Проблема ценообразования в современных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Актуальность исследования обусловлена тем, что правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рынка.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 206.65 Кб (Скачать)

     Чистая  прибыль из года в год увеличивается, что напрямую связано с ростом объема продаж продукции. В 2009 году по сравнению с 2008 годом объем продаж продукции вырос на 9,26 %; а в 2008 году по сравнению с 2009 годом уже на 21,94 %. Рост этих показателей можно объяснить более эффективной работой отдела продаж, а так же тем, что фирма из года в год становится более известной на рынке строительных материалов за счёт качества своей продукции, а так же относительно небольших цен. Также наблюдается снижение себестоимости реализуемой продукции, что является положительной тенденцией. И хотя в абсолютном выражении этот показатель растёт, но, во-первых, этот рост имеет тенденцию к снижению, а во-вторых, темп роста себестоимости меньше темпов роста доходов от продаж, о чём и говорит показатель рентабельности.

2.3 Методы  ценообразования ООО «Мегатрейд»

     Основная  работа компании по реализации товара построена на продаже товара со склада, куда продукция поступает с завода-изготовителя. В связи с этим, данное предприятие использует метод надбавки к цене, который относится к затратным методам ценообразования и обеспечивает покрытие всех затрат, а также позволяет получать желаемый уровень дохода. Затратные методы ценообразования обеспечивают установление цен на основе нахождения такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между суммой, которую желал бы заплатить за товар покупатель и затратами предприятия при его производстве и доведении до конечного потребителя. Цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспаривать – калькулирование издержек производства и сбыта продукции и предполагаемой прибыли.

     Метод надбавки к цене обеспечивает расчет цены продажи посредством умножения  цены приобретения товара у завода-поставщика, расходов на транспортировку и хранения материалов на определенный коэффициент  добавочной стоимости. Этот метод ценообразования  активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга  отраслей. Зачастую на оптовых и  розничных рынках встречается ситуация, когда покупатель требует от продавца осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее  определить величину прибыли в процентах, которую необходимо получить в целом  от продажи данного товара, можно  легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен - так в основном и поступают многие розничные  торговцы. Главная трудность применения этого метода - сложность определения  уровня добавочной суммы, поскольку  нет точного способа или формы  ее расчета. Все меняется в зависимости  от вида отрасли, сезона, спроса на данный товар, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к  себестоимости товара, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.  

     Таблица 4 Наименования некоторых продаваемых  товаров на предприятии ООО «Мегатрейд»

Наименование Вес упаковки, кг Цена поставщика, руб Цена продажи, руб Торговая наценка
1 2 3 4 5
Водоэмульсионные  краски на акриловой, виниловой и силиконовой  основе для наружных и внутренних работ
МАКСИШИЛД, матовая краска на акриловой основе для наружных и внутренних работ 5 316 400 %
ТЕРРАШИЛД, матовая эластичная краска для внутренних и наружных работ 5 574,23 715 25 %
ТЕРРАЛЮКС, матовая виниловая краска для  наружных и внутренних работ 5 341,33 512 50 %
ТЕРРАЛАСТ, матовая виниловая краска для  внутренних работ        
ТЕРРАТОП, шелковая виниловая краска для внутренних и наружных работ 20 1092,35 1638  
ТЕРРАМАТТ, матовая акриловая краска с низким уровнем отражения для внутренних работ 17 1659,75 2489  
МАКСИФИКС, клеевая смесь для плитки 25 203,12 260  

 Следует рассмотреть ассортимент продукции ООО «Мегатрейд» (таблица 4), цены поставщиков и продажи, а так же процент величины надбавки, которой был вычислен по формуле:

(6)

    Анализируя  данные таблицы можно сказать, что  величина торговой наценки предприятия  колеблется от 25 % до 100 % и на основную часть продукции составляет 50 %. Это  связано в первую очередь с  уровнем спроса на определённые виды товара, а также с величиной  наценки у остальных фирм. Данный процент торговой наценки позволяет  поддерживать конкурентоспособность  и обеспечивать предприятие достаточной  прибылью. Поскольку надбавка остальных  строительных магазинов зачастую составляет 100 – 200 %, то можно сделать вывод, что цены, установленные ООО «Мегатрейд» более привлекательны для покупателей и позволят обеспечить их больший поток, ведь уровень цен складывается ниже, чем в среднем по городу, но в то же время он обеспечивают меньшую прибыль, чем у фирм-конкурентов. Причём относительно невысокие цены, складываются не за счёт качества продукции, а именно из-за небольшой величины торговой наценки.

    Можно сказать, что этот метод помогает фирме точно рассчитать цену продаж и заложить такую величину наценки, чтобы не только обеспечить себя прибылью, но и быть конкурентоспособными за счёт относительно не высокого уровня цен относительно других магазинов, продающих такую же продукцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Реформирование  системы ценообразования

3.1 Предложение по преобразованию метода ценообразования

ООО «Мегатрейд»

    В условиях рынка ценообразование  является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Существенное влияние на цену оказывает поведение  конкурентов. Каждая фирма должна знать  цены на продукцию конкурентов и  отличительные черты их товаров. Особенно на рынке строительных и  отделочных материалов города Орла, где конкуренция довольно высока - около 10-15 фирм специализирующихся на продаже данного вида товаров. И хотя метод торговой наценки самый распространенный среди предприятий розничной торговли, на мой взгляд, метод следования за рыночными ценами более привлекательный для фирмы «Мегатрейд», так как позволит повысить уровень дохода предприятия.

    В условиях рынка несовершенной конкуренции  и рынка чистой конкуренции следует  четко выработать концепцию: приемлема  эта цена или нет, так как в  таких условиях рыночные цены являются определяющими. Затратные методы ориентированы  на издержки и не всегда являются оптимальными для конкурентоспособной работы фирмы, поэтому следует использовать метод, учитывающий конкурентное положение  фирмы и данного товара или  услуги, а также всю конкурентную ситуацию на рынке - метод следования за рыночными ценами.

    Этот  метод используется в основном на рынках, где представлено большое  количество однородных товаров (как  в случае рынка строительных материалов), так как в этом случае возможность  влияния предприятий на цену ограничена. В таких условиях главной задачей  фирмы является контроль над издержками.

    Метод применяют в обострённой конкурентной среде и в случае, если ценообразование  на основе других методов не приносит должного успеха, тогда цена изменяется до цены конкурентов или среднеотраслевой. Здесь применяются цены, которые сохраняются на стабильном уровне в отношении определенных товаров в течение длительного времени на конкретном рыночном пространстве.

    Метод ценообразования на основе уровня текущих  цен довольно популярен. В случаях, когда эластичность спроса трудно измерить, фирмам кажется, что уровень текущих  цен олицетворяет собой "коллективную мудрость отрасли" и гарантирует  справедливую норму прибыли. Кроме  того, они считают, что поддержание  уровня текущих цен, позволят сохранять  нормальное равновесие в отрасли.

    Следование  за рыночными ценами предусматривает, что каждый продавец, предлагающий данный товар (услугу) на рынке, устанавливает  цены, пытаясь достичь поставленных перед собой целей ценообразования. Можно предположить, что цели конкурирующих  продавцов (максимизация прибыли) совпадают, а возможные ошибки ценообразования  возникают с одинаковой частотой. Поэтому средняя рыночная цена и  является оптимальной для рынка, а значит, и для конкретной фирмы.

    Назначая  цену на основе уровня текущих цен, фирма в основном учитывает цены конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов. В олигополистических сферах деятельности, где предлагают такие товарные продукты, как сталь, дерево, нефть, цемент и т.п., все фирмы обычно запрашивают одну и ту же цену. Некоторые из них могут взимать несущественную премиальную наценку или предоставлять небольшую скидку, сохраняя в цене эту разницу постоянной. В данном случае независимо от объема рыночной доли, занимаемой данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены происходит резкое сокращение продаж соответствующих товаров, и, наоборот, при небольшом ее снижении возможно резкое увеличение сбыта. Привычные цены устанавливаются на такие товары, как шоколад, чай, сок и т.д. Чтобы отказаться от привычных цен и обеспечить их повышение, улучшают качество товара, его функциональные свойства, упаковку, стиль, дизайн, придают ему большую привлекательность, адаптируя продукцию к рынку прогнозируемых покупателей.

    Для метода формирования цены посредством  ориентации на рыночные цены характерно, что каждый продавец устанавливает  их исходя из ценообразования и уровня цен уже сложившихся здесь, не нарушая при этом традиций рынка.

    Но  следует исходить из того, что, предприятие  не должно слепо копировать действия своих конкурентов. Однако, вместе с  тем, когда речь идёт о выживаемости предприятия, цены устанавливаются  по уровню основных конкурентов. Подобная стратегия используется в основном предприятиями с ограниченными  ресурсами на рынках с сильной  степенью конкуренции. При использовании  этого метода цены на товары и услуги устанавливаются через анализ и  сравнение товаров данной фирмы  с продукцией конкурентов. Ведь фирма, как правило, знает об опыте своих  конкурентов. Предприятие даже относится  с меньшим вниманием к своим  издержкам и спросу на продукт, к  тому же, может маневрировать, устанавливая цены, как такие же, как у конкурентов, так и ниже или выше общей цены.

    Естественно, нижней границей цен являются издержки, но в дальнейшем они не являются ориентиром. Предприятие может придерживаться среднего уровня цен, что гарантирует  уход от ошибок при ценообразовании, но в то же время не принесет больших  прибылей и исключает возможность  ведения ценовой войны с конкурентами.

    Как известно цель любого предприятия –  получение прибыли. Во второй части  была вычислена величина торговой наценки  рассматриваемого предприятия, которая  оказалась более низкой относительно надбавки фирм-конкурентов. Если данная фирма поднимет цену, до уровня остальных организаций, сохранив на прежнем уровне свои затраты по приобретению, транспортировке и хранению товаров, то сможет получать большую выручку, чем при нынешнем уровне цен. Данное повышение не будет неожиданным, ведь строительные и отделочные материалы предлагаются многими фирмами на рынке города Орла, которые в свою очередь уже давно установили цены и не намерены их снижать, и, скорее всего, будут их повышать в дальнейшем. Повышение цен ООО «Мегатрейд» может протекать постепенно: предприниматель, ссылаясь на влияние таких факторов, как инфляция и повышение цен поставщиков, будет периодически увеличивать установленные цены, и спустя некоторое время поднимет их до уровня конкурентов или возможно чуть ниже. В любом случае это сократит поток потребителей на незначительную величину, либо не приведёт к изменению спроса совсем. Ведь целевой сегмент покупателей, , можно характеризовать как консерваторы, т. е. приверженцы одной фирмы. Следовательно, если цены станут равны общему уровню, постоянные клиенты останутся – раз цены имеют один уровень, а предприятие проверено и не вызывает претензий, то не имеет смысла обращаться к услугам других компаний, надёжность которых придётся проверять.

    Значит, исходя из выше сказанного, фирма ООО  «Мегатрейд» может применить в своей практике такой метод ценообразования как следование за рыночными ценами, который не повлечёт за собой изменение в деятельность или дополнительные затраты, а лишь увеличит размер выручки.

    Полученная  дополнительная прибыль, может быть использована предприятием для различных  целей, способствующих развитию и более  успешному функционированию ООО  «Мегатрейд». Это такие стратегические цели как:

    - увеличение уставного капитала;

    - увеличение резервного фонда;

    - увеличение заработной платы персонала;

Информация о работе Проблема ценообразования в современных условиях хозяйствования