Ценообразование в ТЭК

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:27, реферат

Описание работы

Эта курсовая работа рассчитана на то, чтобы дать анализ состояния цен в топливно-энергетическом комплексе, их соотношения между собой в этой сфере и с другими отраслями, сравнить с мировыми ценами на энергоресурсы, определить влияние инфляции на ценообразование, выяснить, какую роль в ценовой политике играет государство и рассмотреть динамику изменения цен в переходный период, а также изучить, какую роль играет региональная дифференциация ресурсов в ценообразовании.
Для исследований в этих вопросах будет использоваться Законодательные акты Российской Федерации, периодические и книжные издания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 2

1. История регулирования цен в ТЭКе ....................................................... 4

2. Структурная реформа ............................................................................... 6

3. Структура цен в ТЭКе .............................................................................. 10

4. Динамика изменения цен в ТЭКе ............................................................ 12

5. Дифференциация цен в ТЭКе .................................................................. 14

6. ФОРЭМ ...................................................................................................... 17

7. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители ............. 21

 Нефть .................................................................................................... 21

 Газ .......................................................................................................... 22

 Уголь ...................................................................................................... 22

 Электроэнергия .................................................................................... 23

8. Расчет стоимости на бензин разными способами ценообразования 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 34

Работа содержит 1 файл

Копия нрлро.docx

— 85.36 Кб (Скачать)
 

     Очевидно, что решить проблему снижения тарифов  таким простым путем, как вывод  всех желающих на оптовый рынок и  отпуск им электрической энергии  по тарифу ФОРЭМ, невозможно, поскольку  система так называемого перекрестного  финансирования (снижение тарифа одним  потребителям за счет повышения другим) в этом случае вызовет еще большее  увеличение тарифа оставшимся регулируемым потребителям розничного рынка. Следовательно, принимать решение об участии  отдельных энергоемких потребителей в оптовом рынке нельзя в отрыве от упорядочения системы установления тарифов на розничном рынке. Правительственные  распоряжения об установлении тарифов  на электрическую энергию в соответствии с реальной стоимостью ее производства и передачи носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего РЭКи не стремятся  принимать непопулярные решения  о повышении тарифов для населения  и сельскохозяйственных потребителей. С той же позиции будут отвергаться  просьбы потребителей о выходе на оптовый рынок, поскольку это  приведет к повышению тарифов  для потребителей, остающихся на розничном  рынке. Сокращение ущерба от повышения  тарифов может быть достигнуто адресной помощью малоимущим группам населения  и бюджетным финансированием  сельскохозяйственных, коммунально-бытовых  и социальных учреждений и организаций. Снижение тарифа за этот счет для крупных  потребителей в большинстве случаев  снимет проблему повышенной себестоимости  их продукции из-за высокой стоимости  энергоресурсов и сократит число  претендентов на выход на оптовый  рынок.

     Развитию  конкурентного рынка электрической  энергии должна способствовать также  организация действенного соревнования между оптовым (ФОРЭМ) и розничным (АО-энерго) продавцами за крупного потребителя. Существует категория оптовых покупателей-перепродавцов, пользующаяся льготным тарифом, установленным  исходя из того, что значительную часть  их абонентов составляет население. Данное обстоятельство определяет и  основную долю оплаты, получаемую покупателем-перепродавцом  от своих абонентов, в виде денежных средств. Однако эти денежные средства для оплаты отпущенной АО-энерго электроэнергии, как правило, не используются, что ставит энергоснабжающие организации в неравноправные условия. Вывод на ФОРЭМ наряду с энергоемкими потребителями оптовых покупателей-перепродавцов будет способствовать приведению тарифов для абонентов последних в соответствие с реальной стоимостью производства и передачи электрической энергии и увеличит поступление денежных средств производителям. Оценочные расчеты показывают, что только перевод категории оптовых покупателей-перепродавцов на ФОРЭМ в масштабе ЕЭС России позволит снизить тарифы для промышленных потребителей на 8 – 10%.  

     Выводы:

  1. Существующая практика установления тарифов на розничном рынке не соответствует реальным затратам на производство, передачу и распределение электрической энергии для конкретных потребителей.
  2. Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей.
  3. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей.
 
 

 

Соотношение российских и 

мировых цен на энергоносители 

     В период планового хозяйства низкая стоимость топливно-сырьевых ресурсов была обусловлена как общей концепцией ценообразования, так и трудностями  регулирования инфляционного движения цен на продукцию многономенклатурных  отраслей. После 1992 года особенно важным представлялось вывести на мировой  уровень цены основных экспортных ресурсов, таких как нефть, газ и нефтепродукты, чтобы «открыть» отечественную  экономику, привлечь инвестиции в развитие ТЭКа и получить дополнительный стабилизатор для внутренних цен (ожидалось, что  мировые цены будут служить верхним  пределом для роста внутренних).

     Понятие выхода на мировые цены можно определить двояко. Во-первых, имеется в виду достижение равенства внутренней цены, пересчитанной в доллары по официальному обменному курсу, и мировой. С  практической точки зрения это значит достичь равной выгодной реализации продукции на внутреннем и внешнем  рынках с учетом дополнительных затрат на транспортировку, но без таможенных пошлин. Во-вторых, данное понятие связано  с удорожанием энергоресурсов по сравнению с другой продукцией. Точнее речь идет об опережающем росте индексов цен на энергоносители. В качестве ориентира нормального уровня относительных  цен более корректно использовать не мировые, т.е. цены экспортно-импортных  операций, а относительные внутренние в развитых странах, поскольку они, как правило, резко отличаются от мировых (вследствие государственного регулирования, налогообложения и  других факторов).

     Также особенностью нашей станы являются тяжелый климат и очень большая  территория, а поэтому затраты  на единицу продукции как правило  выше, чем во многих развитых странах  мира.

     В настоящее время задача по выводу цен на энергоносители на мировой  уровень выполнена, однако повышение  цен недостаточно для структурной  перестройки народного хозяйства. Дело в том, что реализация энергосберегающих  технологий в промышленности невозможна без значительных инвестиций. Предприятиям необходимо также время для адаптации  к новым соотношениям цен и  внедрения таких технологий. Однако у них не оказалось ни инвестиций, ни времени для структурной перестройки  из-за общего скачка цен в 1992 году, обесценившего  все средства. В результате рост цен на энергоносители способствовал  не повышению эффективности энергопотребления, а углублению спада производства, инфляции издержек и увеличению неплатежей в экономике.

     Если  рассмотреть динамику соотношения  внутренних и мировых цен на отдельные  энергоносители, их анализ покажет  следующее.

     Нефть. Внутренние цены предприятий в долларовом исчислении проявляют устойчивую тенденцию к росту4, за исключением снижения 1994 года. Хотя в рублях цена тонны нефти удвоилась за данный период, что объясняется резким падением валютного курса рубля к доллару в 1994 г. В 1996 году рост внутренней цены нефти замедлился, что было связано с падением темпов инфляции. Внутренняя цена промышленности на нефть включает транспортные затраты на ее доставку до потребителя, а также налоги. Поскольку мировая цена определяется ее уровнем для Западной Европы и не включает налоги и транспортные расходы на перекачку нефти до потребителя по территории западноевропейских стран, то адекватным является соотношение внутренней цены производителя с мировой. С    1993 г. оно находится в пределах 40-54% (за исключением конца 1994 г., когда временно резко повысился курс доллара к рублю). За лето и осень 1996 г. значительно поднялись мировые цены на нефть, а внутренние росли медленно, соответственно инфляции. Поэтому приведенное выше соотношение понизилось до 41,4%.

     Газ. С 1992 года по декабрь 1995 внутренняя цена промышленности на газ по отношению к мировой выросла с 2,6 до 69,2%, а в октябре 1996 г. снизилась до 66%, что было вызвано мерами правительства по сдерживанию его удорожания. Внутренние цены приобретения по группам потребителей не отвечают принципам равенства реальной стоимости газа для каждой группы. Как и с электрической энергией, промышленность дотирует льготную цену для населения. В развитых странах население платит значительно больше, чем промышленность, поскольку требуются дополнительные затраты на создание и функционирование распределительных газовых сетей. В 1998 году намечено цену газа для населения довести до уровня ее реальных издержек (без акциза), а малоимущим семьям выплачивать компенсацию.

     Уголь. В 1995 г. доля стоимости добычи в цене потребления снизилась до 52%, а в декабре 1996 – повысилась до 75,1%. Стоимость транспортировки росла вплоть до 1996 г., затем в результате усилий правительства по сдерживанию роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки удалось снизить долю транспортных расходов в цене приобретения до уровня 1992 года. Однако, за 1996 год почти в 2 раза возросла стоимость добычи, в то время как стоимость перевозки снизилась на 42%. В результате цена приобретения увеличилась на 34%. Таким образом в этот период цена приобретения энергетического угля в России по сравнению с США была равна 99,1%5. Это связано в основном с ростом стоимости добычи, но если рассчитывать цены не по валютному курсу рубля, а по паритету покупательной способности, то стоимость нашего угля превысит ее уровень в США на 36%. Отсюда следует, что необходимы серьезные меры по сдерживанию цены добычи.

     Электроэнергия. За годы реформ средний тариф на электроэнергию по сравнению с США вырос с 9% до 80,2%. Тариф для промышленности составляет 90 – 95% уровня США. Промышленные потребители дотируют льготные тарифы на электроэнергию для населения. Необходимо их постепенное социально обоснованное повышение, с тем чтобы снизить чрезмерную нагрузку в тарифах на промышленность, которую она уже не выдерживает.

     В 1997 году конъюнктура мирового рынка  нефти существенно ухудшилась. Рост добычи в ряде стран, не входящих в  ОПЕК (Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай), равно как и повышение  квот такими членами ОПЕК, как Венесуэла  и Нигерия, вкупе с распространением технологий, удешевляющих освоение месторождений, привело к снижению мировых цен  на нефть на 2 – 7%. Необычно мягкая зима не оправдала надежды на удорожание нефти в отопительный сезон. В  результате в январе цены снизились  еще на 10 – 15%, приблизившись к  уровню 1994 года. Ряд западных специалистов указывает, что сохранение сложившейся  ситуации на рынке нефти сократит валютные поступления России на 3 млрд. $, и выход из сложившейся ситуации можно найти только в эффективном государственном регулировании.

 

РАСЧЕТ  ЦЕНЫ НА БЕНЗИН РАЗНЫМИ  МЕТОДАМИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

8.1 Затратные методы ценообразования

К затратным  методам относятся метод затрат и агрегатный. Схематично затратный  метод представлен на рис. 8.1. 

     

     Рис.8.1. Схематично затратный метод 

     Метод затрат предполагает последовательное определение и суммирование всех элементов цены: себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, торгово-сбытовой надбавки (скидки), налога с продаж. Цена при применении этого метода определяют по формуле: 

     Ц = С + П + НДС + Тн      (8.1) 

     где Ц - цена;

     С - себестоимость производства изделия;

     П - прибыль;

     НДС - налог на добавленную стоимость;

     Тн - торгово-сбытовая надбавка. 
 
 
 
 
 

     Таблица 8.1.

     Исходные  данные по ОАО «Лукойл»

Себестоимость (руб.) 6
Прибыль (руб.) 4
Акциз 3,9
НДС (18%) 2,45
 

     Ц= 6+4+3,9+2,45=16,35руб     (3.2) 

     где Ц – цена 1 литра бензина (АИ-92). 

     Ставка  акциза на бензин в 2009 г. составляет 3900 руб за 1 тонну.

     Торговая  надбавка 25% от цены изготовителя без  НДС.

     Тогда розничная цена составит: 

     Ц = 16,35+3,745(торговая надбавка)=20,1 руб  

     В соответствии со статьей 342 Налогового Кодекса налоговая ставка НДПИ составляет 419 руб. за 1 тонну добытой нефти.

     Агрегатный  метод состоит в том, что цена товара определяется суммированием  цен составляющих его конструктивных элементов: 

       (3.3)

     где Цн - цена нового товара;

     Цi - цена i-го конструктивного элемента товара;

     n - число конструктивных элементов  товара. 

     Как правило, агрегатный метод используется в модифицированной форме - к базовой  цене устанавливаются надбавки (скидки) за наличие (отсутствие) отдельных конструктивных элементов товара: 

Информация о работе Ценообразование в ТЭК