Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать механизм ценообразования на предприятиях общественного питания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать теоретическое обоснование ценообразования на предприятиях питания, рассмотреть сущность, структуру, функции и значение цены на предприятиях питания;
проанализировать механизм ценообразования на предприятии питания;
предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ………………….4
1.1. Сущность, функции, задачи и факторы цены и ценообразования……..4
1.2. Стратегии ценообразования……………………………………………….6
1.3. Методы ценообразования………………………………………………….10
1.4. Система цен в народном хозяйстве………………………………………16
1.5. Процесс ценообразования в общественном питании…………………..17
2. ЦЕНООБРАЗОВАНЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «ОДОН»………………………………………………………..20
2.1. Краткая характеристика ресторана “Одон”…………………………….20
2.2. Издержки предприятий общественного питания……………………….20
2.3. Структура продажной цены на готовую продукцию ресторана……...23
2.4. Порядок включения в калькуляцию кондиционного сырья…………..28
3. ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР МЕТОДА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………35
2.1. Правила взаимозаменяемости сырья и продуктов………………………40
2.2. Правила проведения контрольных проработок…………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..47
Оптовая цена предприятия имеет следующую структуру: себестоимость продукции + прибыль предприятия + надбавка к цене + НДС.
Оптовая
цена промышленности – это та цена,
по которой оптовые посредники реализуют
продукцию розничным
Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию крупными объёмами государству или коммерческим предприятиям.
Розничные
цены – это цены, по которым товары
или услуги реализуются конечному
потребителю (населению). При этом товар
заканчивает своё пребывание в каналах
обращения и переходит в сферу
личного потребления. Розничная
цена на товары народного потребления
имеет следующую структуру: оптовая
цена промышленности + торговая надбавка
+ НДС. Цены на продукцию предприятия
общественного питания, на гостиничные
услуги, на туристические продукты
относятся к разновидности
1.5. Процесс ценообразования в общественном питании
Процесс ценообразования в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой деятельности отрасли. Как правило, в основе цены на продукцию или услугу лежит себестоимость на производство данной продукции или услуги. Но в общественном питании себестоимость единицы продукции не рассчитывается, так как по товарному учёту не имеется издержек. Поэтому на продукцию предприятий общественного питания устанавливается сразу продажная цена на изделие, которая и выступает как розничная цена. Продажная цена на единицу изделия в предприятиях общественного питания устанавливается с помощью калькуляции. При этом калькуляция может осуществляться ежедневно. Это связано с неоднородностью состава сырья и продуктов, которые используют для приготовления блюд, с широким ассортиментом данного сырья и т.д. В основе калькуляции продажной цены лежит выбор калькуляционной единицы. В зависимости от выбора этой единицы в предприятиях общественного питания могут применять два метода расчета продажных цен на единицу изделия:
Наиболее широко в предприятиях общественного питания применяется первый способ ценообразования. Калькуляция продажной цены осуществляется в расчете на 100 порций и методика расчета следующая:
Цены на блюда в предприятиях общественного питания могут устанавливаться и другими способами. В частности, цены на блюда в ресторанах, например, определенного класса устанавливаются на основе заданных пропорций между основными элементами цены.
2. ЦЕНООБРАЗОВАНЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «ОДОН»
Гостиница “Одон” успешно работает на рынке услуг г. Улан-Удэ с 1970 года. Одноименный ресторан работает со времени открытия гостиницы. Со времен 1970 года гостиница перенесла множество модернизаций и расширений, как и ресторан “Одон”. На данное время ресторан имеет 120 мест (45 столов).
Обслуживающий персонал
Ресторан предлагает своим
2.2. Издержки предприятий общественного питания
Расширение межгосударственных связей в экономической, социальной и культурной сферах, активизация туристической деятельности предполагают расширение и модернизацию гостиничного и ресторанного хозяйства и повышения качества обслуживания клиентов.
Переход предприятий ресторанного хозяйства к рыночной экономике повышает их ответственность в формировании достоверных цен на сырьё, продукты и покупные товары и розничных цен на продукцию собственного производства. При этом предприятия руководствуются действующими нормативными документами. Цены на продукцию общественного питания относятся к системе розничных цен, но методика и порядок их определения отличаются от ценообразования на продовольственные и промышленные товары, реализуемые в торговле. Это обусловлено особенностями предприятий ресторанного хозяйства, спецификой их продукции и формирования затрат. Так, предприятия ресторанного хозяйства одновременно осуществляют производство, организацию потребления и реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (хлеб, батоны, булочные изделия, кондитерские изделия в промышленной упаковке, мороженное фасованное, сырки твороженные и глазированные, спички, табачные изделия и др.).
В отличие
от других отраслей материального производства,
издержки производства в ресторанном
хозяйстве формируются без
Рисунок 1. Формирование издержек общественного питания.
На этом рисунке отражены присущие отрасли стадии процесса воспроизводства (производство, обмен и потребление) и обособление издержек производства от затрат на сырьё, продукты и полуфабрикаты.
В состав издержек производства включаются только затраты, связанные с производством собственной продукции (затраты на транспортировку и хранения сырья и полуфабрикатов; заработная плата работников производства; расходы на топливо и электроэнергию для производственных нужд; амортизация основных производственных фондов и др.).
Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (оплата труда буфетчиков, продавцов, барменов; расходы на транспортировку покупных товаров; амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.) и затраты на организацию потребления (заработная плата официантов, гардеробщиков, уборщиков обеденных залов; расходы по содержанию помещений и оборудования обеденных залов, износу столовой посуды и т.д.).
Однако
в практике учёта и планирования
весьма трудно разграничить эти издержки,
поскольку многие работники отрасли
выполняют одновременно различные
функции. Поэтому на предприятиях общественного
питания определяются совокупные издержки,
связанные с производством, реализацией
продукции и покупных товаров
и обслуживанием потребителей. В
силу этого показатель себестоимости
продукции не учитывается, не планируется,
не калькулируется. Это обстоятельство
обуславливает отличия в
Особенностью
ценообразования в ресторанах является
также применение разных цен на продукты,
поступающие на предприятия из различных
источников. Продукты могут быть закуплены
непосредственно у предприятий
изготовителей (по свободным отпускным
ценам), в розничной торговой сети,
на колхозных рынках и у населения.
В этой связи на предприятиях общественного
питания, обслуживающих население,
сырьё включается в калькуляцию
по розничным ценам, которые образуются
из отпускных цен предприятий-
Отдельные
виды сырья, используемого при
Аналогично определяется розничная цена за 1 кг горошка или консервированной кукурузы. Поскольку в калькуляцию розничной цены блюд эти продукты включаются по массе нетто, то определяется цена за 1 кг горошка (кукурузы) без маринада, рассола. Так, например, закуплена консервированная кукуруза (производства Венгрии) по цене 1400 р. за банку. На банке указана масса брутто – 340 г., масса нетто – 285 г. Розничная цена за 1 кг. консервированной кукурузы составит 4912 р. (1400 р./285 кг.). При поступлении таких же продуктов отечественного производства в таблице Сборника рецептур «Расчет расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий» указан процент отходов и потерь на маринад, что позволяет определить массу нетто продукта и рассчитать розничную цену за 1 кг. чистого веса.
Таким образом,
цены на продукцию собственного производства
(розничные цены) в ресторанах, кафе
складываются из стоимости сырья
по свободным рыночным ценам, ценам
приобретения и наценки. Сущность и
порядок ценообразования в
Рисунок 2. Сущность и порядок ценообразования в ресторанах, кафе, барах.
Таким образом,
цены на продукцию общественного
питания складываются из стоимости
сырья по свободным розничным
ценам и ценам приобретения и
наценок, предназначенных, наряду с
торговыми надбавками, возмещать
затраты предприятий по производству,
реализации и организации потребления
произведенной продукции и
Ресторан “Одон” является рестораном первой категории, т.к. в нашем ресторане высокий уровень обслуживания, но спектр услуг менее обширен, чем в ресторанах высшей категории.
Каждое предприятие должно иметь документ о принадлежности к категории (приложение к лицензии на торгово-производственную деятельность). Предельные размеры наценок на продукцию собственного производства установлены в процентах к стоимости их набора по розничным ценам и составляют: 1) На предприятии категории люкс – 250; 2) Высшей категории – 200; 3) Первой категории – 150; 4) Второй категории – 70; 5) Третьей категории – 40.
На блюда, реализуемые в обеденное время (по отдельному меню) на предприятиях люкс, высшей и первой категории, размер наценки составляет 70 %.
Конкретные размеры наценок, но не выше предельных, утверждаются руководителями предприятий (ресторанов, кафе и др.).
Продажные цены на полуфабрикаты, кулинарные, булочные и кондитерские изделия, напитки собственного производства для реализации их в розничных торговых предприятий определяются с применением предельных наценок к розничным ценам в процентах:
Информация о работе Ценообразоване в общественном питании на примере ресторана