Ценообразование в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:15, реферат

Описание работы

Микроэкономика исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

Содержание

Рыночная экономика и ее основные черты…………………………3
Теория спроса и предложения………………………………………11
Эластичность спроса и предложения………………………………14
Ценообразование в условиях монополии………………………….19

Заключение…………………………………………………………..23
Список использований литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

031201 Реферат.Рыночные отношения.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

      Взаимовыгодный обмен – основная цель хозяйствующих субъектов. Это возможно  на основе экономической самостоятельности, обособленности интересов, возможных только на базе  частной собственности.

        Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо наличие свободы предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован и товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

      Таким образом, рынок - это сложный механизм, где совершаются все сделки между покупателями и продавцами. Расходы, включающие информацию о состоянии рынка; расходы, связанные с поиском покупателей я (продавцов); расходы, связанные с ведением переговоров на этапе заключения контрактов и осуществление контроля его исполнения, носят название трансакционных издержек.

      Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей  знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами.

      Говоря  иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще».

 

    

    2. Теория спроса и предложения 

      В данном разделе исследуются факторы, определяющие объем рыночного спроса на товары конечного потребления.

      Аналогично  тому, как объем рыночного предложения образуется в результате суммирования объемов предложения всех производителей, так и объем рыночного спроса складывается из объемов спроса всех потребителей. Поэтому основное внимание уделяется поведению отдельного потребителя на рынке благ, для которого экзогенно заданы его бюджет и цены покупаемых товаров.

      Основные  трудности, возникающие при описании поведения потребителя, связаны  с выявлением критерия (целевой функции), в соответствии с которым он составляет план потребления, т.е. распределяет бюджет между покупаемыми благами.2

      Определение спроса можно охарактеризовать, как платежеспособная потребность, т.е. сумма средств, которую потребители способны заплатить за товар. Спрос и потребность – это разные понятия, так как у человека может быть потребность приобрести товар, но средств на его покупку нет. Факторы, влияющие на спрос: доходы покупателей, их число на рынке, их вкусы и предпочтения, цены на товар. Если цена снижается, то человек за те же деньги может приобрести больше товара3.

      Определение шкалы спроса характеризуется, сколько товаров можно купить по различным ценам за выбранный период времени. Шкала спроса позволяет выявить взаимосвязь спроса и цены на товар.

      Закон спроса - это зависимость  спроса от цены на товар:

Ц:      С=F(Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос4.

    Рис.1. Кривая спроса

      Как видно из графика, чем  цена выше, тем ниже платежеспособность покупателей.

      Сумма товара, которое можно продать  по определенной цене – это предложение.

      По  количеству товаров, проданных по разным ценам можно составить шкалу предложения.

      Закон предложения  это зависимость предложения от цены:

      П=F(Ц).

      С увеличением цены, растет предложение  товара продавцом и соответственно наоборот, чем ниже цена на товар, тем ниже и предложение.

      На  основании полученного графика  можно сделать вывод о том, что с ростом цены увеличивается объем продаж, и наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

            

    Рис.1. Кривая предложения

      Зависимость спроса и предложения от рыночной цены проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей.

      Но  существует и обратная зависимость  рыночной цены от спроса и предложения.

      Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот (при уменьшении спроса снижается цена).

        Во-вторых, чем больше предложение,  тем ниже цена, и наоборот (с  сокращением объема предложения  цена увеличивается)5.  

 

  1. Эластичность  спроса и предложения
 

      Существует  различная эластичность спроса. Об этом свидетельствует то, что различные товары по разному реагируют на изменение факторов. Классифицируются факторы спроса на ценовые и неценовые и соответственно различается ценовая и неценовая эластичность спроса.

      Реакция спроса на изменение цены носит название ценовой эластичности6. Ценовая эластичность может принимать значения между самыми крайними вариантами: нулевой эластичностью и бесконечной. При этом коэффициент эластичности соответственно равен нулю и бесконечности.

В случае равенства коэффициента нулю, рассматривается  вариант, при котором спрос на товар остается неизменным  при  любом увеличении цены. Второе равенство  коэффициента бесконечности говорит о том, что понижение цены на товар ведет к росту спроса на него. 

      Из  рассмотренных ситуаций следует, что  спрос на товар может быть эластичным, а может быть и неэластичным.

      Эластичный  спрос характеризуется коэффициентом  эластичности меньше бесконечности и больше единицы. Неэластичный спрос характеризуется коэффициентом меньше единицы и больше нуля. При единичной эластичности коэффициент эластичности равен 1. Он означает, что спрос меняется в той же степени, что и цена.

      На  ценовую эластичность спроса влияют те же факторы, что и на спрос вообще:

      Во-первых, спрос на товар будет эластичным, если в период отсутствия данного  вида товара на рынке существует аналог, который по всем параметрам и характеристикам  может его заменить. В этом случае покупатель сможет приобрести аналогичный товар по приемлемым для покупателя ценам.

      Во-вторых, удельный вес расходов на данный товар  в общих расходах потребителя  если невелик, то спрос неэластичен, а если велик – эластичен7

      В-третьих, взаимосвязь данного товара с другими видами товаров. Например, спрос потребителя неэластичен, если телевизор работает от электричества.

      В-четвертых, товар может быть профильным, т.е. удовлетворять потребности определенного  направления, например потребности  в медикаментах, поэтому снижение цен  на них, не приведет к росту спроса.

Если  товар обладает многофункциональностью, т.е. имеет много назначений, то спрос на него - эластичный, так как, например, при понижении цены на него его можно покупать в большем количестве.

      При изменении неценовых факторов спроса  существует неценовая эластичность, характеризующаяся реакцией спроса на изменение неценовых факторов. Существует также перекрестная и доходная эластичность, когда речь идет о взаимозаменяемых и взаимодополняемых товарах. Примерами тому может быть повышение цены на одну группу товаров, например на рыбу, вследствие чего, повышается спрос на мясо. Коэффициент перекрестной эластичности спроса определяется путем отношения изменения спроса на один товар, выраженного в процентах, к процентному изменению цены, или спроса, на другой товар8.

      Товаропроизводителя необходимо владеть информацией  об эластичности спроса, для принятия правильного решения о том, что  производить и в каком количестве. Реклама того или иного товара ведет к снижению эластичности спроса.

      При повышении налоговых обременений  для товаропроизводителей, в случае, если спрос на товары эластичный, налоговые  поступления в бюджет могут наоборот снизиться, так как снизится объем  продаж.

      Предложение, с точки зрения микроэкономики, подразумевает количество товара, реализуемое в данный период времени на рынке данной группы товаров и характеризуется следующими признаками.

      Во-первых, предложение касается определенного  товара, произведенного для продажи.

      Во-вторых, предложение представляет собой сумму предложений  продавцов;

      В-третьих, все кто предлагает товар –  это продавцы (предприятия-изготовители, магазины, оптовики и т.д.);

      В-четвертых, для определения величины  предложения  выбирается определенный период времени (день, месяц, год и т.д.) и предложение складывается из номенклатуры товара, имеющегося в наличии в данный период времени, цены на данный товар и источников обеспечения предложения.

      Производство  является основным источником предложения  товара и находится в зависимости от различных факторов:

      1. технологии производства товар может быть массовым и наоборот единичным (штучным);

      2. величины издержек производства, например производство самолета  – штучное, а производство  карандашей позволяет производить их миллионами штук;

      3. наличия ресурсов для производства  товара, например, климатических условий для выращивания фруктов;

      4. величина цены, снижение влияет на снижение спроса и наоборот. Такая взаимосвязь носит название закона предложения. 

Но бывают и исключения, когда повышение цен сопровождает рост предложения. Это, прежде всего, касается монопольных производителей.  Еще один пример: рынок труда, где ценой является уровень заработной платы и с ростом заработной платы, сокращается предложение.

      5. цены на другие товары. Если цена на какой-то товар не изменяется, а на другие товары повышается, то производство других товаров увеличивается, так как часть ресурсов направляется на производство этих товаров.

      6. сокращение предложения возможно  при ожидании повышения цен.

      Таким образом, как и в отношении спроса, предложение товаров зависит от ценовых и неценовых факторов, характеризующих эластичность предложения. Изменение цены  характеризуется ценовой эластичностью предложения. Величина  эластичности предложения, так же как и эластичности спроса определяется  отношением процентного изменения предложения к процентному изменению цены. Если коэффициент ценовой эластичности колеблется от 0 до 1, то это неэластичное предложение, а если от 1 до 0, то эластичное.

      Ценовая эластичность предложения зависит от ряда факторов:

  • При отсутствии ресурсов для дополнительного производства товаров, эластичность предложения слабая или нулевая, а при наличии свободных ресурсов, не используемых в производстве, эластичность высокая.
  • Если издержки производства высокие, то эластичность предложения - слабая, а если издержки производства низкие, то эластичность -  сильная;
  • Эластичность предложения зависит от наличия или отсутствия запасов товарно-материальных ценностей;
  • На эластичность предложения влияет развитие транспортной системы, ее мобильности к перевозке товаров в те места, где цены на товары выше.
  • Влияние фактора времени выражается следующим образом: в краткосрочном периоде времени предложение неэластично, так как за короткий промежуток времени реакция производителей товара и продавцов ограничена временным интервалом;

      
     

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии