Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:51, контрольная работа
Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования успешной государственной политики в области экономики и управления.
1.Теоретическая часть
Введение
1. Теоретические аспекты ценообразования как экономической науки
1.1 Понятие цены и ценообразования
1.2 Сущность цены, ее функции и виды
1.3 Методы ценообразования
1.4 Цена и налогообложение
2.Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики и стратегии
2.1 Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы
Заключение
Список используемой литературы
2.Практическая часть
Цены классифицируют по различным видам.
По сферам товарного обслуживания:
- оптовые
цены, по которым предприятия
реализуют в больших объемах
продукцию промышленно-
- розничные
цены, по которым товары реализуются
конечному потребителю (в
- закупочные
цены, по которым государство
покупает продукцию у
- цены
и тарифы на услуги. Тарифы
могут относиться к сфере
По способу отражения транспортных расходов:
- цены
франко-отправления (на товары
ограниченного производства и
разветвленной сети
- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
По формам продаж:
- контрактные
(договорные) цены - цены фактической
договоренности между
- биржевые
котировки - это уровень цены
товара, реализуемого через биржу.
Цена биржевого товара
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные
цены, отражающие ход продаж на
аукционах (различают
По стадиям продажи:
- цены
предложения (цены продавца, или
стартовые), по которым продавец
желает продать товар. Как
- цены
спроса, по которым покупатель
заинтересован приобрести
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования:
- жестко
фиксированные (основной тип
- регулируемые
(допускаются изменения в
- свободные
(не подвержены прямому
По степени устойчивости во времени:
- твердые:
устанавливаются при
- подвижные:
зафиксированная в договоре
- скользящие:
в договоре устанавливается
- с последующей
фиксацией: в договоре
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1. Расчетные
цены, которые обосновываются
2. Справочные
цены, публикуемые в справочниках,
каталогах, периодических
3. Цены
прейскурантов и ценников. Прейскуранты
выпускаются, как правило,
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные
(внутрифирменные - для обмена
между цехами одного
- мировые
(выступают в качестве
В условиях
развитого рынка основным видом
цен являются свободные от жесткого
регулирования цены, а ценообразование
становится инструментом маркетинга.
Выработка ценовой стратегии
в первую очередь зависит от целей,
преследуемых фирмой на рынке. Это, как
правило, максимизация прибыли или
доли на рынке, достижение стабильного
положения. В процессе ценообразования
учитываются такие факторы, как
спрос (закон спроса, ценовая эластичность
спроса, психологическое восприятие
цены), полные и предельные издержки,
цены и возможности конкурентов,
влияние других участников канала товародвижения,
законодательные ограничения
В экономической литературе описано большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам. Все методы можно разделить на три большие группы: затратные методы (ориентированные на издержки производства), рыночные методы (ориентированные на конъюнктуру рынка), параметрические методы (ориентированные на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции). На мой взгляд, все они чересчур теоретизированны и насыщены математическими расчетами, что оправдано при определении себестоимости единицы продукции на производственном предприятии. В моей же курсовой речь идет о торговой фирме: и список статей расходов короче, и не стоит вопрос об удешевлении и оптимизации каких-либо сложных технологических процессов. Мне кажется уместнее говорить о двух принципиально разных подходах к ценообразованию в торговле – затратном и ценностном. Их суть можно проиллюстрировать с помощью следующих схем:
Продукт |
|
Технология |
Затраты |
Цена |
Ценность |
Покупатели |
Покупатели |
|
Ценность |
Цена |
Затраты |
Технология |
Продукт |
Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и на первый взгляд самый надежный. В его основе лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на закупку и реализацию продукции, подтвержденные первичными документами бухгалтерии. Среди основных пунктов расходов можно выделить:
На самом деле этот подход имеет принципиально неустранимый дефект. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая, собственно, и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена.
При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж. Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учёт признают, что от масштаба производства прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте объемов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, и соответственно величина средних затрат на его выпуск. Следовательно, разумный менеджер не должен вставать на путь пассивного ценообразования, когда установление цен происходит строго на основе затратного метода. Наиболее разумный подход - активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.
Если попытаться сформулировать вопросы, которые в наибольшей мере адекватны логике активного ценообразования, то они будут звучать примерно так: «Насколько нам нужно увеличить количество продаваемых товаров, чтобы при более низкой цене получить большую массу прибыли?» или «Каким количеством продаваемых товаров мы можем пожертвовать, чтобы при более высокой цене получать большую прибыль, чем раньше?».
Именно такой подход позволяет избежать серьезного дефекта затратного ценообразования слишком высоких цен на «слабых» рынках (т.е. рынках с ухудшающейся конъюнктурой) или слишком низких цен на «сильных» рынках (т.е. рынках с растущим спросом).
Однако именно затратный метод лежит в основе ценовой политики многих предприятий, доставшийся им от советской системы управления. И специалисты утверждают, что недостатки этого метода наиболее ярко проявляются в двух ситуациях: когда необходимо приспособиться к новым условиям конкуренции и когда у предприятия нет оборотных средств.
Задача же ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в том, чтобы клиенты предприятия были довольны. Такую благосклонность можно приобрести и за счет больших скидок с цен. Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объёмов продаж.
Ключ
ценностного метода—
Естественно, что решение этой задачи, как правило, зависит от влияния и третьей стороны – других предприятий, конкурирующих на этом рынке. Поэтому в идеале ценовая политика предприятия рождается и совершенствуется в итоге постоянного сотрудничества бухгалтеров, финансистов, маркетологов, менеджеров и сотрудников информационных служб, изучающих рыночную ситуацию. В этих условиях процедура разработки ценовой политики предприятия должна быть построена с учётом сведения воедино различных факторов, способных влиять на условия сбыта и прибыльность предприятия при тех или иных вариантах цен на реализуемые изделия.