Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:27, реферат
Эта курсовая работа рассчитана на то, чтобы дать анализ состояния цен в топливно-энергетическом комплексе, их соотношения между собой в этой сфере и с другими отраслями, сравнить с мировыми ценами на энергоресурсы, определить влияние инфляции на ценообразование, выяснить, какую роль в ценовой политике играет государство и рассмотреть динамику изменения цен в переходный период, а также изучить, какую роль играет региональная дифференциация ресурсов в ценообразовании.
Для исследований в этих вопросах будет использоваться Законодательные акты Российской Федерации, периодические и книжные издания.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 2
1. История регулирования цен в ТЭКе ....................................................... 4
2. Структурная реформа ............................................................................... 6
3. Структура цен в ТЭКе .............................................................................. 10
4. Динамика изменения цен в ТЭКе ............................................................ 12
5. Дифференциация цен в ТЭКе .................................................................. 14
6. ФОРЭМ ...................................................................................................... 17
7. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители ............. 21
Нефть .................................................................................................... 21
Газ .......................................................................................................... 22
Уголь ...................................................................................................... 22
Электроэнергия .................................................................................... 23
8. Расчет стоимости на бензин разными способами ценообразования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 34
8. Расчет стоимости на бензин разными способами ценообразования 24
Введение
Ценовая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они находятся и от уровня развития экономической мысли именуют ее по-разному:
Цена – то же, что и стоимость, так объяснил В. Даль в своем «Толковом словаре».
Цена – денежное выражение стоимости товара, трактовка Советского Энциклопедического Словаря, 1987 г.
Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги, «Экономикс» Макконела и Брю, 1995 г.
Эта
курсовая работа рассчитана на то, чтобы
дать анализ состояния цен в топливно-
Для
исследований в этих вопросах будет
использоваться Законодательные акты
Российской Федерации, периодические
и книжные издания.
Основные определения:
Основным
показателем, характеризующим экономическую
ситуацию в стране, является уровень
цен. От того, каким путем регулируются
цены и тарифы: под влиянием ли государства
или спроса и предложения зависит
дальнейшая перспектива развития экономики.
До середины 1992 года в нашей стране
цены на продукцию ТЭКа регулировались
со стороны государства, в то время
как цены на остальную продукцию
были отпущены уже с начала 1992 года.
За счет того, что цены на продукцию
потребляемую ТЭКом были свободными
и непрерывно повышались, а цены
на энергоресурсы были явно занижены,
образовалась существенная разница
между ценами энергоресурсов и ценами
других отраслей. С начала 1992 года регулирование
цен осуществлялось через повышающий
коэффициент. На нефть,
газ, уголь этот коэффициент
был равен 5. На электро-
и теплоэнергию были
установлены фиксированные
цены. Ряд экономистов считали целесообразным
освободить цены на топливо и энергию
с 1 января 1992 года, чтобы избежать высокой
инфляции. Однако тогда отрасли ТЭК могли
резко повысить их цены, как это произошло
в металлургии и химико-лесном комплексе,
что привело бы к еще большей инфляции
и неплатежам. Подтверждает это и освобождение
цен на уголь с 1 июля 1993 года, когда они
выросли в 5 – 6 раз, обусловив рекордный
(на 30%) рост цен в июле. Итак, цены на нефть
были отпущены в сентябре 1992 г., а для ограничения
необоснованного их роста были введены
предельная рентабельность (50%
себестоимости по нефти
и 10-20% по нефтепродуктам) и отчисления
в фонд ценового регулирования при превышении
минимальной цены на нефть. На газ цены
устанавливались фиксированные с ежемесячной
индексацией, а на уголь – были отпущены
в 1993 году.
Большое значение в росте цен имели два основных фактора:
Общее соотношение цен на продукцию ТЭК и других отраслей за годы реформ осталось практически неизменным, хотя цены и тарифы на электроэнергию, тепло, газ для промышленности увеличились в большей степени, чем для населения, коммунально-бытовой сферы и сельского хозяйства.
В 1996 г. Была образована федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), основными функциями которой являются:
Федеральная энергетическая комиссия устанавливает тарифы:
ФЭК решает проблемы на федеральном уровне, а на региональном эту функцию выполняют Региональные энергетические комиссии (они, например, устанавливают тарифы и цены на продукцию ТЭКа, отпускаемую потребителям какого-либо региона).
Государственное
регулирование цен на энергоресурсы
оправдано, так как эластичность
энергопотребления чрезвычайно
низка, в том числе и в отраслях,
имеющих жизненно важное значение.
Поэтому полное освобождение цен
на энергоресурсы практически не
приведет к снижению их потребления,
а вызовет соответствующий рост
цен на продукцию других отраслей.
Структурная
реформа
Начавшийся
в 1992 году переход России к рыночной
экономике при одновременном
переходе от унитарного к федеративному
государственному устройству обусловил
необходимость проведения структурных
реформ в сфере естественных монополий.
В топливно-энергетическом комплексе
эти реформы охватывают электроэнергетику
и газовую промышленность. Важной
задачей в сфере энергетики
было обеспечение устойчивого
энергоснабжения потребителей, которая
была решена с помощью такого способа
формирования отраслевой структуры
капитала, при котором контрольный
пакет акций большинства
Однако,
если рассмотреть функционирование
электроэнергетики в переходный
период, можно обнаружить наличие
у нее большого количества слабых
сторон, которые в совокупности с
неблагоприятными внешними условиями
(спад производства, неплатежи и
др.) привели к снижению экономической
эффективности деятельности отрасли.
Создание и дальнейшее развитие в
России федерального (общероссийского)
оптового рынка электрической энергии
(мощности) – ФОРЭМ требует внесения
серьезных изменений в сферу
естественной монополии в
Обеспечение
надежного электроснабжения российских
потребителей с допустимо минимальными
затратами, создание благоприятных
условий для притока российских
и иностранных инвестиций в объекты
электроэнергетики невозможно без
развития конкуренции в сфере
производства энергетической энергии
и организации оптового рынка
на основе конкуренции, а также без
совершенствования