Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:45, доклад
Целью курсовой работы является изучение механизма и способов
ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы
на различных типах рынка.
Для достижения этой цели необходимо: рассмотреть сущность цен,
факторы, на них влияющие, выделить особенности и способы ценообразования на
различных типах рынка, определить условия, оказывающие влияние на выбор
метода ценообразования предпринимателем.
Введение 3
1. Сущность цены и анализ её формирования 4
1.1. Марксистская трактовка анализа цены 6
1.2. Маржиналистская концепция анализа цены. 6
1.3. Функции цен 7
2. Особенности ценообразования на различных типах рынка 9
2.1. Затратный механизм ценообразования 9
2.2. Рыночный механизм ценообразования 15
2.3. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. 17
2.4. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 19
3. Выбор метода ценообразования предпринимателем 23
3.1. Определение спроса 23
3.2. Оценка издержек 25
3.3. Анализ цен и товаров конкурентов 27
3.4. Установление окончательной цены 29
Заключение 31
Библиографический список использованной литературы. 32
Приложение 33
Оглавление
1. Сущность цены и анализ её формирования 4
1.1. Марксистская трактовка анализа цены 6
1.2. Маржиналистская концепция анализа цены. 6
1.3. Функции цен 7
2. Особенности ценообразования на различных типах рынка 9
2.1. Затратный механизм ценообразования 9
2.2. Рыночный механизм ценообразования 15
2.3. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. 17
2.4. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 19
3. Выбор метода ценообразования предпринимателем 23
3.1. Определение спроса 23
3.2. Оценка издержек 25
3.3. Анализ цен и товаров конкурентов 27
3.4. Установление окончательной цены 29
Заключение 31
Библиографический список использованной литературы. 32
Приложение 33
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или
предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут
устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным
фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор
справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа
товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на
покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые
факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара
и услуг для клиентов.
Целью курсовой работы является изучение механизма и способов
ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы
на различных типах рынка.
Для достижения этой цели необходимо: рассмотреть сущность цен,
факторы, на них влияющие, выделить особенности и способы ценообразования на
различных типах рынка, определить условия, оказывающие влияние на выбор
метода ценообразования предпринимателем.
Чтобы изучить механизм ценообразования в пределах курса «Экономическая
теория» разработан план, одобренный преподавателем, ведущим эту учебную
дисциплину. Курсовая работа по теме: «Механизм ценообразования в рыночной
экономике» выполнена на основе специальной литературы, список которой
прилагается.
1. Сущность цены и анализ её формирования
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому
не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку
приходиться наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом
уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и
жизни других людей.
Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не
только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они
регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и
экономические процессы в целом, включая производство, распределение
товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены,
вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий,
единый, целостный ценовой механизм.
В экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием
«цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные,
регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные,
прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа
(централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в
разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто
распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а
следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится
бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то
же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные
возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности
намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В
директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор,
инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они
образуют часть системы саморегулирования.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие
части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина,
динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила
установления, формирования новых цен и изменения действующих.
Ценообразование, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего
ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и
ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс
экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально
под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество
её видов, различающихся между собой назначением, областью применения,
способом формирования.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и
сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Появление
товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность
выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента,
используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и
покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно
получить или приходится платить за единицу товара.
Денежная цена расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но
возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных
единиц того или иного вида следует платить за единицу того или другого
товара?» То есть, пришлось задуматься о способе определения цены. И само
понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее
установления, то есть механизма ценообразования.
Концепция цены, то есть суть ее понимания различными экономистами
трактуется неоднозначно.
1.1. Марксистская трактовка анализа цены
Марксисты под ценой понимают денежное выражение стоимости товара.
Основой стоимости является труд, а его величина определяется теми затратами
времени, которые общество при данных условиях признает необходимым. Цена
может отклонятся от стоимости под воздействием спроса и предложения. Но в
основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную
основу – стоимость.
Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между
общественным трудом, стоимостью и ценами товаров. Труд признается в
качестве главного фактора пропорций, эквивалентности. Сущность закона
стоимости заключается в том, что товары производятся и обмениваются на
основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через
механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг
стоимости. По мнению К. Маркса обмен товаров происходит в соответствии с
количеством общественно необходимого труда, затраченного на их
производство. Стоимость товара при купле его на рынке выражается в цене,
которая приравнивается к определенной сумме денег, служащих средствами
обмена.
1.2. Маржиналистская концепция анализа цены.
По мнению маржиналистов, цена есть субъективная оценка покупателем
полезности данного товара. Или другими словами, цена – это ценность,
выражаемая в определенном количестве денег. Для определения цены – оценка
покупателя более значима, чем затраты производителя.
Закон убывающей предельной полезности товара. Согласно данному подходу
цена на рынках складывается исходя из субъективной оценки продавцов и
покупателя своего товара. При этом для продавца предельная цена
соответствует минимальной оценки полезности. Для потребителя наоборот. В
качестве примера рассмотрим изменение соотношения цен на отечественный
автомобиль «Жигули» типа 2106 и бытовой видеомагнитофон, зарубежного
производства. В 80-е годы рыночная цена видеомагнитофона была на уровне
цены автомобиля, соотношение близкое как 1:1. Позже оно изменилось. Цена
«шестерки» стала равна 25-30 видеомагнитофонам того же зарубежного выпуска.
Почему так произошло? Многие промышленные и сельскохозяйственные
предприятия сократили объем товарной продукции. Появились безработные
трудоспособные люди, интерес которых к культурно-развлекательным
мероприятиям естественно снизился. В тоже время, возникла необходимость
автономного жизнеобеспечения семьи: занятость индивидуальным садоводством,
огородничеством, челночные маршруты – город-село, село-город, зарубежные
поездки за изделиями широкого потребления населения и т.п. Полезность
товара в виде транспортного средства возросла. Цена на автомобили повышена
во много раз.
«Компромиссный подход», предложенный западным ученым А. Маршаллом.
Суть его: цена определяется двумя факторами – полезностью и издержками
производства. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется
степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не
может быть, по крайней мере, ниже издержек производства. Между продавцами и
покупателями достигается компромисс, в результате которого цена
устанавливается на равновесном уровне. Равновесная цена по А. Маршаллу –
это та максимальная цена, которую потребитель признает исходя из
субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена,
по которой производитель согласен продать товар, исходя из издержек на его
производство.
1.3. Функции цен
В рыночной экономике всеобщим инструментом механизма хозяйствования
выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования
экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с
помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов
социально-экономической системы современного общества.
Цена выполняет ряд функций.
Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты
производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое
для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для
осуществления платежей;
Информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях
в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при
избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои
действия.
Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства
и наиболее рациональное поведение спроса;
Распределительная – производители через цену ориентируются в
распределении полученного дохода;
Социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем
потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительство регулирует
уровень потребления различных слоев общества.
Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной
из них отрицательно сказывается и на других.
Цена товара при рыночных взаимоотношениях продавца и покупателя
приобретает всеобщий характер. Распространяется она и на товары не имеющих
собственной стоимости, цена земли, девственного леса, акций и другие
объекты купли-продажи, принадлежащим частникам, монополистам. В основе
динамики цен главную роль играют факторы, изменяющие величину стоимости
товаров. К ним относятся: средства механизации и автоматизации
технологических процессов; использование дешевых заменителей материала;
совершенствование организационных и учет социальных факторов, в целях
повышения производительности труда, изучение коньюктуры рынка, насыщенности
его товарами.
2. Особенности ценообразования на различных типах рынка
Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь
между ценой и ценообразующими факторами и, с другой – способ формирования
цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во
времени.
2.1. Затратный механизм ценообразования
Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара
становится в непосредственную зависимость от издержек производства и
обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство
Информация о работе Механизм ценообразования в рыночной экономике