В США государством регулируется
от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу,
кукурузу, рис, кормовое зерно,
арахис, хлопок, табак поддерживаются
преимущественно через залоговые
операции и закупки у фермеров,
а цены на молочные продукты
– через закупки и излишки этих продуктов
у перерабатывающих фирм. При этом государство
гарантирует минимальные уровни залоговых
цен для фермеров, а также поддерживает
соотношение между ценами на сельскохозяйственную
продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами.
Эту функцию выполняет Министерство сельского
хозяйства. В целом контроль за ценами
осуществляют антитрестовские управления
Министерства юстиции и Федеральная торговая
комиссия.
В Японии создан
особый правительственный орган
– бюро цен Управления экономического
планирования. В его функции входят: контроль
за соблюдением антимонопольного законодательства,
поддержание спроса на необходимом уровне,
изучение тенденции спроса и предложения.
Государство регулирует цены на рис, пшеницу,
мясо и молочные продукты, железнодорожные
тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение,
электроэнергию и газ, образование и медицинское
обслуживание. В целом регулируется около
20% потребительских цен.
Наряду с методами прямого
регулирования государство воздействует
на процесс ценообразования и с помощью
косвенных мер. Эти меры направлены на
изменение конъюнктуры, установление
оптимального соотношения между спросом
и предложением.
Этими мерами государство стремится
установить равновесие между
спросом и предложением и тем
самым способствовать более равномерному
и медленному росту цен в масштабах всей
экономики.
Степень государственного регулирования
цен изменяется в зависимости
от состояния экономики. Оно
усиливается в кризисных ситуациях
– в периоды ускорения инфляции,
роста дефицитности отдельных продуктов,
необходимости быстрой перестройки экономики
– и ослабевает по мере выхода из кризиса.
В странах с динамичной, сбалансированной
экономикой цены регулируются в меньшей
степени, чем в станах с несбалансированной
и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации
экономики сфера государственного регулирования
сокращается, и происходит постепенный
переход к свободному ценообразованию.
Как только на рынке создаются
условия для конкуренции, государственное
регулирование цен, зачастую, отменяется.
Так, в 70-х годах в США было установлено
государственное регулирование авиационных,
железнодорожных и автомобильных грузовых
тарифов, тарифов телефонной связи, банковского
дела. Это, к примеру, в гражданской авиации
способствовало снижению издержек производства
посредством снятия маловыгодных маршрутов,
увеличения степени загрузок рейсов, сокращения
персонала и т. д.
Налоговая система также воздействует
на уровень и динамику цен.
От размера налогов прямо зависят
динамика цен и темпы инфляции. Чем выше
налоги, тем быстрее растут цены. Любой
производитель, когда его облагают налогом,
старается перенести его через цену на
потребителя. Государство же, получая
большие доходы, увеличивает и свои расходы.
Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить
рост цен, государство должно уменьшить
налоговые ставки. Современная налоговая
политика в развитых странах мира направлена
на снижение налогов. В США, например, доля
налогов на прибыль в доходах налога федерального
бюджета не превышает 8%, в то время как
в России она составляет около 20%.
Практика государственного регулирования
цен показывает, что для преодоления
инфляции необходимо, по крайней
мере, два условия:
1. Всемерное укрепление механизмов
рыночной системы. Это поощрение
малого бизнеса, диверсификация производства
и продаж, ослабление таможенных и других
ограничений на ввоз импортной продукции,
систематический контроль за состоянием
рынков, пресечение монополистического
поведения и др.
2. Курс на постепенное искоренение
неуправляемой инфляции, пользующийся
поддержкой большинства населения. Если
этот курс проводится в течение нескольких
лет, то производители и потребители постепенно
убеждаются в том, что правительство не
только решительно ведет борьбу с инфляцией,
но и способно контролировать положение,
добиваться реализации своих целей.
Прямые методы контроля за
ценами должны не противопоставляться
косвенным, а сочетаться с ними.
Общая антиинфляционная политика
и связанные с ней меры косвенного
воздействия на ценообразование в этом
случае дополняются непосредственными,
прямыми методами государственного регулирования.
Государство путем установления определенных
режимов движения цен, «замораживания»
и «блокирования» их на определенном уровне,
посредством контроля над отдельными
статьями издержек производства воздействует
на решения предприятий и фирм об уровне
цен на продукцию.
Эффективность различных методов
зависит от правильного выбора
условий их применения. Получивший
распространение в России метод
регулирования цен через уровень рентабельности
к издержкам производства практически
не используется в мировой практике. Он
не заинтересовывает предприятия в снижении
издержек. За рубежом регулируется уровень
цен через ограничения возможностей достижения
повышенной рентабельности на вложенный
капитал.
2. Государственное регулирование
цен в зарубежных странах.
В ходе исторического развития
экономическое устройство многих
стран претерпело глубокие изменения.
На смену свободному рынку разрозненных
товаропроизводителей пришел организованный
рынок, объединивший в единую хозяйственную
систему страны различные экономические
уклады.
История подтвердила неэффективность
как монополизированной, так и
чисто рыночной экономики, отдав
предпочтение экономике смешанного типа.
Особенность последней состоит в том,
что она представляет собой систему объединяющую
на условиях равноправия государственный
и негосударственный секторы, причем государственные
органы создают эффективную систему регулирования
экономики, не нарушая при этом механизмов
рыночного саморегулирования. В систему
регулирования экономических отношений
входят подсистемы финансово-валютного,
бюджетного, кредитного налогового и ценового
регулирования, главная цель которого
состоит в поддержании баланса спроса
и предложения, потребления и накопления,
товарной и денежной массы.
Одной из важнейших задач государства
является обеспечение такого
соотношения монополии и конкуренции,
которое не приводит к разрушительным
последствиям в экономике. Эта задача
решается помощью антимонопольного законодательства,
впервые принятого в США в конце прошлого
столетия. Антимонопольными считаются
законы, запрещающие соглашения и действия,
направленные на ограничение конкуренции:
раздел рынка, вертикальное или горизонтальное
фиксирование цен, дискриминация в торговле
и т.д.
Большинство стран с экономикой
смешанного типа в качестве
общей тактики используют определенные
правила ценообразования. Они
оформляются в виде законодательных
актов, регламентирующих порядок и
методологию формирования цен.
Переход к рыночным отношениям
в Российской Федерации предполагает
развитие навыков отбора всего
лучшего, что накоплено в области
теории и практики ценообразования
мировым хозяйством, и творческое
использование их для перестройки отечественного
ценообразования.
Государственное регулирование
цен в странах с рыночной
экономикой является попыткой
государства с помощью законодательных,
административных и бюджетно-финансовых
мероприятий воздействовать на цены
таким образом, чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы в целом,
т.е. через цены уравнивать циклические
колебания процессов воспроизводства.
В зависимости от конкретной хозяйственной
конъюнктуры регулирование цен носит
антикризисный и антиинфляционный характер.
Меры воздействия государства
на производителей могут быть
как прямыми (установление определенных
правил ценообразования), так и
косвенными(через такие экономические
рычаги, как финансово=кредитный
механизм, оплата труда, налогообложение).
Прямое регулирование цен осуществляется
главным образом в сферах транспорта,
связи, электроэнергетики, водоснабжения
и т.д. Среди прямых методов государственного
регулирования необходимо назвать прежде
всего административное установление
цен. Косвенные меры направлены на изменение
конъюнктуры, создание определенного
режима в области финансирования, валютных
и налоговых операций, а в конечном счете
– на установление оптимального соотношения
между спросом и предложением на рынке.
На способы и методы государственного
регулирования цен оказывают
влияние факторы: национальные, климатические,
сырьевые, политические, положение
страны в мировом разделении
труда. Теперь рассмотрим, с помощью
каких мер и методов осуществляется
государственное регулирование цен в
отдельных странах.
2.1.Опыт государственного регулирования
цен в США
Заметное ускорение темпов роста
оптовых и розничных цен на
внутреннем рынке в 70-х годах,
перерастание умеренной инфляции
в галопирующую привели к необходимости
модификации экономической стратегии
страны. Первой наиболее естественной
реакцией государства стала попытка победить
инфляцию с помощью методов прямого регулирования
цен. В августе 1971 года по инициативе администрации
Р. Никсона в США впервые за послевоенные
годы был установлен централизованный
контроль за ценами. Хотя президент Р.
Никсон и был против прямого установления
прямого контроля над ценами и заработной
платой, однако сложное экономическое
положение страны и давление общественного
мнения вынудили его пойти на крайние
меры. Этому способствовали следующие
обстоятельства:
qв сложившейся экономической
ситуации снижение уровня инфляции
могло вызвать крайне болезненные
последствия, прежде всего увеличение
масштаба безработицы;
qдоминировала точка зрения, что
инфляция может быть ограничена
без уменьшения занятости в
случае, если будет введен контроль
над ценами.
Не имея альтернативной программы
косвенного регулирования экономики,
президент был вынужден пойти
на замораживание цен и заработной
платы.
Следует отметить, что в краткосрочном
плане прямое регулирование цен
способствовало определенной стабилизации
экономики страны: к осени 1972 года
снизились темпы повышения оптовых
и розничных цен, несколько
увеличилась занятость, стал быстро расти
ВНП. Однако довольно скоро выявились
негативные последствия централизованного
регулирования. Замораживание цен и заработной
платы ограничивало межотраслевой перелив
капиталов, тормозило инвестиционную
политику, снижало уровень деловой активности,
сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974
года администрация Д. Форда отказалась
от прямого контроля над ценами.
Попытки прямого регулирования
цен предпринимались и в последующие
годы. Они затрагивали прежде
всего внутренние цены на энергоносители,
которые, отражая рост импортных цен на
нефть, нефтепродукты и природный газ,
росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя
раскручивание инфляционной спирали.
Замораживание внутренних оптовых
цен на нефть, нефтепродукты
и природный газ, сдерживая развитие
инфляционных тенденций, привело к ряду
негативных последствий в экономике. Недостаток
инвестиций в энергетическое хозяйство,
отсутствие заинтересованности у добывающих
корпораций в разработке новых месторождений
нефти и природного газа ввиду контроля
над уровнем цен привели к тому, что импорт
нефти в США, несмотря на рост мировых
цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться
высокими темпами.
Р. Рейган после своего избрания
президентом в январе 1981 года
отменил контроль над внутренними ценами
на нефть и нефтепродукты. «Контроль над
ценами сдержал производство, стимулировал
потребление, подавлял технологические
достижения и делал США более зависимыми
от энергетического импорта»,- так комментировал
Рейган свое решение.
В настоящее время американская
администрация, ограничивая государственное
финансирование и прямое регулирование
цен по отдельным товарным
группам, делает упор на активное
использование рыночных рычагов
и методов косвенного регулирования,
способствующих общему оздоровлению экономического
положения в стране. В целом такой подход
оказал стабилизирующее воздействие на
развитие инфляционных процессов. Среди
основных направлений косвенного регулирования
цен можно выделить следующие:
рестриктивная кредитно-денежная политика,
регулирование учетной ставки федеральных
резервных банков;