями Российского Правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться, и по ним могут вводиться регулируемые цены. Такое право было предоставлено, например, региональным органам власти и управления в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской области и др. Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.
В то же время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не «привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить», и они довольно часто «уходят» от намеченных уровней и соотношений в какую-либо сторону (чаще в сторону повышения).
Поэтому цены на отдельные важнейшие, базовые виды товаров должны регулироваться (а иногда и фиксироваться на определенный период времени) государством. К этим видам продукции могут быть отнесены нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, хлеб и некоторые другие.
Политика социальной защиты
населения на определенных этапах развития
требует прямого
В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
По новым товарам практикой
рыночного ценообразования
При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».
1. Цена «снятия сливок».
Согласно этому методу, с самого
начала изготовления и
Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.
Преимущества метода «снятия сливок»:
1) высокая цена обеспечивает
достаточно большой размер
2) высокая цена позволяет
сдерживать покупательский
3) высокая первоначальная
цена способствует созданию «
4) повышенная цена способствует
увеличению спроса на
5) ошибка в завышенной цене может быть исправлена путем ее снижения – покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.
Основным недостатком
этой стратегии ценообразования
является то, что высокая цена привлекает
конкурентов. Поэтому цену «снятия
сливок» можно успешно
2. Цена «проникновения (внедрения)
на рынок». С помощью этого
метода предприятие (фирма)
3. «Психологическая» цена.
Устанавливая цену, продавец должен
учитывать психологию
В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.
4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию (бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.
5. Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:
Ц = И + Р + Н (И + Р),
где И – издержки производства;
Р – административные расходы и расходы по реализации;
Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
6. Престижная цена –
устанавливается на
Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:
? скорость внедрения на рынок нового товара;
? доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;
? характер реализуемого
товара (степень новизны,
? период окупаемости инвестиций;
? конкретные условия рынка
(степень монополизации,
? положение фирмы в
соответствующей отрасли (
Уровень цен – это обобщающий показатель, который характеризует общее состояние цен на товары со схожими потребительскими свойствами за определенный промежуток времени на установленной территории.
Оценить можно следующие уровни цен:
Индивидуальный уровень цен – это сумма денег, заплаченная за единицу товара на рынке. Является абсолютной величиной.
Для набора однородных товаров на базе индивидуальных цен можно определить средний уровень цен, являющийся обобщенной характеристикой для данной совокупности товаров.
Для определения средней цены используются следующие формулы:
1. Средняя хронологическая.
где t – количество месяцев в отчетном периоде.
Используется, когда моменты регистрации цен равноудалены. Применяется обычно при расчете средней цены за год или за полугодие.
2. Средняя хронологическая взвешенная.
Где Pi– средняя цена за период,
ti– количество месяцев в периоде.
Формула используется, если моменты регистрации цен не равноудалены (расположены неравномерно).
3. Средняя арифметическая взвешенная. Данная формула используется, если регистрируется число реализованных товаров или процентные соотношения числа реализованных товаров.
где Q – количество реализованных товаров в натуральных единицах измерения.
4. Средняя гармоническая взвешенная.
Данная формула применяется, если даны сведения об оборотах в рублях, т. е. товарооборотах, которые соответствуют различным уровням цен. В качестве весов берется стоимостной показатель. где PQ – товарооборот в рублях.
Обобщающий уровень цен – это показатель стоимости установленной потребительской корзинки, объединяющий различные уровни цен. Этот показатель будет являться характеристикой не только цены установленного набора товаров, но и «цены жизни».