Разработка ценовой стратегии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать механизм ценообразования на предприятиях общественного питания.

Выполнение курсовой работы предполагает разработку ценовой политики и включает следующие этапы:

Определение целей ценообразования
Разработка ценовой стратегии
Выбор метода ценообразования и расчет базовой (исходной) цены
Разработка тактики ценообразования.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика деятельности предприятия общественного питания ЦОТ «Некрасовский» и вида продукции 4
2 Определение целей ценообразования 8
3 Особенности ценообразования и учета издержек на предприятиях питания
10
3 Разработка ценовой стратегии 17
I Сбор исходной информации 17
1) Оценка затрат 19
2) Уточнение финансовых целей 20
3) Определение потенциальных покупателей 21
4) Уточнение маркетинговой стратегии предприятия общественного питания ЦОТ «Некрасовский» 21
5) Определение потенциальных конкурентов 22
II Стратегический анализ 24
6) Финансовый анализ 24
7) Сегментный анализ рынка 29
8) Анализ конкуренции 31
9) Оценка влияния государственного регулирования ценообразования 36
III Выбор окончательной ценовой стратегии, являющейся частью общей стратегии развития предприятия 38
4 Выбор и обоснование метода ценообразования 42
5 Разработка ценовой тактики 45
Заключение 52
Список использованных источников 53

Работа содержит 1 файл

КР ценообразование моя.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

       4.1  Завоевание лидерства по показателям качества.

       4.2  Сохранение лидерства по показателям качества.

       5)  Цели, ориентированные на выживаемость.

       5.1 Обеспечение выживаемости в условиях  конкуренции.

       Организация с целями, ориентированными на сбыте, ориентируется на высокий объем  продаж или увеличение собственной  доли продаж. Фирма выбирает такие  цели в том случае, если:

       - Она заинтересована в насыщении рынка или росте сбыта как важном шаге на пути к контролю над рынком и стабильном доходом;

       - Стремясь максимизировать объем сбыта готова пойти на снижение дохода с единицы продукции для получения большей совокупной прибыли;

       - Предполагает, что большой объем продаж позволяет снизить размер удельных затрат.

       Для увеличения объема продаж часто устанавливаются  цены проникновения – низкие цены, предназначенные для захвата  рынка товара или услуги.

       Высокая абсолютная прибыль обычно связана  с ценами проникновения. Высокая относительная прибыль (в расчете на одно изделие) обычно опирается на престижные цены.

       Престижные  цены (более высокие по сравнению  с ценами конкурентов) предназначены  для тех потребителей, которые  более обеспокоены качеством, статусом, уникальностью товара, чем его ценой.

       Установление  престижных цен целесообразно в  том случае, если:

       - Можно минимизировать конкуренцию через патентную защиту, приверженность к торговой марке, контроль над сырьем или значительный размер требуемого капитала;

       - Рынок нечувствителен к цене.

       К целям, основанным на существующем положении  стремятся организации, заинтересованные в стабильности или сохранении благоприятного климата для своей деятельности. Стратегия ценообразования в  этом случае должна быть ориентирована  на избежание спада в сбыте и минимизацию воздействия на цены таких внешних факторов, как правительство, конкуренты, участники каналов товародвижения.

       Цели, ориентированные на качество, важны  для фирм, являющихся научно-техническими лидерами, на соответствующих рынках сбыта.

       Цели, ориентированные на выживаемость, приемлемы  для предприятий, находящихся в  условиях банкротства.

       Предприятие  общественного питания ЦОТ «Некрасовский» ставит перед собой следующие цели:

    1. Достижение стабильного уровня прибыли на ряд лет.

       Предприятие выпускает качественную, продукцию, ищет более выгодные каналы поставки сырья, каналы продвижения и сбыта продукции. Предприятие устанавливает конкурентоспособные цены на свою продукцию, ниже цен на аналогичную продукцию других производителей при неизменно высоком качестве. Это позволяет сохранять и увеличивать прибыль. Предприятие постоянно проводит сравнительную оценку спроса и издержек для того, чтобы назначит такую цену, которая бы обеспечила максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимум возмещения затрат.

    1. Достижение определенной доли рынка.

     Предприятия занимает относительно устойчивую позицию на рынке, имеет постоянную клиентуру, поэтому целью деятельности является сохранение этих позиций и расширение доли своей продукции на рынке. 
 
 

     3 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И  УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ  ПИТАНИЯ 
 

     Ценообразование - это процесс установления уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему. В понятие «ценообразование» входит совокупность организационных и методологических мер по определению цены на товары в их продвижении из сферы производства в сферу обращения и потребления.

     Каждая  цена включает в себя определенные элементы, и в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Важной задачей является определение структуры цены, то есть соотношения отдельных элементов цены, выраженных в процентах или долях единицы.

     Важным  является также обоснованность каждого элемента цены. На основе структуры цены определяются резервы снижения себестоимости. Если в составе цен большой удельный вес занимают прибыль и налоги, то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи и вытесняя конкурентов.

     Предприятия  общественного питания  одновременно осуществляют производство, организацию  потребления и реализацию продукции собственного производства.

     Следовательно, цены в сфере общественного питания  должны покрывать затраты, связанные с производством продукции, её реализацией и потреблением, а также обеспечивать получение предприятиями необходимого размера прибыли.

     Но  в общественном питании отсутствует  раздельный учёт издержек производства и обращения, а также потоварный учёт, что делает невозможным определение себестоимости продукции. Поэтому предприятия питания формируют цену продажи на кулинарную продукцию и покупные товары с использованием наценки.

     Цена  на продукцию общественного питания  в качестве прямых затрат включает только стоимость сырья в закупочных ценах в соответствии с рецептурами блюд, именуемая «продуктовый набор» а остальные элементы – издержки и прибыль – отражаются в цене косвенно, через наценку.

     Поэтому издержки производства представляют собой  не полную производственную себестоимость готовой продукции, а лишь затраты, связанные с её производством. 

     Формирование  издержек общественного питания  представлено на рисунке 1:

       
 
 

     Рисунок 1. Формирование издержек общественного питания.

     На  этом рисунке отражены присущие отрасли  стадии процесса воспроизводства (производство, обмен и потребление) и обособление  издержек производства от затрат на сырьё, продукты и полуфабрикаты.

     В состав издержек производства включаются только затраты, связанные с производством собственной продукции (затраты на транспортировку и хранения сырья и полуфабрикатов; заработная плата работников производства; расходы на топливо и электроэнергию для производственных нужд; амортизация основных производственных фондов и др.).

     Издержки  обращения представляют собой затраты  на реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (оплата труда буфетчиков, продавцов,; расходы на транспортировку покупных товаров; амортизация стоимости торгового оборудования, и т.д.) и затраты на организацию потребления (заработная плата кассира столовой, уборщика обеденного зала; расходы по содержанию помещений и оборудования обеденных залов и т.д.).

     Однако  в практике учёта и планирования весьма трудно разграничить эти издержки, поскольку многие работники отрасли выполняют одновременно различные функции. Поэтому на предприятиях общественного питания определяются совокупные издержки, связанные с производством, реализацией продукции и покупных товаров и обслуживанием потребителей. В силу этого показатель себестоимости продукции не учитывается, не планируется, не калькулируется. Это обстоятельство обуславливает отличия в формировании цен на продукцию собственного производства в общественном питании от промышленности. Калькулирование продажной цены продукции, выпускаемой предприятиями общественного питания, осуществляется только на основании стоимости сырья, включаемого в рецептуру блюд.

     Особенностью  ценообразования в общепите является также применение разных цен на продукты, поступающие на предприятия из различных источников. Продукты могут быть закуплены непосредственно у предприятий изготовителей (по свободным отпускным ценам), в розничной торговой сети, на колхозных рынках и у населения. В этой связи на предприятиях общественного питания, обслуживающих население, сырьё включается в калькуляцию по розничным ценам. Сущность и порядок ценообразования наглядно иллюстрирует рисунок 2:

     

     Рисунок 2. Сущность и порядок ценообразования в общественном питании. 

     Определение розничной цены продукции собственного производства предприятий общественного  питания производится в калькуляционных  карточках типовой формы, в которых  расчет стоимости необходимого набора сырья осуществляется в соответствии с рецептурой каждого блюда. В калькуляционной карточке указываются:

  • Порядковый номер карточки
  • Наименование блюда по Сборнику рецептур
  • Номер рецептуры, вариант нормы вложения сырья, название и (или) год издания Сборника, из которого взята рецептура.
  • Наименование продуктов
  • Количество продуктов каждого вида в килограммах
  • Стоимость сырья каждого вида
  • Продажная стоимость набора сырья на 10-100 порций с наценкой
  • Продажная цена одной порции (путем деления стоимости сырьевого набора на 10-100)
  • Выход в готовом виде одного блюда в граммах.
  • Порядковый номер калькуляции и дату её составления. При изменении (замене) отдельных компонентов в сырьевом наборе или изменении цен на сырье в свободных графах калькуляционной карточки определяется продажная цена блюда и указывается дата составления новой калькуляции. Калькуляционные карточки подписываются лицом, составившим калькуляцию (экономистом по ценам), заведующим производством и утверждаются руководителем предприятия. Калькуляционные карточки регистрируются в специальном журнале предприятия

     Все компоненты набора в калькуляцию  продажной цены включаются по массе  брутто, предусмотренной Сборником  рецептур блюд. Исключения составляют предприятия, работающих на мясных полуфабрикатах и очищенных картофеле и овощах. В этом случае указанные виды сырья включают в калькуляцию по массе нетто. 
 
 
 

     Пример  карточки калькуляционной приведен на рисунке 3. 
 
 
 
 
 
 

          Унифицированная форма  №ОП-1
          Утверждена постановлением Госкомстата
            России от 25.12.98 № 132
            Код
          Форма по ОКУД 0330501
  ПОП  ЦОТ "Некрасовский"   по ОКПО  
  организация      
    основной  склад     вид деятельности по ОКДП  
  структурное подразделение        
  расстегай  с мясом и картофелем      
  наименование  блюда     Номер блюда по сборнику рецептур,ТТК,СТП 627
          Вид операции  
             
          Номер документа Дата составления
        КАЛЬКУЛЯЦИОННАЯ КАРТОЧКА 1856 14.12.10
             
             
  Порядковый номер  калькуляции, 
дата утверждения
    №   от 14.12.10
  № п/п Продукты      
    наименование код Норма Цена (руб.) Сумма (руб.)
  1 2 3 4 5 6
  1 говядина котлетная 2 сорта 000068 0.4/0.4 152.31 60.92
  2 картофель 000024 0.8/0.6 26.79 21.43
  3 лук репчатый 000026 0.12/0.1 19.44 2.33
  4 маргарин 000052 0.05/0.05 49.44 2.47
  5 масло растительное 000011 0.05/0.05 48.07 2.40
  6 перец черный молотый 000128 0.001/0.001 282.38 0.28
  7 соль 000148 0.01/0.01 6.31 0.06
  8 тесто сдобное 16528 1.2/1.2 15.71 18.85
  9 яйцо столовое 000075 1/1 2.96 2.96
  Общая стоимость сырьевого  
набора на  10 шт :
    Х Х 111.70
  Наценка:        115%       12.83
  Цена продажи  блюда, руб.коп        24.00
  Выход одного блюда  в готовом 
виде , грамм
        250
  Заведующий  производством___________________/Макаренко  Алла Борисовна
  Калькуляцию составил________________________/Кононенко  Ирина Анатольевна

Информация о работе Разработка ценовой стратегии организации