Формирование цен на продукцию и услуги предприятий общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение вышеуказанной темы, в ходе изучения я рассмотрю следующие основные вопросы:
* сущность, роль цены и функции цены в рыночных условиях,
* система и виды цен, влияние различных факторов на процесс формирования цен.
* особенности ценообразования в предприятиях питания.
* структура и элементы розничной и продажной цены.

Содержание

Введение
1. Цена и ее функции в рыночных условиях
2. Система и виды цен. Ценообразующие факторы
3. Рыночный механизм ценообразования
4. Государственное регулирование цен
5. Особенности ценообразования на предприятиях питания
6. Структура и элементы розничной и продажной цены
7. Ценовая политика на предприятии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

АВТОНОМНАЯ НЕКОМММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОМММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Экономика и управление на предприятии» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Формирование цен на продукцию и услуги предприятий  питания» 
 
 
 

Выполнил: Мурзаев  О.В.

Научный руководитель: Галиев А.Г. 
 
 
 
 
 
 

Казань-2009

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Цена и ее  функции в рыночных условиях

2. Система и  виды цен. Ценообразующие факторы

3. Рыночный механизм ценообразования

4. Государственное  регулирование цен

5. Особенности  ценообразования на предприятиях  питания

6. Структура  и элементы розничной и продажной  цены

7. Ценовая политика  на предприятии

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Тема моей курсовой работы «Формирование цен на продукцию и услуги предприятий питания». В сложившихся условиях рыночной экономики данный вопрос очень актуален.

     Важное  место среди различных рычагов  экономического механизма хозяйственной  политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

     В условиях рыночных отношений цена выступает  как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

     Сложность ценообразования состоит в том, сто цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

     В настоящее время роль цены для  любого коммерческого предприятия  резко возрастает. Это обстоятельство обуславливается многими причинами.

     От  уровня цен зависят:

  • величина прибыли;
  • конкурентоспособность предприятия;
  • финансовая устойчивость предприятия.

     Поэтому выбор правильной ценовой политики имеет большое значение в деле повышения эффективности деятельности любого предприятия.

     Целью данной работы является изучение вышеуказанной  темы, в ходе изучения я рассмотрю  следующие основные вопросы:

  • сущность, роль цены и функции цены в рыночных условиях,
  • система и виды цен, влияние различных факторов на процесс формирования цен.
  • особенности ценообразования в предприятиях питания.
  • структура и элементы розничной и продажной цены.

     Также уделю внимание вопросам: государственного регулирования цен, и ценовой  политики предприятий, критериям выбора метода ценообразования.

     В результате изучения выбранной темой, я смогу пополнить свои знания по данному вопросу и смогу  в дальнейшем использовать их в своей  профессиональной деятельности. 

 

      1. Цена и ее функции в рыночных  условиях 

     Цена  – это денежное выражение стоимости единицы товара. Стоимость товара измеряется общественно необходимыми затратами, которые требуется для его производства и реализации. При этом исходят из средних условий деятельности большинства предприятий отрасли: уровень организации технологических процессов, производительности труда и т.п. Окончательная цена формируется на рынке.

     В условиях конкуренции на рынке выявляется конкретная стоимость товара. Если затраты предприятия на выпуск единицы  продукции были ниже общественно  необходимых, то оно не только покрывает расходы, но и получает прибыль. В противном случае предприятию не выгодно заниматься производством этой продукции.

     Цена  – важнейший элемент рынка, выявляет соотношения между спросом и  предложением товара. Если спрос превышает  предложение, то цена повышается, и наоборот. В свою очередь цена формирует спрос: в зависимости от цены спрос может повышаться или понижаться. Она отражает рыночную конъюнктуру, определяет поведение на рынке продавцов и покупателей товаров. Так, повышение цены стимулирует рост выпуска изделий, и наоборот. От уровня цены зависит финансовый результат деятельности предприятий, с одной стороны, и материальное благосостояние населения, с другой.

     Сущность  и роль цены в рыночных условиях раскрывается в выполняемых функциях.

     Учетно-измерительная  функция цены отражает общественно  необходимые затраты на производство и реализацию продукции. На основе цены устанавливается сумма выручки  от реализации товаров и денежный оборот.

     С помощью цен определяются показатели валового внутреннего продукта, объема выпускаемой продукции, оборота розничной и оптовой торговли, финансовые результаты и финансовое состояние предприятий и т.п.

     Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под  воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между: отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения.

     Так, с помощью высоких розничных  цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение  с помощью бюджета денежных определенной части населения с высоким уровнем доходов в целях формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

     Стимулирующая функция заключается в том, что  с помощью механизма цен стимулируются  внедрение научно-технических достижений, повышение качества выпускаемой продукции, производство конкурентоспособных товаров, позитивные изменения структуры спроса и предложения, экономия затрат и др.

     Ценовая политика государства нацелена на повышение  материального благосостояния людей, социальной защиты отдельных групп граждан.

     Социальная  функция проявляется в том, что  на основе цены происходит перераспределение  дохода между различными социальными  группами населения.

     Уровень цен на отдельные товары и услуги оказывает решающее влияние на социальное положение различных слоев населения, в особенности на малообеспеченных граждан.

     Все перечисленные функции цены тесно  связаны между собой, дополняют  друг друга. Так, на базе распределительной  функции цены решаются социальные задачи. Стимулирующая функция цены служит регулятором рыночных отношений, объема потребления различных товаров и услуг.

     Цены  – сложная экономическая категория. Так, функции цены не всегда действуют  в одном направлении. Например, рыночная цена товара отклоняется от стоимости: она бывает выше или ниже фактических затрат. Функции цены проявляются в системе ценообразования.

     Итак, цены играют важную роль в экономической  жизни страны, в социально-экономическом  развитии регионов, отдельных хозяйствующих  субъектов, в повышении благосостоянии народа. 

     2. Система и виды цен. Ценообразующие  факторы 

     Цены, действующие в экономике, взаимосвязаны  и образуют единую систему, постоянно  видоизменяющуюся под воздействием различных факторов.

     Система цен – это совокупность различных  цен, используемых отраслями и сферами экономики. К ним относятся промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, здравоохранение и др. Эти цены связаны между собой и образуют единую систему. Так, цены на продукцию питания зависят от цен на сельскохозяйственную продукцию.

     Взаимозависимость цен, формирующих систему цен, обусловлена  следующими факторами:

  • единым процессом формирования цен в производстве, так как применяется единая методологическая основа, действующая по законам стоимости, спроса и предложения;
  • взаимозависимостью хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Так, изменение тарифов на энергоносители, грузовые перевозки обязательно отразится на издержках отраслей национальной экономики, а значит, на уровне цен выпускаемой ими продукции;
  • взаимосвязанностью всех элементов рыночного механизма. В частности, поставщики, производители, посредники, потребители взаимодействуют между собой, образуя единый хозяйственный комплекс.

     Систему цен характеризуют такие параметры, как уровень цен, структура цен и динамика цен.

     Уровень цены, при которой состоится сделка, становится ориентиром для производителя. Уровень цен – это средневзвешенное значение цен, уплачиваемых за товары и услуги, произведенные внутри страны.

     Структурой  цены принято называть составляющие элементы цены, такие, как себестоимость, прибыль, косвенные налоги. Она показывает соотношение этих элементов в процентах или долях.

     Динамика  цен – это характер изменения  цен во времени. Например, динамика цен на продукцию сельского хозяйства  воздействует на цены в легкой и пищевой отраслях промышленности.

     Себестоимость является основным структурным элементом  цены товара. Затраты, входящие в себестоимость  продукции, группируются следующим  образом:

  • материальные затраты (без стоимости возвратных отходов);
  • амортизационные отчисления;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • прочие затраты.

     При обосновании конкретной цены на данный товар предприятие разрабатывает  калькуляцию себестоимости единицы  продукции. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям и статьям затрат устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию и учету себе стоимости продукции.

     В перечень статей калькуляции включаются: сырье и материалы, амортизационные  отчисления, заработная плата, прочие расходы. Причем различают:

  • производственную себестоимость – расходы на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, заработную плату, которые относятся к прямым затратам;
  • полную себестоимость – общепроизводственные, общехозяйственные и прочие расходы, которые относятся к косвенным затратам, связанным с организацией производства и управлением;
  • полную коммерческую себестоимость – это полная себестоимость с добавлением коммерческих расходов – расходов по реализации продукции, затрат, связанных с упаковкой, хранением, погрузкой в транспортные средства и транспортированием товара, рекламой.

     В настоящее время большинство  предприятий не пользуется развернутой  номенклатурой статей калькуляции, а самостоятельно определяет их состав. Например, могут быть отдельно выделены прямые материальные затраты, затраты на оплату труда работников с учетом отчислений на социальные нужды и прочие затраты и накладные расходы.

     Прибыль от реализации продукции – следующий  структурный элемент цены. Она  определяется как разность между чистой выручкой от реализации продукции без учета налогов, платежей, отчислений и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.

Информация о работе Формирование цен на продукцию и услуги предприятий общественного питания