Государственное регулирование цен в зарубежных странах и группировка стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 00:56, реферат

Описание работы

В главе было рассмотрено, что собой представляет государственное регулирование цен и его цели. Мы выяснили различия между прямым и косвенным регулированием цен, и что эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику. Так, например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
В третьей главе было рассмотрено государственное регулирование цен в Российской Федерации, со свойственной ей спецификой и законодательным обоснованием. В главе описывалось административное регулирование цен, регулирование цен естественных монополий, регулирование цен гражданским законодательством и регулирование цен в целях налогообложения.

Содержание

1. Основы государственного регулирования цен 3
2. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. 10
2.1. Опыт государственного регулирования цен в США 12
2.2. Опыт государственного регулирования цен во Франции. 15
3. Законодательное регулирование цен в РФ 20
3.1. Административное регулирование цен 20
3.2. Регулирование цен естественных монополий. 23
3.3. Регулирование цен гражданским законодательством 24
3.4. Регулирование цен в целях налогообложения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

реферат по ценам.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

       В США государством регулируется  от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу,  кукурузу, рис, кормовое зерно,  арахис, хлопок, табак поддерживаются  преимущественно через залоговые  операции и закупки у фермеров, а цены на молочные продукты  – через закупки и излишки этих продуктов у перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует минимальные уровни залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами. Эту функцию выполняет Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. 

В Японии создан особый правительственный орган  – бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденции спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских цен.

       Наряду с методами прямого  регулирования государство воздействует  на процесс ценообразования и с помощью косвенных мер. Эти меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

       Этими мерами государство стремится  установить равновесие между  спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

       Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно  усиливается в кризисных ситуациях  – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

       Как только на рынке создаются  условия для конкуренции, государственное  регулирование цен, зачастую, отменяется. Так, в 70-х годах в США было установлено государственное регулирование авиационных, железнодорожных и автомобильных грузовых тарифов, тарифов телефонной связи, банковского дела. Это, к примеру, в гражданской авиации способствовало снижению издержек производства посредством снятия маловыгодных маршрутов, увеличения степени загрузок рейсов, сокращения персонала и т. д.

       Налоговая система также воздействует  на уровень и динамику цен.  От размера налогов прямо зависят  динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она составляет около 20%.

       Практика государственного регулирования  цен показывает, что для преодоления  инфляции необходимо, по крайней  мере, два условия:

       1. Всемерное укрепление механизмов  рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.

       2. Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

       Прямые методы контроля за  ценами должны не противопоставляться  косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика  и связанные с ней меры косвенного  воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

       Эффективность различных методов  зависит от правильного выбора  условий их применения. Получивший  распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

      

        2. Государственное регулирование  цен в зарубежных странах. 

       В ходе исторического развития  экономическое устройство многих  стран претерпело глубокие изменения.  На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны различные экономические уклады.

       История подтвердила неэффективность  как монополизированной, так и  чисто рыночной экономики, отдав  предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного налогового и ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

       Одной из важнейших задач государства  является обеспечение такого  соотношения монополии и конкуренции,  которое не приводит к разрушительным  последствиям в экономике. Эта задача решается помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д.

       Большинство стран с экономикой  смешанного типа в качестве  общей тактики используют определенные  правила ценообразования. Они  оформляются в виде законодательных  актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

       Переход к рыночным отношениям  в Российской Федерации предполагает  развитие навыков отбора всего  лучшего, что накоплено в области  теории и практики ценообразования  мировым хозяйством, и творческое  использование их для перестройки отечественного ценообразования.

       Государственное регулирование  цен в странах с рыночной  экономикой является попыткой  государства с помощью законодательных,  административных и бюджетно-финансовых  мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

       Меры воздействия государства  на производителей могут быть  как прямыми (установление определенных  правил ценообразования), так и  косвенными(через такие экономические  рычаги, как финансово=кредитный  механизм, оплата труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т.д. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.

       На способы и методы государственного  регулирования цен оказывают  влияние факторы: национальные, климатические,  сырьевые, политические, положение  страны в мировом разделении  труда. Теперь рассмотрим, с помощью  каких мер и методов осуществляется  государственное регулирование цен в отдельных странах.

       2.1.Опыт государственного регулирования  цен в США

       Заметное ускорение темпов роста  оптовых и розничных цен на  внутреннем рынке в 70-х годах,  перерастание умеренной инфляции  в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль за ценами. Хотя президент Р. Никсон и был против прямого установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовали следующие обстоятельства:

       qв сложившейся экономической  ситуации снижение уровня инфляции  могло вызвать крайне болезненные  последствия, прежде всего увеличение  масштаба безработицы;

       qдоминировала точка зрения, что  инфляция может быть ограничена  без уменьшения занятости в  случае, если будет введен контроль  над ценами.

       Не имея альтернативной программы  косвенного регулирования экономики,  президент был вынужден пойти  на замораживание цен и заработной платы.

       Следует отметить, что в краткосрочном  плане прямое регулирование цен  способствовало определенной стабилизации  экономики страны: к осени 1972 года  снизились темпы повышения оптовых  и розничных цен, несколько  увеличилась занятость, стал быстро расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

       Попытки прямого регулирования  цен предпринимались и в последующие  годы. Они затрагивали прежде  всего внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

       Замораживание внутренних оптовых  цен на нефть, нефтепродукты  и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться высокими темпами.

       Р. Рейган после своего избрания  президентом в январе 1981 года  отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль над ценами сдержал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимыми от энергетического импорта»,- так комментировал Рейган свое решение.

       В настоящее время американская  администрация, ограничивая государственное  финансирование и прямое регулирование  цен по отдельным товарным  группам, делает упор на активное  использование рыночных рычагов  и методов косвенного регулирования,  способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:

       рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

Информация о работе Государственное регулирование цен в зарубежных странах и группировка стран