Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:22, реферат
В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении.
Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка
медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств
государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в
условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в
территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении
лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-
профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем
удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей
не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых
рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому
механизму хозяйствования.
-
характер регулирования
- уровень и динамика инфляции;
-
объем и отличительные черты
существующего и
-
наличие и уровень конкуренции
между производителями
продукции и др.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что применение нового механизма
хозяйствования поставило перед здравоохранением новые задачи, решение которых
необходимо для выживания в условиях рынка. Если раньше ЛПУ не задумывались
над ценами оказываемых услуг, то в настоящее время для успешной деятельности
учреждений здравоохранения необходима разработка схем стратегии
ценообразования. При этом существуют различные подходы в ценообразовании.
Медицинское учреждение должно выбрать свой путь в ценообразовании, который
более всего соответствовал бы целям данного медицинского учреждения и
способствовал достаточному финансированию его деятельности.
4. Схема ценообразования.
Переход к рыночной экономике вызвал коренную перестройку системы
ценообразования во всех отраслях народного хозяйства.
Потребности практического здравоохранения явились мощным стимулом для
активизации по проблемам стоимостных оценок в медицине. К настоящему времени
опробованы и внедрены в практику многие методики определения цен на
медицинские услуги, изданы соответствующие указания и рекомендации.
Основная схема ценообразования включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап – конкретизация задач и выбор метода
ценообразования, инструктивно-методическая работа.
2. Этап
сбора первичной информации и
оперативного экономического
– определение количественных и качественных характеристик обслуживания
больных, показателей
состояния и использования
3. Этап определения себестоимости – расчет затрат на заработную плату,
прямых, косвенных и накладных расходов.
4. Этап формирования цены – включение в структуру цены коэффициента
рентабельности, поправочных коэффициентов (надбавка – скидка), заключительная
экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.
5. Этап
коррекционной работы – ввод
инфляционных коэффициентов,
цен на вновь вводимые услуги, использование новых методик ценообразования.
На подготовительном этапе формируется цели и задачи ценообразования. Цели
ценообразования могут быть различными. Например, обеспечение выживаемости
организации, завоевание лидерства по показателям доли рынка и качества.
Основными задачами являются:
назначение цены (на основе «бюджетных оценок, договорная, свободная, цена для
расчета со страховыми организациями и т.д.);
условия оказания и оплаты медицинских услуг (кому, где, когда будет
оказываться данная услуга, кто и каким образом будет ее оплачивать);
вид калькуляционного объекта (детальная услуга, простая, комплексная
медицинская услуга и т.д.);
метод расчета цены (затратный, нормативный, гонорарный и т.д.).
От качества выполнения
этапа сбора первичной
экономического анализа зависит достоверность конечных результатов. Из
общепринятых форм отчетности специалистами собирается необходимая для анализа
информация, рассчитываются все экономические показатели учреждения, которые в
дальнейшем используются для расчета цены на медицинские услуги.
Этап определения себестоимости включает в себя расчет затрат на заработную
плату, прямых, косвенных и накладных расходов на оказание медицинской услуги.
Расчет заработной платы традиционно складывается из двух основных моментов:
определение трудозатрат на оказание услуги и вычисление стоимости единицы
трудоемкости.
Прямые затраты – это затраты которые остаются неизменными, каким бы не было
количество произведенных услуг (плата за аренду помещения, затраты на
оборудования, на выплату заработной платы).
Косвенные затраты – непостоянные затраты, обеспечивающие условия для
проведения диагностических исследований и лечебных процедур. К ним также
относятся затраты на функционирование административно-хозяйственного
персонала.
В накладных расходах учитываются затраты, связанные с данной медицинской
услугой (хозяйственные, командировочные и прочие расходы).
После определения основных элементов затрат начинается этап формирования цены.
Цен включает в себя все затраты на производство медицинской услуги –
себестоимость и прибыль.
Прибыль (доход) и рентабельность являются одним из важнейших показателей,
характеризующих эффективность здравоохранения. Прибыль рассчитывается путем
умножения себестоимости
на нормативный процент
Рентабельность оказываемых
учреждением здравоохранения
следующей формуле:
R=(Ц-С)/Ц,
где R – рентабельность оказываемых услуг;
Ц – цена оказываемых услуг;
С – себестоимость оказываемых услуг.
Размер рентабельности определяется в размере до 25%. Но в настоящее время это
ограничение не действует. Минздрав РФ указал 25% прибыли в цене медицинской
услуги как рекомендательную цифру. Предела рентабельности нет. Однако нужно
знать, что найдется пациент, который будет готов заплатить такую цену.
Далее наиболее грамотными экономистами и клиницистами проводится
заключительная экспертная оценка. Цель экспертизы – логическая и механическая
проверка прейскуранта.
Оформление документации – техническая работа, которой завершается расчет цен.
Основными итоговыми документами по расчету цен являются калькуляционные листы
и прейскурант. Калькуляционный лист это очень важный и подробный документ по
которому контролируется правильность расчетов и проводится их коррекция.
Прейскурант выполняет роль «визитной карточки» цены – в нем указываются
порядковый номер, код, калькуляционный объект, калькуляционная единица и
прейскурантная цена.
Текущая коррекция цен – необходимое условие соответствия прейскуранта
меняющимся экономическим условиям. Эта работа должна проводиться регулярно,
не реже одного раза в квартал, а при необходимости и чаще. Для коррекции цен
необходимо учитывать как минимум три основных фактора: уровень инфляции,
изменение масштаба цен и покупательскую способность населения. Рост цен не
всегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому необходим учет
масштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению цен. Текущую
коррекцию удобнее
всего проводить с
ошибок и сделать прейскурант динамичным, гибким, соответствующим реальной
экономической ситуации.
5. Цены на новые медицинские услуги.
Снятие «сливок» на рынке, то есть установление с самого начала
продвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовых
оплатить эту услугу. Данный вариант цены обычно применяют, когда речь идет о
внедрении услуги происходит на таком сегменте рынка, где спрос не зависит от
динамики цен. Такой подход оправдан, если есть уверенность в том, что в
ближайшее время не появится аналогичная услуга. Кроме того, это возможно, когда
разработка услуги имеет под собой мощную финансовую основу, новейшее
оборудование и дорогостоящие НИОКР. В этом случае для конкурентов издержки для
освоения аналогичной услуги оказываются слишком высокими. Сущность данной
политики – максимизировать
Цена
внедрения и проникновения на
рынок медицинских услуг
что медицинское учреждение устанавливает на новую услугу заниженную цену, чтобы
привлечь как можно большее внимание пациентов и завоевать большую долю рынка.
Установлению низкой цены способствуют следующие условия: пациентов привлекают
низкие цены, что ведет к расширению объема услуг, и напротив, подобные низкие
цены часто затруднительны для существующих и потенциальных конкурентов. Если
выбран такой путь, то нужно быть твердо уверенным в том, что конкуренты не
смогут быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно снизить цены на
свои услуги.
Цена
лидера на рынке медицинских
услуг – данный вариант
политику цен лидера в отрасли. Цена на новую услугу может отклоняться от цены
медицинского учреждения – лидера, но только в определенных пределах, которые
обусловливаются новыми уникальными характеристиками предполагаемой вами услуги
по сравнению с существующими услугами лидера.
Чем меньше отличий вашей новой услуги от большинства предлагаемых услуг на
конкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые услуги к отраслевым
«стандартам». Есть еще одно обстоятельство, предопределяющее необходимость
использования этого подхода. Если медицинское учреждение сравнительно
небольшое, то лучше устанавливать цены по аналогии с ценами лидеров.
«Психологическая» цена – цена, которая устанавливается ниже круглой
цифры. Многие маркетологи считают, что цена должна выражаться нечетным числом.
Данный подход очень популярен по нескольким причинам, в частности, потребителям
нравится получать сдачу, им кажется, что это снижение цены, что учреждение идет
на встречу своим пациентам.
Престижная цена – такого рода цены устанавливаются, как правило, на
«модные» медицинские услуги (пластические операции лица и т.п.). Чтобы
установить такие цены, нужно быть уверенным в высокой репутации медицинского
учреждения и в том, что в данный момент имеющиеся на рынке подобного рода
услуги не обладают теми особенными свойствами, которые вы предлагаете. Практика
показывает, что в таких случаях пациент готов платить более высокую цену и
приобретать услугу только по цене не ниже определенного уровня.
6. Цены на уже имеющиеся на
рынке медицинские услуги.
В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давно
Информация о работе Ценообразования в системе здравоохранения