Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа
Цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.
Основные задачи – понять сущность инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.
Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия…………………………..5
Понятие инноваций………………………………………………………5
Роль инноваций в развитии предприятия………………………………6
Направления и организация инновационной деятельности предприятия…………………………………………………………………………..9
Политика финансирования инновационной деятельности предприятия………………………………………………………………9
Механизм венчурного финансирования инновационных процессов………………………………………………………………..12
Персонал как фактор инновационного поведения предприятия……14
Инновационный потенциал российского предпринимательства……15
Инновационный потенциал российской промышленности………….16
Статистическое измерение инновационной деятельности в экономике России……………………………………………………………………19
Статистическое обследование инноваций…………………….20
Задачи и содержание подготовки нового производства…………………………22
Опыт эффективной инновационной деятельности предприятия………………..25
Инновационный план ОАО «Северсталь»……………………………25
Производство металлопроката…………………………………………27
Производственная программа………………………………….27
Сбытовая программа……………………………………………29
Коммерческая программа………………………………………30
Техническая программа………………………………………...31
Персонал………………………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………
В
свою очередь стратегия
Идеологией финансирования инновационной деятельности назовем систему взглядов, выражающих интересы различных элементов внешней и внутренней среды предприятия на необходимость, сущность и содержание инновационной деятельности предприятия.
Мероприятиями, составляющими финансовую политику инновационной деятельности, могут быть ее важнейшие звенья: во-первых, выработка научно обоснованных концепций развития финансов инновационной деятельности организации, которая обеспечивает концептуальное единство целей, средств и субъектов реализации финансовой инновационной политики; во-вторых, определение основных направлений использования финансов инновационной сферы на перспективу и текущий период, что обеспечивает перспективность финансовой политики инновационной деятельности; осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей инновационной деятельности, что обеспечивает реалистичность финансовой политики в инновационной сфере.
3.2Механизм венчурного финансирования инновационных процессов
Инновационный процесс охватывает все этапы преобразования научного знания или идеи в конкретный продукт, технологию, услугу и их практическое использование в целях получения полезного эффекта. Одной из основных составляющих этого процесса является финансирование инноваций, направленное как на осуществление промежуточных этапов, так и на достижение конечной цели инновационного процесса. Между тем традиционные пути финансирования за счет банковского кредита могут быть недоступны компаниям, которые осуществляют процесс разработки и коммерческого освоения новых технологий, продуктов и иных инновационных объектов. Для таких компаний единственным способом финансирования инноваций зачастую становится механизм венчурного финансирования.
За рубежом, особенно в США и в ряде стран Западной Европы, механизм венчурного финансирования инновационных проектов активно используется уже не одно десятилетие. Именно венчурный капитал способствовал реализации во второй половине прошлого столетия ряда крупнейших инноваций в области информационных. Венчурный капитал способствовал успеху таких известных компаний, как Microsoft, Intel, Apple Computer, Lotus, Solectron, Brookstone, GenenTech, Sports Authority, Au Bon Pain, Federal Express и многих других.
Для России венчурный капитал — явление сравнительно новое, появившееся в постперестроечный период и до сих пор, к сожалению, недостаточно развитое, в том числе и в силу незрелости российского рынка свободного капитала. Иностранные инвестиции в виде венчурного финансирования также не получили в России желаемой степени развития по ряду причин, включая достаточно высокий уровень инвестиционных рисков.
Венчурное финансирование характеризуется высоким уровнем финансовых рисков и прибыли от инвестиций в случае удачной реализации инвестиционного проекта. Для снижения уровня рисков, связанных и венчурным финансированием, венчурные компании, как правило, вкладывают средства в различные проекты и обычно совместно с другими венчурными компаниями. Средства, аккумулируемые таким образом, могут достигать от десятка до нескольких сотен миллионов долларов только на этапе первичного финансирования. Позже, по ходу освоения инноваций, финансовые «вливания» могут вырастать и до нескольких миллиардов долларов. Высокий уровень риска венчурного финансирования вызван не только неопределенностью результатов коммерческого освоения инноваций и реализации продукции компании, но и тем, что венчурный инвестор не получает никакого обеспечения (залога и т.п.), гарантирующего возврат средств.
Само
венчурное финансирование
осуществляется в
ходе нескольких этапов:
1. Этап «посева» (зародышевый этап) — это этап, нацеленный на оценку и развитие исходной концепции (идеи), прежде чем запустить процесс венчурного финансирования. Финансирование направлено на завершение разработки продукта или технологии, а также проведение первоначального маркетинга.
2. Начальный (стартовый) этап — бизнес-план составлен, команда подобрана. Финансирование привлекается для освоения продукта или технологии в коммерческих масштабах, налаживания производства, организации сбыта продукции.
3. Этап роста — полный состав команды, имеются коммерчески освоенный продукт или технология, предсказуемая бизнес-модель. Финансирование направлено на рост текущих активов, необходимых для расширения производства, покрытие растущей дебиторской задолженности и создание материально-производственных запасов.
4. Третий этап («мезанин») — характеризуется предсказуемостью и доходностью (возможно, получение первоначальной прибыли). Финансирование направлено на расширение производства, увеличение объема продаж, маркетинг, а также на разработку усовершенствованного продукта или технологии и/или расширение предметно-производственной специализации. Активное участие стратегических партнеров, корпораций, перекрестных публичных инвесторов, венчурных фондов.
5. «Поздний» («публичный») этап, или стадия расширения, — также характеризуется предсказуемостью и доходностью (компания уже получает стабильную прибыль). Финансирование направлено на расширение компании, а также на изменение позиций основных акционеров, если в ходе подготовки к переходу компании в «публичный» статус первоначальные акционеры намерены изменить свою долю участия или вовсе отказаться от дальнейшего участия в компании. В итоге компания приобретает «публичный» статус[13, стр. 68-71].
3.3 Персонал как фактор инновационного поведения предприятия
В успешной работе любой инновационной фирмы человеческие ресурсы играют определяющую роль. Способность персонала инновационной фирмы своевременно реагировать на изменяющуюся внешнюю среду, сохраняя и развивая накопленный кадровый потенциал, зачастую оказывается самым важным фактором эффективной работы компании. Процесс управления персоналом и бизнес-стратегия инновационной компании тесно связаны друг с другом. Практика успешных организаций показывает, что планирование работы с персоналом позволяет добиться поставленных целей с минимальными затратами материальных и человеческих ресурсов. Управление персоналом — это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики[9, стр. 33-41].
Существуют различные подходы к управлению персоналом в зависимости от стадии развития инновационной компании. На стадии старта у начинающего предпринимателя есть материализовавшаяся идея, которой предстоит доказать свою состоятельность в результате пробных продаж. На этапе раннего роста инновационное предприятие уже может ощутить обратную связь с рынком. На этапе расширения происходит существенное увеличение объема продаж, которое подразумевает значительное расширение производственных мощностей, приобретение нового оборудования, привлечение к работе нового персонала и т.п. На данной стадии большую роль в организации начинают играть инновационные менеджеры. На стадии зрелости инновационная фирма функционирует в полную силу, у нее есть определенная ниша на рынке, постоянные клиенты, ее технологии устоялись и приносят стабильный доход. Созданная атмосфера инноваций в компании способствует быстрому воплощению в жизнь идей и новых подходов.
Одним из экономических показателей в данной сфере является удельный вес инновационно-активных промышленных предприятий в их общей численности по разным формам собственности. Так, чем выше показатель, тем большая инновационная активность характерна для той или иной формы собственности (приложение 3).
Статистические данные показывают, что наименьшей инновационной активностью обладают предприятия муниципальной и частной собственности. Их инновационная активность ниже государственных предприятий в 11 раз, а также ниже среднеотраслевого уровня. Если низкая инновационная активность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, вполне объяснима их специфическими инфраструктурными задачами, то пассивность предприятий частной формы собственности весьма неожиданна.
Самыми
инновационно-активными в
Как отмечает кандидат экономических наук О.И. Опалева: «Весьма скромно в инновационной деятельности проявили себя иностранные и совместные предприятия: у них только четвертое место среди шести форм собственности. На предприятия совместной и иностранной форм собственности возлагались большие надежды как на предполагаемых лидеров в инновационной деятельности, ожидалось, что с их помощью будут привнесены более совершенные технологии, культура производства. Именно этим во многом объясняется благожелательное отношение к ним властей
Анализ данных официальной статистики инновационно-активных промышленных предприятий показывает, что проведенная кампания приватизации не стимулировала инновационную активность, а фактически подорвала инновационный потенциал страны. Подтверждением может служить пример машиностроительного комплекса Дальнего Востока, который был конкурентоспособен на мировых рынках, имел технологические преимущества перед Китаем и даже Японией. Однако в результате начавшейся приватизации эти преимущества были постепенно утрачены». [7, стр. 57-66].
3.5 Инновационный потенциал российской промышленности
Инновационный потенциал — это система ресурсного обеспечения функционирования макросистемы на уровне, соответствующем мировому или выше него.
Представим систему инновационного потенциала состоящей из четырех взаимосвязанных сегментов:
1)
научно-технический потенциал,
2)
образовательный потенциал,
3)
инвестиционный потенциал,
4)
потенциал потребительского
Состояния инновационного потенциала России (реалии и варианты развития) представлены в приложении 4 .
Переход к инновационному типу экономического развития возможен лишь на базе реализации конкурентных преимуществ в области высоких технологий, модернизации и создания высокотехнологичных производств, результатом которых является продукция со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, передовых технологий и техники. Реализация сценария инновационного развития предполагает концентрацию ресурсов в опорных секторах экономики государства, на приоритетных инновационных и инвестиционных проектах, ограниченном числе ключевых промышленных технологий, по которым Россия занимает уже передовые позиции или имеет реальные перспективы их достижения.
Для рассмотрения регионального инновационного потенциала введем понятие экономического кластера. Кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.