Обоснование цен на нефть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

Цена и ценовая политика для предприятия – второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью, учитывать многочисленные факторы, в частности такие, как:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 03
1. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ….. 05
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ РЕШЕНИЙ…………………………………………………………………
09
2.1 Базовые факторы ценообразования………………………………. 09
2.2 Методы расчета цен ……………………….……………………… 15
3. ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения  общеэкономических процессов, условий  в стране и за ее пределами. Внешние  факторы определяются рынком, на котором  работает фирма. Если на рынке существует сильная конкуренция, имеется большое количество товаров аналогичного качества, то фирма для его завоевания обычно устанавливает более низкие цены, иногда даже меньше полной себестоимости.

     Если  фирма начинает производство совсем новой и в какой-то степени уникальной продукции, то при установлении цены она может не учитывать рыночную конкуренцию, но должна иметь в виду, что покупателю надо привыкнуть к новому продукту, поэтому ее задачей становится формирование покупательского спроса. И в этом случае цены, устанавливаемые на продукцию, должны быть достаточно гибкими. Таким образом, для принятия окончательного решения по установлению цены необходимо хорошо знать положение на рынке, т.е. потребности покупателя.

     Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования на предприятии, можно представить в виде четырех основных групп: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения, государство.

     I. Потребители. Они существенно  влияют на деятельность предприятий  в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать поведение потребителей, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Прежде всего, необходимо обращать внимание на психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к продукции и появлению новых предложений, чувствительность к ценам и качеству товаров или услуг.

     Помимо  психологических существуют и экономические аспекты поведения потребителей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем что бюджет покупателя ограничен, а цены постоянно подвержены изменениям, он всегда стоит перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар покупать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки с учетом финансовых возможностей.

     II. Рыночная среда. Это понятие  является очень сложным и многогранным, так как рыночная среда формируется  под влиянием большого количества  экономических, политических и  культурных факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

     С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих типов  рынка является степень влияния  предприятия на установление рыночной цены. Максимально оно сказывается в условиях монополии, а минимально - при совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и самим рынком.

     III. Участники каналов товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существуют три основных вида его каналов:

  • прямые (товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников);
  • косвенные (товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников);
  • смешанные (когда объединяются особенности первых двух видов каналов).

     С точки зрения ценообразования интерес  представляет влияние участников каналов  товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем значительнее розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовителя данной продукции. В итоге это ограничит спрос на товары или услуги, что в свою очередь приведет к снижению цен и тем самым будет способствовать оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в результате мультипликационного эффекта может сложиться прямо противоположная ситуация: при росте цен будет наблюдаться неограниченный спрос, так как в движение придет инфляционная спираль «цены - заработная плата».

     IV. Государство. Можно выделить три  формы влияния государства на  ценообразование: фиксацию цен;  регулирование цен за счет  установления их предельных уровней; регулирование системы свободного ценообразования.

     1. Фиксация цен. Государство применяет  следующие основные способы фиксации  цен: использование прейскурантных  цен; фиксирование монопольных  цен; замораживание цен.

     Использование прейскурантных цен. Прейскуранты цен товаров и услуг - это официальные сборники цен и тарифов, утверждаемые и издаваемые министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, фиксируемых в прейскурантах, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, практически близким к нулю при преимущественно рыночном способе ценообразования. Обычно с помощью прейскурантов регулируются цены продукции предприятий-монополистов: электроэнергии, газа, нефти, коммунальных услуг, транспорта. Цены данной продукции вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации цен во всех других сферах и, соответственно, экономической ситуации в целом. Самым трудным моментом является установление уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной приводит к состоянию избытка предложения на рынке, а ниже - к дефициту.

     Фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, которое позволяет им существенно влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в итоге ограничивает свободу действий других участников рынка. Решить вопрос о том, является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. В соответствии с российским законодательством предприятие занимает доминирующее положение, если его доля на рынке составляет от 35 до Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и осуществляется исключительно в целях стабилизации положения. Применение замораживания цен считается целесообразным только в краткосрочном периоде.

     2. Регулирование цен за счет  установления предельных уровней  цен (установление верхнего или нижнего лимита цен) представляет собой введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

     3. Регулирование системы свободного  ценообразования осуществляется  посредством законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка для ограничения недобросовестной конкуренции. Данный метод воздействия государства на процесс ценообразования заключается в установлении ряда запретов: на демпинг, недобросовестную ценовую рекламу, вертикальное, а также горизонтальное фиксирование цен.

     Запрет  на демпинг - это запрет на продажу товара ниже его себестоимости с целью устранения конкурентов. На практике данный запрет особенно актуален, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, этот запрет широко применяется в практике международной торговли, так как он позволяет предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства.

     Запрет  на недобросовестную ценовую рекламу  - это запрет на такую рекламу, которая создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару.

     Запрет  на вертикальное фиксирование цен - это запрет на диктат цен производителями посредникам, оптовой и розничной торговле.

     Запрет  на горизонтальное фиксирование цен  - это запрет на соглашение между несколькими производителями о поддержании цен продукции на определенном уровне в случае, если их совокупная доля рынка будет обеспечивать этим производителям доминирующее положение на нем. Подобное ограничение особенно актуально в условиях олигополистического рынка. Однако его легко можно проигнорировать, если, например, предприятия - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены конечной продукции. 

2.2 Методы  расчета цен на предприятии 

     Методика  расчета цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов: постановка задач ценообразования, определение  спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

     Определение спроса производится путем изучения спроса, цен и предложения.

     Для определения зависимости между  ценой, спросом и предложением в  рыночной экономике применяются следующие методы измерения спроса и предложения:

  1. Проведение опроса потребителей;
  2. Прямой рыночный эксперимент на основе пробной  продажи на рынке товара по новым ценам;
  3. Статистические методы, оценивающие кривые спроса и предложения  на основе динамики изменения цен за определенный период времени.

    Анализ  спроса позволит определить максимальную цену, которую может запросить  фирма за свою продукцию.

     При стратегии ценового лидерства предприятие  устанавливает и меняет цены на свои товары в зависимости от поведения предприятия – ценового лидера на рынке; при стратегии конкурентных цен предприятие снижает или оставляет без изменения свои цены в случае снижения или повышения цен конкурирующими предприятиями.

     Среди наиболее распространенных в рыночной экономике методов ценообразования  следует выделить:

  1. Прайсинговые  методы;

     Основаны  на различных способах расчета составляющих цены – затрат и прибыли. Среди  них выделяется

    1. метод полных затрат – основывается на полных издержках производства и реализации продукции, и прибыли;
    2. метод усредненных затрат – основывается на расчете затрат  как составляющей цены;
    3. метод предельных затрат – применяется при предполагаемом расширении производства и сбыта.
    4. метод стандартных  издержек – основывается на калькуляции себестоимости продукции;
    5. метод целевой прибыли – предполагает использование заранее определенного размера прибыли.
  1. Методы поэлементного расчета цены;
  2. Методы, основанные на установлении фиксированной цены;

К ним  относятся:

  1. метод твердой фиксированной цены – предполагает ее неизменность вне зависимости от фактических издержек продавца при исполнении контракта.
  2. метод   фиксированной цены с возможностью ее последующего пересмотра;
  3. метод   фиксированной цены по скользящей шкале – предполагает соответствующую фиксацию цен по периодам времени.
  4. Метод определения цены, основанные на компенсации издержек производства;

     Предусматривает обязательства производителей выполнять  условия контракта при условии  возмещения всех издержек.

  1. Поощрительные методы определения цены.

     Предполагает особый учет в цене вознаграждения  для исполнителя работ. Среди этих методов следует отметить:

  1. метод  фиксированной цены с поощрением – предусматривает поощрение в цене. Устанавливается в пределах 7,5 – 15 %.
  2. метод  издержек производства с поощрительным вознаграждением – размер вознаграждения поставлен в зависимость от соблюдения сроков и качества выполнения работ.
  3. метод  возмещения издержек с премиальным вознаграждением – используется в проектировании и предусматривает определения цены проекта исходя из минимального уровня издержек и премии за качество работы.

     Установление  окончательной цены товара производится с учетом  большинства факторов приведенных выше.

     В ценах на каждом этапе их формирования учитываются издержки организации, прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС). На ряд  товаров в цены также включаются суммы акцизов по установленным ставкам. 

3. ОБОСНОВАНИЕ  УРОВНЯ ЦЕН В КРАТКОСРОЧНОМ  ПЕРИОДЕ 

     Обоснование уровня цен в краткосрочном периоде  рассмотрим на примере ОАО «Сибнефтепровод», он занимается перекачкой, координацией и управлением транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам; проводит профилактические, диагностические и аварийно-восстановительные работы на нефтепроводах; организует работы по обеспечению охраны окружающей среды в районах объектов нефтепроводного транспорта. 

Расчет  стоимости основных материалов. 

     Расчет  затрат на материалы за вычетом отходов  на каждую изготавливаемую деталь для аварийно-восстановительных работ на нефтепроводах выполняется по формуле:

Информация о работе Обоснование цен на нефть