Ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

В первой главе рассмотрены теоретические основы ценообразования, системы цен, их классификация, дифференциация, а также особенности российских экономических реалий.
Во второй главе рассмотрены основные стратегии ценообразования.
В третьей главе рассмотрены ценовые стратегии на разных рынках и этапах жизненного цикла.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………..…... 2
Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы ……………………...…..3
1.1. Виды цен …………………………………………………………………………...….3
1.1.1.Классификация цен по сферам торговли …………………………………….….. .3
1.1.2. Классификация цен по способам и степени регулирования …………………... .4
1.1.3. Другие способы классификации цен ………………………………..…….……… 6
1.2 Способы ценообразования …………………………………………………..…..….. 8
1.2.1 Ценообразование по издержкам ………………………….…………….………… 9
1.2.2. Ценообразование, основанное на спросе ……………………………..………… .10
1.2.3.Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию ………...11
Глава 2. Стратегии ценообразования ……………………………………………………………..11
2.1.Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара ………..………..…..11
2. Стратегия следования за спросом ……………………………………………...….. 12
3. Стратегия проникновения …………………………………………………...….….. 12
4. Стратегия устранения конкуренции …………………………………….………... .12
Глава 3. Ценовые стратегии ……………………………………………………………………... .13
3.1. Ценообразование на разных типах рынков и на разных этапах жизненного
цикла продукции …………………………………………………….………….… 14
3.2. Анализ рыночных цен ……………………………………..…………………...…... .16
3.3. Выбор метода ценообразования. Цена равновесия ………………………………...18
3.4 Стратегия предоставления скидок …………………………………….………….... 19
3.5. Установление окончательной цены …………………………………….……….. ...20

Заключение …………………………………………………………………………………………21
Список литературы ……………………………………………………………………..………….23

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 57.10 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………………………..…... 2 

Глава 1. Цены и  ценообразование: теоретические аспекты  проблемы ……………………...…..3

               1.1. Виды цен …………………………………………………………………………...….3

               1.1.1.Классификация цен по сферам  торговли …………………………………….….. .3

               1.1.2. Классификация цен по способам  и степени регулирования …………………... .4

               1.1.3. Другие способы классификации  цен ………………………………..…….……… 6

               1.2  Способы ценообразования …………………………………………………..…..….. 8

               1.2.1  Ценообразование по издержкам  ………………………….…………….………… 9

               1.2.2. Ценообразование, основанное  на спросе ……………………………..………… .10

               1.2.3.Ценообразование, основанное  на ценах на конкурентную продукцию ………...11

Глава 2.  Стратегии ценообразования ……………………………………………………………..11

2.1.Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара ………..………..…..11

    1. Стратегия следования за спросом ……………………………………………...….. 12
    2. Стратегия проникновения …………………………………………………...….….. 12
    3. Стратегия устранения конкуренции …………………………………….………... .12

  Глава 3. Ценовые стратегии ……………………………………………………………………... .13

              3.1. Ценообразование на разных типах рынков и на разных этапах жизненного

                        цикла продукции …………………………………………………….………….… 14

              3.2. Анализ рыночных цен ……………………………………..…………………...…... .16

              3.3. Выбор метода ценообразования. Цена равновесия ………………………………...18

              3.4  Стратегия предоставления скидок …………………………………….………….... 19

              3.5. Установление окончательной цены …………………………………….………..  ...20 
 

Заключение …………………………………………………………………………………………21

Список литературы ……………………………………………………………………..………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Цена всегда была основным  фактором, определяющим выбор покупателя.

       Основой любой рыночной системы является механизм ценообразования. В период переходной экономики это действительно отдельная задача, поскольку за 70 дет планового ценообразования российские экономисты, и прежде всего экономисты предприятий, потеряли ту культуру хозяйственной деятельности в условиях рынка, которой обладали в полной мере наши коллеги в дореволюционной России и элементом которой является и коммерческое ценообразование. Поэтому, предложив экономистам предприятий в 1992 г.: «А теперь устанавливайте цены сами — как хотите!», государство не вправе было ожидать от них использования иных методов ценообразования, кроме наиболее им известного и привычного —  затратного. К тому же именно на этот путь их подталкивала инфляция, которую сами предприятия и подстегивали своей политикой цен, и которая затем формировала уже их собственные ценовые ожидания.

             Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть  основные модели ценообразования,  применяемые в российской экономической  практике;

2) рассмотреть   основные стратегии ценообразования  и тактику предприятия

   В первой главе рассмотрены  теоретические основы ценообразования,  системы цен, их классификация,  дифференциация, а также особенности  российских экономических реалий.

   Во второй главе рассмотрены основные стратегии ценообразования.

   В третьей главе рассмотрены  ценовые стратегии на разных  рынках и этапах жизненного  цикла.

           Переходный характер современной  российской экономики и отсутствие  опыта хозяйствования в условиях  развивающихся рыночных отношений  вызвали трудности у предприятий  и появившихся фирм. Одной из  наиболее сложных проблем стало  свободное ценообразование после  либерализации цен. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты  проблемы 

1.1. Виды цен

           

           Безусловно, для того, чтобы приступить к исследованию общих закономерностей процесса ценообразования, необходимо дать определение понятию цены как таковой, и рассмотреть принятые в современной экономике способы классификации различных видов цен. 

1.1.1. Классификация цен  по сферам торговли 

            Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающие товары оптом, в значительном количестве.

        Обычно по оптовым ценам предприятия-производители  реализуют продукцию либо друг  другу, либо торговым посредникам.  Чаще всего необходимость в  оптовой продаже возникает, когда  производство продукции локализовано  в ограниченном количестве пунктов,  а сфера потребления имеет  обширный радиус.

           Розничными принято называть   цены, по которым товары продаются  в так называемой розничной  торговой сети, то есть в условиях  их продаже индивидуальным покупателям,  при относительно небольшом объёме  каждой продажи. По розничным  ценам обычно реализуются товары  народного потребления населению  и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством  торговли по розничным ценам  чаще всего обслуживаются конечные  потребители, домашние хозяйства,  граждане.           Розничная цена обычно выше  оптовой на величину торговой  надбавки , за счёт которой компенсируются  издержки обращения в розничной  торговле и создаётся прибыль  организаций и учреждений розничной  торговли.

          Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определённой степени продолжают быть распространёнными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у её производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов крайнего севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

         Определённой спецификой обладают  цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды  деятельности, при которых не  создаётся продукт в его материально-вещественной  форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом её потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами(расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объём работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество.  

1.1.2. Классификация цен  по способам и  степени регулирования

                             

             По степени и способу регулирования  цены разделяются на группы: жёсткофиксированные(назначаемые);регулируемые(изменяемые);договорные(контрактные);свободные(рыночные).

            Жёсткофиксированные, твердые цены  назначаются органами ценообразования  или другими государственными  органами. Их уровень фиксируется  документально. Ни производители,  ни продавцы товара не обладают  правом изменить величину такой  цены в какую-либо сторону,  такое изменение преследуется  по закону. В централизованно  управляемой экономике назначаемые  цены имеют широкое распространение,  они известны под названием  государственных. Государственные  органы ценообразования обладают  монопольным правом назначать  и изменять государственные цены,  повышать или снижать их. Система  государственного ценообразования  широко использовалась  в Советском  Союзе.  Не следует думать, что  государственные цены назначались  произвольным образом, в основе  такого ценообразования обычно  лежит затратный принцип, то  есть цена рассчитывается как  сумма затрат на производство  и обращение единицы продукции,  к  которым прибавляется нормативная  прибыль или из которых вычитается  государственная ценовая дотация. 

         Регулируемые цены называются  так потому, что их величина  регулируется государственными  органами. При регулировании воздействие  со стороны государства на  цены носит ограниченный, косвенный  характер, осуществляется посредством  воздействия на изменение спроса  или предложения товара. К примеру,  при необходимости установления  более высокой цены на товар  в целях стимулирования развития  данного вида производства государство  может уменьшить налоги, уплачиваемые  покупателями, потребителями этой  группы товаров, что приведёт  к расширению спроса на товар  и соответственно к повышению  цен на него. Таким же образом  можно способствовать  и снижению  цен. Иногда регулирование сводится  к ограничению величины цен  на определенные группы товаров  верхним пределом в целях расширения  покупательной способности потребителей  или нижним пределом в целях  стимулирования развития производства.

         Однако  и тот и другой путь  имеют ряд существенных недостатков,  что и приводит к редкому  использованию этого метода. Все  дело в том, что государство  , устанавливая, например, верхний предел  цены, устанавливает его на более  низком уровне, чем равновесный  уровень цены, что приводит к  сокращению предложения и роста  спроса на товар. Итогом такого  установления цены является превышение спроса над предложением товаров,  то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условии нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счёте дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита  оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определённый урон наносится и производителям - по низким ценам им не выгодно продавать свою продукцию и они начинают сокращать производство.  Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.

         Регулирование цен по величине  может также проводится путем  утверждения государственными органами  предельного уровня рентабельности(прибыльности), что более соответствует тенденциям  воздействия на цены в централизованной  экономике. Это означает, что отношение  прибыли к себестоимости  (издержкам)  или к цене не должно превосходить  заданного уровня, скажем 50 %. Ограничения  по уровню рентабельности обычно  вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается  допустимая степень отклонения  реальной цены от фиксированной,  базисной.

         Жесткое воздействие государственных  органов на цены посредством  регулирования осуществляется не  только в централизованно управляемой,  но и в рыночной экономике.  Чаще всего в условиях экономики  рыночного типа регулирование  распространяет сферу своего  воздействия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение  для государства и общества (земля,  стратегическое сырье, топливо,  энергия, общественный транспорт,  потребительские товары первой  необходимости).  Приходится наблюдать  и регулирование цен со стороны  мафиозных структур, подчиняющих  себе рынок.

Информация о работе Ценообразование