Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:22, реферат
В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении.
Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка
медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств
государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в
условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в
территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении
лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-
профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем
удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей
не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых
рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому
механизму хозяйствования.
в сторону недорогих, по их представлению, услуг. В этом случае выигрывают те,
кто работает с услугами относительно дешевыми. Дешевые работы в этом случае
будут более выигрышными из-за большего спроса на них.
В этом случае медицинскому учреждению необходимо определиться, на каком из
рынков медицинских услуг оно хочет работать. Будут ли это элитные дорогие
услуги для достаточно богатых потребителей, или учреждение будет оказывать
недорогие услуги для среднего потребителя. Необходимо заранее просчитать
экономические показатели, которые помогут понять: предоставление каких услуг
и на каком рынке окажется наиболее выгодным.
Второй ошибкой учреждений, работающих по официальным прейскурантам, является
то, что традиционно прейскуранты дают классификацию услуг и итоговую цену на
каждую из них. Ели учреждение продает услугу по такой цене, то возникает
вопрос, как будет распределяться выручка от продажи. Она может быть
распределена только на глазок, поскольку медицинское учреждение не знает как
была рассчитана цена на эту услугу. При этом многие начинают сами выделять
внутри прейскурантной цены значимые для учета и отчета составляющие. Таким
образом, начинается работа по расчетам собственных затрат учреждения.
Поэтому наиболее целесообразной является практика работы по ценам, которые
разрабатываются и утверждаются самим учреждением.
Одним из вопросов, возникающим при такой постановке дел, является возможность
применения унифицированных цен на аналогичные услуги на одной территории для
разных исполнителей. Важно определить, чем вызвана разница в ценах между
различными учреждениями одной территории. Если эти цены получены при
применении различных методик расчета, то такие цены нельзя сравнивать, ибо
они уже становятся сами по себе несравнимыми друг с другом.
Однако, применение единой методики ценообразования не гарантирует получения
близких по величине цен на одинаковые медицинские услуги, выполняемые в
различных учреждениях. Это может быть вызвано тем, что одинаковые по
наименованию работы могут иметь разное содержание (разные методики выполнения
работ).
Коммерциализация сферы здравоохранения привела к необходимости изменения
системы ценообразования на рынке платных медицинских услуг. Если исходить из
определения цены как рыночного параметра, характеризующего экономические
отношения между продавцом и покупателем по купле-продаже услуг, то основные
виды цен на медицинские услуги ценами таковыми на сегодня не являются.
Проблему ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным и
многогранным. Тем более, что единой для всех учреждений здравоохранения
методики ценообразования не существует.
Платные медицинские услуги играют сравнительно небольшую, но растущую роль в
формировании ресурсов здравоохранения. В 1996 году население израсходовало на
платные услуги здравоохранения 5,5 триллионов рублей. По сравнению с 1995
годом, доля этого источника выросла с 4,8 % всех расходов отрасли до 6,8 %.
Однако, в расчете на душу населения эти средства составили в 1996 году всего
37 тыс. рублей, или 10 % прожиточного минимума при колебании этого показателя
в регионах от 6 тыс. рублей (Республика Тува) до 85 тыс. рублей (г. Москва).
Это говорит о том, что платные услуги здравоохранения еще не заняли того
места, которое они объективно призваны занимать в рыночно экономики. В связи
с такой оценкой проведено макроэкономическое исследование состояния и
перспектив платной медицинской помощи населению.
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы на
оплату медицинской услуги и оздоровительных услуг составляет около 1 % всех
потребительских расходов. Данные же государственной статистики говорят, что в
структуре платных услуг эти расходы составляют 6,3 %.
В процентном отношении платные услуги здравоохранения составляют 6,3 % всего
объема платных услуг, в том числе медицинские услуги – 2,6 %; услуги
физкультуры и спорта – 0,3%, Услуги санаторно-курортных учреждений – 3,4 %.
Платные услуги в сфере здравоохранения раньше получали негативную оценку у
населения. В настоящее
время отношение к ним
плата врачей привела к возникновению нелегального рынка услуг с расценками,
складывающимися на основе рыночной конъюнктуры. В этом случае государство
призвано создавать такие условия, чтобы врачам было выгодно работать на
легальном рынке услуг. К тому же это способствует развитию их
профессионального самосознания.
Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией
здравоохранения целей, к которым могут относится:
-
обеспечение выживаемости
- максимализация текущей прибыли;
- завоевание доли рынка;
-
изыскание дополнительных
- стимулирование труда;
- переход на самофинансирование;
-
обеспечение доступности
населения региона.
Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как:
- средние издержки + прибыль;
- безубыточность + нулевая прибыль;
- установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;
- установление цен на уровне цен других учреждений;
-
установление цены на
При определении цены медицинской услуги учитывают такие факторы, как:
- себестоимость услуги;
- цены на аналогичные услуги в других ЛПУ;
- уровень спроса на данный вид услуги;
- стимулирующий размер оплаты труда работников.
Главный фактор – себестоимость услуги, которая определяет минимально
возможный уровень цены предложения. Поэтому себестоимость больницы должна
рассчитываться особенно тщательно, возможно, по специально созданной
компьютерной технологии. При этом учитываются следующие затраты:
-
зарплата основного
с учетом факторов времени и нормативов затрат труда;
-
зарплата обеспечивающего
определяемых по внутреннему нормативу;
-
прямые затраты на медикаменты,
материалы, другие расходные средства, восстанавливаемые по факту;
- амортизационные отчисления на восстановление зданий, механизмов,
медицинского и другого оборудования, аппаратуры, мягкого и жесткого
инвентаря;
- общебольничные расходы на оплату коммунальных услуг и т.п.
После того как учтены все нюансы, связанные с определением состава затрат,
входящих в себестоимость медицинской услуги, можно приступить к калькуляции
этих затрат.
Департамент здравоохранения вводит предельные ограничения на премиальный фонд
и размер рентабельности при включении их в цену на платные медицинские
услуги. Это обусловлено низким уровнем платежеспособности населения.
Основной перечень платных медицинских услуг:
- в стационарах – койко-день;
-
в амбулаторно-поликлинических
-
в стоматологических
трудоемкости (УЕТ);
-
в лечебно-вспомогательных
Стоимость одной услуги состоит из:
1. расходов на оплату труда;
2. начислений на заработную плату;
3. прямых материальных затрат;
4. накладных расходов.
Более детально расчет
себестоимости медицинских
разделе 2.8 «Расчет цены медицинской услуги на основе себестоимости.»
Таким образом, цена платной медицинской услуги как правило состоит из двух
основных показателей: себестоимости и прибыли. Прибыль обычно накладывается в
цену как процент к себестоимости. Она может зависеть, например, от качества и
комфортности обслуживания пациентов, от применения новых, современных
методик, от применения каких-либо особых препаратов и т.д.
10. Заключение.
В Украинской практике реформа экономики привела к возрастанию роли маркетинга
в сфере производства товаров и услуг. Маркетинг становится неотъемлемой
частью управления здравоохранения.
Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-
денежных отношений, теперь входит в нее.
При этом ценообразование становится одной из важнейших проблем здравоохранения.
Цена – важнейший элемент рыночных отношений. В условиях рыночного механизма
цена определяется как равновесная между спросом и предложением. Важную роль
играет изучение спроса, так как именно от него будет зависеть дальнейшая
деятельность предприятия. На основании обработки и анализа полученных
результатов планируется цена услуги. Однако в здравоохранении экономические
отношения не могут быть чисто рыночными. Уровень цен на медицинские услуги
должен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинских
учреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, а
с другой стороны
не приводить к резкому и
спроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений. При
разработке цен следует учитывать, что ориентация цен на фактические затраты
конкретного ЛПУ ведет к затратному и неэффективному развитию экономики
здравоохранения, установление же усредненных цен лишает возможности многие
ЛПУ создавать экономические фонды, необходимые для расширенного
воспроизводства.
Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поиску
информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих
условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности
Информация о работе Ценообразования в системе здравоохранения