Ценообразование в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:15, реферат

Описание работы

Микроэкономика исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

Содержание

Рыночная экономика и ее основные черты…………………………3
Теория спроса и предложения………………………………………11
Эластичность спроса и предложения………………………………14
Ценообразование в условиях монополии………………………….19

Заключение…………………………………………………………..23
Список использований литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

031201 Реферат.Рыночные отношения.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

  Значение учета эластичности предложения интересно органам, занятым в экономической политике государства, это прежде всего, воздействие через налоговые и денежно-кредитные меры. 

      Стремление  рыночных цен к равновесию обусловлено  действием закона спроса и предложения. Закон себя обнаруживает при возникновении неравновесного состояния на совершенном рынке. В то числе взаимосвязь спроса и предложения с ценой и их зависимость от условий потребления и производства обусловливает то, что изменение этих условий нарушает равновесие на рынке, приводя в действие закон спроса и предложения.

      Таким образом, взаимодействие спроса и предложения  на современном рынке осуществляется через действие трех рыночных законов:

закона  спроса, закона предложения и закона спроса и предложения. Причем эти  законы проявляют себя при нарушении  равновесного состояния на рынке и выступают как фактор восстановления нарушенного равновесия.

      Следует при этом отметить, что восстановление равновесия требует времени, которое в отношении разных товаров может быть разным по продолжительности9.

 

  1. Ценообразование  в условиях монополии
 

      Установление  равновесной цены в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения - специфическая черта рынка совершенной конкуренции. На других рынках условия совершения сделок могут настолько отличаться от условий совершенной конкуренции, что исчезает однозначная зависимость между ценой товара и объемом его предложения или объемом спроса на него, т.е. на этих рынках нет либо функции предложения, либо функции спроса, либо их обеих.

      В данной работе рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.

      Рынок оказывается монополизированным, когда  продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из-за того, что для  других продавцов вход на данный рынок  закрыт. Закрытость рынка может определяться как законодательным запретом на отдельные виды экономической деятельности (запатентованные технологии изготовления продукции, государственная монополия на спиртные напитки или игорный бизнес), так и необходимостью осуществлять большие единовременные вложения в основной капитал, которые нельзя вернуть в случае неудачной попытки «войти» в отрасль (затраты на создание узкоспециализированного оборудования).

      В особую категорию выделяются естественные монополии, которые становятся единственными  производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. Естественная монополия возникает тогда, когда снижение средних затрат фирмы, расширяющей масштаб производства, продолжается вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. В таких условиях создание второго предприятия в отрасли экономически нецелесообразно.

      Особенность положения монополии состоит  в том, что кривая отраслевого  спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена - не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска. Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск - цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.

      В условиях чистой  монополизации  на рынке существует только один продавец. Примерами монополистов в Санкт-Петербурге можно назвать Петербургский метрополитен, Водоканал, Ленгаз и т.д. Но это могут быть не только государственные предприятия, но и частная компания с регулируемой и нерегулируемой монополией. Ценовая политика в каждой организации различна. Если товар имеет важное значение,  цена государственной монополии может быть установлена ниже себестоимости.

      Стоимость услуги может быть установлена с  учетом покрытия только фактических  затрат, а также с учетом получения  хороших доходов.

      В случае регулируемой монополии государство  разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок.

      Таким образом, определяя цену для конкретного  товара, необходимо знать  конкретный тип и среду рынка, на котором  будет продаваться этот товар.

      Различают следующие четыре типа рынка: свободной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.  На рынке монополистической конкуренции  присутствуют многие фирмы, продукция которых не вполне взаимозаменяема, отличается качеством, оформлением, потребительским предпочтением, а поэтому имеет широкий диапазон цен.

      Этому рынку характерны три основные черты:

    • Острая конкурентная борьба между фирмами;
    • Дифференциация товаров;
    • Легкость проникновения на рынок.

      На  этом рынке необходимо определять специфические  потребности  покупателей  из разных сегментов рынка.  Большая роль на этом рынке отводится рекламе, присвоение товарам марочных наименований.

      В этих условиях распространенной является стратегия установления цен по географическому  признаку, когда в отдельных районах  страны  фирма реализует товар  по разным ценам Имеют место такие стратегии установления цен, как “Выше номинала”, когда при большой дифференциации  покупательского спроса предлагаются товары “Люкс” по очень высоким ценам, а для остальных покупателей товары обычного качества предлагаются по  обычным ценам.

      На  рынке чистой монополии господствует лишь один продавец, представляющий  государственную организацию или  частную фирму. При помощи государственной монополии можно регулировать потребление того или иного товара. Ценовая стратегия может осуществляться на основе дискриминации. Дискриминационные цены бывают в разных формах: по группам покупателей, по варианту товаров, по территории, по времени.

      Стратегия множественности цен основана на  том, чтобы  для каждой группы покупателей  устанавливать максимальную цену. В некоторых странах такая стратегия запрещена. В других – фирма может реализовывать товар по очень низким ценам. Такая политика называется демпингом.

      Фирма-монополист не всегда прибегают к установлению высоких цен, так как это может привести к регулированию цен. 

 

Заключение 

        В условиях рыночной экономики  каждый субъект хозяйствования  выступает как конкурент. Взаимодействие субъектов на рынке на условиях конкуренции преследует основную цель – это получение максимальной прибыли. Конкуренция как элемент рыночного механизма.

      В работе  по микроэкономике раскрыты четыре темы, которые на сегодняшний  день достаточно актуальны.

      Первая  тема: “Рыночная экономика и ее основные черты”  сравнивает черты  современной рыночной экономики  России и экономики развитых стран. В теме нашли отражения вопросы специфики микроэкономического анализа, состоящего в том, что изучение общественного хозяйства начинается с исследования его первичных звеньев - отдельных производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств) и микроэкономического подхода, основанного на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы выводится из поведения отдельных экономических субъектов.

      Микроэкономика  исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

      Второй  вопрос о теории спроса и предложения, как и третий вопрос о эластичности спроса и предложения раскрывает законы современного рынка. Взаимодействие спроса и предложения на современном рынке осуществляется через действие трех рыночных законов: закона спроса, закона предложения и закона спроса и предложения. Причем эти законы проявляют себя при нарушении равновесного состояния на рынке и выступают как фактор восстановления нарушенного равновесия.

      Четвертый вопрос о  ценообразовании в условиях монополии. В данной работе рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном. Это отличительная черта рынка данного сегмента.

 

Список  использованной литературы 

   1. Бараненко  С.П., Шеметов В.В.: Стратегическая  устойчивость предприятия. –  М.: Центрополиграф, 2004.

  1. Виканский О.С. «Стратегическое управление», М.: «Гардарика», 2003.
  2. Глухов В. В. «Менеджмент», СПб: «Специальная литература», 2006.
  3. Дафт Р. Л. «Менеджмент», СПб: «Питер», 2004. 
  4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. «Стратегический менеджмент» (курс лекций), М.: Инфра-М, 2006.
  5. Портер М. «Конкуренция», М.: «Вильямс», 2004.
  6. http://www.expert.ru/ электронный журнал «Эксперт Online 2.0»
  7. В.А.Шаповалов Маркетинговый анализ – Ростов на дону -  Феникс,

2005, с 66

     8.  А.П.Мищенко Маркетинг М. КНОРУС, 2006, с 217

   9. Седов В.В. Экономическая теория: Микроэкономика: Учеб.пособие  Челябинск 2002. 115 с. ISBN

   10. http://www.uchenik.ru/doc/econom/1_2.html

   11. http://www.colok.ru/lib/economic/mikroeconomika/book/sedov_2/sedov_2.zip 

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии