Цели и методы государственного регулирования цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Содержание

Введение
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
1. Зачем нужно государственное регулирование?…………………………5
2. Цели и формы государственного регулирования экономики………….6
3. Задачи государственного регулирования………………………………..7
4. Объекты государственного регулирования……………………………...9
5. Инструменты государственного регулирования………………………..10
2. Методы государственного регулирования
1. Функции. Экономические и административные методы……………….11
2. Различия методов государственного регулирования……………………12
3. Косвенные методы государственного регулирования…………………..12
4. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики………13
3. Программы государственного регулирования.
1. Государственное экономическое программирование………………….15
2. Границы и эффективность государственного регулирования…………15
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного регулирования……………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Цели и методы государственного регулирования цен. 1.docx

— 55.24 Кб (Скачать)

Кроме экологических  есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением  всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще  одну, третью область административного  регулирования. Четвертая область  – определение и поддержание  минимально допустимых параметров жизни  населения. Имеется в виду пособия  по безработице, выплаты многодетным  семьям, гарантированный минимум  заработной платы и т.п. Административные приемы оказываются полезными и  тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных  связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или  государственный контроль над импортом капитала. 
Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно  весьма обширно. Они давно стали  неотъемлемой частью хозяйственного механизма  и ничуть не мешают повышению эффективности  производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует  о том, что администрирование  опасно не само по себе. Оно наносит  ущерб лишь тогда, когда не имеет  экономического обоснования.

2.2. Различия методов государственного регулирования

В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые  соответствуют конкретным условиям того или иного государства. В  России с ее огромным пространством, разнообразием природно-климатических  условий и народных традиций, очевидно, допустимы некоторые различия управления даже в рамках отдельных территорий. По отдельным видам продукции  и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынуждены сотрудничать с крупнейшими  корпорациями. Такое сотрудничество установилось и в России, в частности, между государственными органами всех уровней и крупнейшими объединениями  в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.

Исполняя регулирующую роль, последние десятилетия государственные  органы Японии и США также действуют  в основном совместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они  определяют: а) объем необходимых  инвестиций, их направление и структуру; б) технический уровень, а также  объем и пропорции выпуска

важнейших видов  продукции, ее конкурентоспособность; в) уровень заработной платы и  некоторые другие виды деятельности предприятий.

Намеченные общенациональные задачи решаются в основном с помощью  экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий, программ, квот и  др.

Например, в странах  Западной Европы, а также африканского и азиатского континентов, нередко  наблюдается прямое вмешательство  государственных органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной  Корее, Тайване, 
Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.

2.3. Косвенные методы  государственного  регулирования экономики

Примером либерального косвенного государственного регулирования  рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия и Великобритания не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой.

В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который  предписывает ТПП те или иные функции  или определяет, какую именно территорию им охватывать. 
Торгово-промышленные палаты не получают финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. 
Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия и степени участия государственных органов между системами организации ТПП в Германии и 
Великобритании, между ними много общего.

Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который  отражает пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные  акты местного, национального и общеевропейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и информирует о полученных результатах  членов ТПП, оказывает правовую помощь. 
Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов.

В середине 1980-х  годов специалисты европейских  стран пришли к выводу о необходимости  централизации помощи развитию бизнеса  не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют  необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными  центрами ставится задача - оказать  содействие средним и мелким фирмам. Для этого были созданы Европейский  информационный центр (ЕИЦ) и сеть его  отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах  Европы, соединенных электронной  связью. Европейский информационный центр получает 
25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных услуг.

Очевидно, что  структуры, аналогичные ТПП, нужны  и в России. Их можно было бы создать  на базе бывшего Госснаба СССР. Об этом должны заботиться не только государственные органы, но и сами предприятия, и специалисты.

2.4. Случаи вмешательства  государства в регулирование экономики

Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо в случаях, когда имеют  место так называемые «провалы»  рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное  ценообразование неуместны, не достигают  цели или не дают удовлетворительного  решения экономических и социальных проблем.

Составляемые  государством социальные программы  призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия  многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование  и медицинское обслуживание.

К "провалам" рынка относят и некоторые  макроэкономические проблемы: обшее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике.

Несовершенства  рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и  налоговой политикой.

Рынки выступают  наиболее эффективной системой организации  взаимосвязей между субъектами хозяйственной  деятельности. Эта система способна функционировать при наличии  определенных условии, формируемых государством.

К ним относятся: а) законодательное определение  прав собственности; б) защита свободы  индивидуального выбора людьми той  или иной формы предпринимательской  деятельности, разрешенной законом; в) гарантия приоритетов личных интересов  и экономической мотивации; г) использование  конкурентного механизма цен, прибылей и убытков; д) ограничение монопольных тенденций в экономике.

Государство должно вмешиваться в экономику в  том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут  быть позитивными и негативными.

Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных  явлений и тенденций в различных  сферах экономики, которые могут  отрицательно повлиять на предпринимательскую  деятельность и экономику страны в целом. 
Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для  вмешательства государства могут  быть: а) требования национальной безопасности; б) социальная напряженность в обществе; в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий  уровень безработицы, структурная  несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной  продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.); г) ухудшение состояния  окружающей среды.

Признаки условий  и предпосылок для оценки их качественного  состояния.

Безработица. Она  является неотъемлемым элементом рыночной экономики. 
Естественный уровень безработицы - 4 - 6 % от численности рабочей силы. 
Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии. 
Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень, то есть когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция - это  повышение общего уровня цен на товары и услуги. 
Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. До определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества.

Государство должно отслеживать этот процесс, чтобы  инфляция не могла выйти из-под  его контроля. Меры, принимаемые  государством, зависят от уровня инфляции. Различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. 
Умеренная инфляция, когда цены растут менее 10 % в год, галопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 % до 200 % в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противо-инфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит - это превышение расходов государства над его  доходами. Государство должно стремиться к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В ее качестве выступает  доля дефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины данного критерия.

3. Программы государственного регулирования

3.1. Государственное экономическое программирование

Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое  программирование. Его задача –  комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики. 
По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно- стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. 
Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

Информация о работе Цели и методы государственного регулирования цен