Ценообразование и ценовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования успешной государственной политики в области экономики и управления.

Содержание

1.Теоретическая часть
Введение
1. Теоретические аспекты ценообразования как экономической науки
1.1 Понятие цены и ценообразования
1.2 Сущность цены, ее функции и виды
1.3 Методы ценообразования
1.4 Цена и налогообложение
2.Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики и стратегии
2.1 Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы
Заключение
Список используемой литературы
2.Практическая часть

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации.docx

— 55.05 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Российской Федерации

Сибирская Государственная  Геодезическая Академия

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Ценообразование»

На тему «Ценообразование и ценовая политика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

Содержание

1.Теоретическая часть

Введение

1. Теоретические  аспекты ценообразования как  экономической науки

1.1 Понятие цены и ценообразования

    1. Сущность цены, ее функции и виды
    2. Методы ценообразования
    3. Цена и налогообложение
2.Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики и стратегии

2.1 Ценовая политика и  ценовая стратегия фирмы

Заключение

Список используемой литературы

2.Практическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цены и  ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом.

В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию валового внутреннего  продукта и национального дохода.

Важная  роль цен в экономической жизни  определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние  на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и  предпринимательских структур, и  домашних хозяйств, и народного хозяйства  в целом. Цены определяют эффективность  внешнеэкономической деятельности.

Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений.

Цены  являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Овладение  современной методологией ценообразования  с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования успешной государственной политики в области экономики и управления.

 

 

1. Теоретические аспекты ценообразования  как экономической науки

 

    1. Понятие цены и ценообразования

Цена - сумма  денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сложная  экономическая категория. В ней  сфокусированы практически все  основные экономические отношения  в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредует все товарно-денежные отношения.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия  на экономику вообще и на уровень  жизни в частности намного  меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный  блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее  на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное  ценообразование - формирование цен  государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования  в основу формирования цены ложатся  издержки производства и обращения.

Перед всеми  коммерческими и многими некоммерческими  организациями в качестве одной  из основных встает проблема определения  цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению  цен на новые и уже выпускаемые  изделия, оказываемые услуги с целью  увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая  политика выступают одной из главных  составляющим маркетинга фирмы.

Цены  находятся в тесной зависимости  от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят  достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая  политика оказывает многоплановое  воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой  политики заключается в том, чтобы  устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости  от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли  и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему с помощью применения различных методов ценообразования.

 

1.2 Сущность цены, ее функции и виды

Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную  способность рубля, оборачиваемость  товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.

Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

Цена - это  главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто  ведет к росту привлекательности  инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок  труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Еще один способ проникновения в суть цен  состоит в изучении их функций, характеризующих  роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что  функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма  в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной  функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в  материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду  с учетом цена как измеритель может  быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных  функций цен вытекает возможность  их использования в качестве инструмента  регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены —  это основной инструмент уравновешивания  спроса и предложения, увязывающий  денежный запрос производителя или  продавца товаров на их оплату с  ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования  и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о  функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует  выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие  функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые  государством цены малоэффективным  средством балансирования доходов  и расходов, а в более широком  плане — регулирования экономики.

Цена  может выполнять распределительную  функцию, заключающуюся в возможности  за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение  товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в  малоразвитые отрасли и области  производства за счет оттока средств  из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая  функция использовалась государством для воздействия на структуру  производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые  или розничные цены, государство  тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных  людей. Благодаря этому советская  номенклатура приобретала блага  для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных  закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной  поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что  для них как для продавцов  действуют завышенные цены, а как  для покупателей — заниженные. Тем самым, правда, создаются перекосы, искажаются экономические отношения  между хозяйствующими субъектами, возникают  конфликты и на экономической, и  на социальной почве.

Цена  выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления  благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи. Социальная реакция людей  на уровень цен и его изменение  чувствительна и высока. В бытовом  восприятии розничных цен на потребительские  товары и услуги люди считают, что  рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду  с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства  страны, цены выполняют внешнеэкономические  функции, выступая в роли инструмента  торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в  рыночной, так и в нерыночной экономике  цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого  влияния пролегает через желание  производителя увеличивать доход  и прибыль, которые непосредственно  связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между  проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится  повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен  в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.

Информация о работе Ценообразование и ценовая политика