Ценообразования в системе здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении.
Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка
медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств
государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в
условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в
территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении
лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-
профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем
удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей
не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых
рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому
механизму хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.docx

— 53.75 Кб (Скачать)

-         характер регулирования экономики  государством;

-         уровень и динамика инфляции;

-         объем и отличительные черты  существующего и перспективного  спроса;

-         наличие и уровень конкуренции  между производителями однородной

продукции и др.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что применение нового механизма

хозяйствования поставило  перед здравоохранением новые задачи, решение которых

необходимо для  выживания в условиях рынка. Если раньше ЛПУ не задумывались

над ценами оказываемых  услуг, то в настоящее время для  успешной деятельности

учреждений здравоохранения  необходима разработка схем стратегии

ценообразования. При  этом существуют различные подходы  в ценообразовании.

Медицинское учреждение должно выбрать свой путь в ценообразовании, который

более всего соответствовал бы целям данного медицинского учреждения и

способствовал достаточному финансированию его деятельности.

                        4. Схема ценообразования.                       

Переход к рыночной экономике вызвал коренную перестройку  системы

ценообразования во всех отраслях народного хозяйства.

Потребности практического  здравоохранения явились мощным стимулом для

активизации по проблемам  стоимостных оценок в медицине. К  настоящему времени

опробованы и внедрены в практику многие методики определения  цен на

медицинские услуги, изданы соответствующие указания и  рекомендации.

Основная схема  ценообразования включает следующие  этапы:

1.      Подготовительный  этап – конкретизация задач  и выбор метода

ценообразования, инструктивно-методическая работа.

2.      Этап  сбора первичной информации и  оперативного экономического анализа

– определение количественных и качественных характеристик обслуживания

больных, показателей  состояния и использования основных фондов.

3.      Этап  определения себестоимости –  расчет затрат на заработную  плату,

прямых, косвенных  и накладных расходов.

4.      Этап  формирования цены – включение  в структуру цены коэффициента

рентабельности, поправочных  коэффициентов (надбавка – скидка), заключительная

экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.

5.      Этап  коррекционной работы – ввод  инфляционных коэффициентов, расчет

цен на вновь вводимые услуги, использование новых методик  ценообразования.

На подготовительном этапе формируется цели и задачи ценообразования. Цели

ценообразования могут  быть различными. Например, обеспечение  выживаемости

организации, завоевание лидерства по показателям доли рынка  и качества.

Основными задачами являются:

назначение цены (на основе «бюджетных оценок, договорная, свободная, цена для

расчета со страховыми организациями и т.д.);

условия оказания и  оплаты медицинских услуг (кому, где, когда будет

оказываться данная услуга, кто и каким образом  будет ее оплачивать);

вид калькуляционного объекта (детальная услуга, простая, комплексная

медицинская услуга и т.д.);

метод расчета цены (затратный, нормативный, гонорарный и  т.д.).

От качества выполнения этапа сбора первичной информации и оперативного

экономического анализа  зависит достоверность конечных результатов. Из

общепринятых форм отчетности специалистами собирается необходимая для анализа

информация, рассчитываются все экономические показатели учреждения, которые в

дальнейшем используются для расчета цены на медицинские услуги.

Этап определения  себестоимости включает в себя расчет затрат на заработную

плату, прямых, косвенных  и накладных расходов на оказание медицинской услуги.

Расчет заработной платы традиционно складывается из двух основных моментов:

определение трудозатрат  на оказание услуги и вычисление стоимости  единицы

трудоемкости.

Прямые затраты  – это затраты которые остаются неизменными, каким бы не было

количество произведенных  услуг (плата за аренду помещения, затраты  на

оборудования, на выплату  заработной платы).

Косвенные затраты  – непостоянные затраты, обеспечивающие условия для

проведения диагностических  исследований и лечебных процедур. К ним также

относятся затраты  на функционирование административно-хозяйственного

персонала.

В накладных расходах учитываются затраты, связанные  с данной медицинской

услугой (хозяйственные, командировочные и прочие расходы).

После определения  основных элементов затрат начинается этап формирования  цены.

Цен включает в себя все затраты на производство медицинской  услуги –

себестоимость и  прибыль.

Прибыль (доход) и  рентабельность являются одним из важнейших  показателей,

характеризующих эффективность здравоохранения. Прибыль рассчитывается путем

умножения себестоимости  на нормативный процент рентабельности.

Рентабельность оказываемых  учреждением здравоохранения услуг  определяется по

следующей формуле:

    

R=(Ц-С)/Ц,

где R – рентабельность оказываемых услуг;

Ц – цена оказываемых услуг;

С – себестоимость  оказываемых услуг.

Размер рентабельности определяется в размере до 25%. Но в настоящее время это

ограничение не действует. Минздрав РФ указал 25% прибыли в цене медицинской

услуги как рекомендательную цифру. Предела рентабельности нет. Однако нужно

знать, что найдется пациент, который будет готов  заплатить такую цену.

Далее наиболее грамотными экономистами и клиницистами проводится

заключительная экспертная оценка. Цель экспертизы – логическая и механическая

проверка прейскуранта.

Оформление документации – техническая работа, которой  завершается расчет цен.

Основными итоговыми  документами по расчету цен являются калькуляционные листы

и прейскурант. Калькуляционный  лист это очень важный и подробный  документ по

которому контролируется правильность расчетов и проводится их коррекция.

Прейскурант выполняет роль «визитной карточки» цены – в нем указываются

порядковый номер, код, калькуляционный объект, калькуляционная  единица и

прейскурантная цена.

Текущая коррекция  цен – необходимое условие  соответствия прейскуранта

меняющимся экономическим  условиям. Эта работа должна проводиться  регулярно,

не реже одного раза в квартал, а при необходимости  и чаще. Для коррекции цен

необходимо учитывать  как минимум три основных фактора: уровень инфляции,

изменение масштаба цен и покупательскую способность  населения. Рост цен не

всегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому необходим учет

масштаба цен и  степени чувствительности спроса к  изменению цен. Текущую

коррекцию удобнее  всего проводить с использованием ЭВМ, что позволит избежать

ошибок и сделать  прейскурант динамичным, гибким, соответствующим  реальной

экономической ситуации.

                   5. Цены на новые медицинские  услуги.                  

     Снятие  «сливок» на рынке, то есть  установление с самого начала

продвижения новой  услуги с высокой ценой, в расчете  на пациентов, готовых

оплатить эту услугу. Данный вариант цены обычно применяют, когда речь идет о

внедрении услуги происходит на таком сегменте рынка, где спрос  не зависит от

динамики цен. Такой  подход оправдан, если есть уверенность  в том, что в

ближайшее время  не появится аналогичная услуга. Кроме  того, это возможно, когда

разработка услуги имеет под собой мощную финансовую основу, новейшее

оборудование и  дорогостоящие НИОКР. В этом случае для конкурентов издержки для

освоения аналогичной  услуги оказываются слишком высокими. Сущность данной

                       политики – максимизировать прибыль.                      

     Цена  внедрения и проникновения на  рынок медицинских услуг предполагает,

что медицинское  учреждение устанавливает на новую  услугу заниженную цену, чтобы

привлечь как можно  большее внимание пациентов и  завоевать большую долю рынка.

Установлению низкой цены способствуют следующие условия: пациентов привлекают

низкие цены, что  ведет к расширению объема услуг, и напротив, подобные низкие

цены часто затруднительны для существующих и потенциальных  конкурентов. Если

выбран такой путь, то нужно быть твердо уверенным в  том, что конкуренты не

смогут быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно  снизить цены на

свои услуги.

     Цена  лидера на рынке медицинских  услуг – данный вариант требует  учитывать

политику цен лидера в отрасли. Цена на новую услугу может  отклоняться от цены

медицинского учреждения – лидера, но только в определенных пределах, которые

обусловливаются новыми уникальными характеристиками предполагаемой вами услуги

по сравнению с  существующими услугами лидера.

Чем меньше отличий  вашей новой услуги от большинства  предлагаемых услуг на

конкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые  услуги к отраслевым

«стандартам». Есть еще одно обстоятельство, предопределяющее необходимость

использования этого  подхода. Если медицинское учреждение сравнительно

небольшое, то лучше  устанавливать цены по аналогии с  ценами лидеров.

     «Психологическая»  цена – цена, которая устанавливается  ниже круглой

цифры. Многие маркетологи считают, что цена должна выражаться нечетным числом.

Данный подход очень  популярен по нескольким причинам, в частности, потребителям

нравится получать сдачу, им кажется, что это снижение цены, что учреждение идет

на встречу своим пациентам.

     Престижная  цена – такого рода цены  устанавливаются, как правило,  на

«модные» медицинские  услуги (пластические операции лица и  т.п.). Чтобы

установить такие  цены, нужно быть уверенным в высокой  репутации медицинского

учреждения и в  том, что в данный момент имеющиеся  на рынке подобного рода

услуги не обладают теми особенными свойствами, которые  вы предлагаете. Практика

показывает, что в  таких случаях пациент готов  платить более высокую цену и

приобретать услугу только по цене не ниже определенного  уровня.

          6. Цены на уже имеющиеся на  рынке медицинские услуги.         

В современных условиях цены на медицинские услуги, которые  уже давно

Информация о работе Ценообразования в системе здравоохранения