Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:49, курсовая работа
Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.
Введение
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
1. Зачем нужно государственное регулирование?…………………………5
2. Цели и формы государственного регулирования экономики………….6
3. Задачи государственного регулирования………………………………..7
4. Объекты государственного регулирования……………………………...9
5. Инструменты государственного регулирования………………………..10
2. Методы государственного регулирования
1. Функции. Экономические и административные методы……………….11
2. Различия методов государственного регулирования……………………12
3. Косвенные методы государственного регулирования…………………..12
4. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики………13
3. Программы государственного регулирования.
1. Государственное экономическое программирование………………….15
2. Границы и эффективность государственного регулирования…………15
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного регулирования……………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………
3.2. Границы и эффективность государственного регулирования
В процессе своего развития государственное регулирование прошло несколько этапов. а) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях. б) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены. в) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности. г) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности. д) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования. е) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.
На масштабы,
инструменты и эффективность
государственного регулирования решающее
воздействие оказали задачи, вставшие
перед экономикой отдельных стран,
материальные возможности государства,
отраженные в доле перераспределяемого
им ВВП и в абсолютных размерах
средств, накапливаемый опыт и успехи
в научных разработках проблем
государственного экономического программирования
в условиях рыночного хозяйства.
Наряду с общетеоретическими работами
со второй половины 60-х годов в развитых
странах стало публиковаться все больше
конкретных прикладных исследований,
посвященные количественному анализу
последствий мер государственного регулирования.
Активизировалось и сотрудничество ученых
с правительственными органами, ответственные
за принятие экономико- политических решений.
Характер и направление научных исследований
в области государственного регулирования
экономики за последние три-четыре десятилетия
претерпели существенные изменения. Если
в начале 50-х годов обсуждался вопрос:
«Регулировать или не регулировать экономику?»,
то позднее - «Какова должна быть степень
этого регулирования? С какими целями,
в каких направлениях и какими средствами
надо регулировать?». Однако возможности
государственного регулирования не безграничны.
Экономической основой государственного
регулирования является часть ВВП, перераспределяемая
через государственный бюджет и внебюджетные
фонды, и государственная собственность.
Эффективность государственного экономического
программирования при прочих равных условиях
тем выше, чем выше государственные доходы,
чем большая доля ВВП перераспределяется
государством, чем большую роль в экономике
играет государственный сектор.
Но у государственных доходов и у государственного
сектора есть относительные границы роста.
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного регулирования
На путь объединения
и централизации функций
В условиях централизованной
системы значительную часть работы,
связанной с прогнозированием, маркетингом,
планированием производства и сбыта
продукции, материально-техническим
обеспечением предприятий, ценообразованием,
разработкой технической
Но эта работа, выполненная специализированной
организацией, обойдется для них в несколько
раз дешевле, нежели выполнять ее собственным
силами.
Централизованная
система в Советском Союзе
оказывала постоянное давление на предприятие,
заставляя его быть не пассивным
исполнителем, а инициатором всех
взаимоотношений с управляющими
государственными органами.
В противном случае предприятие теряло
возможность защищать собственные интересы
и неизбежно попадало в разряд плохо работающих,
за что непременно наказывались его руководители.
Затраты на управление
и расходы на подготовку производства,
а также перемещение
Например, в I988 г. на предприятиях Рима, связанных с производством и обменом, рабочие составляли 38 % всей численности персонала, служащие – 49 %, а инженеры и администраторы - 13 %. В том же году на производственных предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персонала, а служащие, инженеры, администраторы вместе взятые - 28%.
В 1989 г. из 112 млн. человек экономически активного населения США управленческий персонал составил 51,3 млн. человек, в том числе в частном секторе - 41,4 млн. человек. В СССР из 139 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, в управленческом аппарате в том же году было занято 14,9 млн. человек; из них на предприятиях и в организациях народного хозяйства — 13,2 млн. человек. В связи с этим доля непроизводственных затрат, которые оплачивает потребитель в США, в несколько раз выше, чем это было в централизованной экономике СССР.
Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.
Советскую экономику
в прошлом удушало не государственное
управление.
Наоборот, оно способствовало ее развитию.
Удушала деструктивная безраздельная
власть коммунистического партаппарата,
«отсасывающего» из экономики для решения
своих идеологических задач (развитие
оборонного комплекса, «помощь Друзьям»
и «подготовка мировой революции») до
50 % доходов государства. Вряд ли правомерно
ожидать положительных результатов на
базе неуправляемого рынка в условиях
России до тех пор, пока не будет создана
необходимая для этого централизованно
регулируемая управленческая, посредническая
и прочая инфраструктура, которая заменит
ныне полностью децентрализованную систему
и, разумеется, потребует существенного
изменения структуры управления экономикой
страны.
Расчеты показывают,
что в прошлом при условии
сохранения в России централизованного
управления экономикой для налаживания
нормального ритма работы предприятий
требовалось отстранить от власти компартию
и вовлечь в систему
Заключение
В данной курсовой
работе мною освещены такие темы, как:
понятие государственного регулирования
экономики, цели, задачи и формы, подробно
рассмотрены объекты и
Мною были сделаны следующие выводы.
Экономика страны
— это сотни миллионов
Только при
условии рационального
Важна регулирующая
роль государства в организации
внешнеэкономической
Важнейшая экономическая
задача государственных органов - обеспечить
условия разработки и реализации
государственной инвестиционной и
научно- технической политики в стране,
способствующей техническому перевооружению
производства и повышению
Государство берет на себя функции предпринимательства
в основном не только и не столько ради
регулирования рыночных отношений. Государственные
органы признаны решать те задачи, которые
неуправляемый рынок решить не способен.
Государство должно установить порядок,
при котором предприниматели, действуя
в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы
делать именно то, что выгодно не только
им самим, но и обществу в целом. Речь идет
о таком порядке, который учитывал бы общие
потребности и закономерности рынка в
реальных социально-экономических условиях
страны. При этом самостоятельность субъектов
рынка сочеталась бы с интересами общества.
Таким образом, государство превращается
в главный координирующий центр всей хозяйственной
системы, обеспечивающий нормальную продуктивную
работу входящих в систему субъектов.
Государство, исходя из своих социальных,
политических, экономических и других
интересов, должно ставить цели перед
бизнесом и стимулировать его в достижении
этих целей. Оно очень поможет бизнесу,
если сформулирует государственную политику
в отношении развитии бизнеса. Необходимо,
во-первых, сформулировать принципы отношения
государства к бизнесу и отразить их в
законодательной и нормативной базе, во-вторых,
установить государственные социально-экономические
приоритеты и, в-третьих, создать государственную
инфраструктуру, способствующую деятельности
бизнеса.
Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.
На государство возлагаются следующие основные задачи: создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.
Объекты государственного
регулирования экономики
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются друг от друга. Административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее.
Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета.
Высшей формой
государственного регулирования является
государственное экономическое
программирование. Его задача –
комплексное использование в
глобальных целях всех элементов
государственного регулирования экономики.
Программы разрабатываются специальным
государственным органом или министерствами
экономики и финансов. Как правило, программы
обеспечивают социально-экономическое
развитие в желательном направлении.
Программирование позволяет использовать
все средства государственного регулирования
и избежать противоречивости и несогласованности
регулирующих мероприятий отдельных государственных
органов.
Современные рыночные
отношения промышленно развитых
стран, учитывая высокий технический
уровень производства, объективно требуют
опоры на государственные методы
регулирования. И очевидно, что роль
государства в управлении экономикой
по всем мире с каждым годом будет
повышаться.
Информация о работе Цели и методы государственного регулирования цен