Законодательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательный процесс в Российской Федерации
Заключение

Работа содержит 1 файл

ПРАВО.docx

— 77.86 Кб (Скачать)
  1. Признаки  брака.
 

       Обычно  выделяют признаки, относящиеся прежде всего к отношениям супружества.22 Однако некоторые признаки являются общими и для соглашения о вступлении в брак и для отношений супружества.

               Российское законодательство признает только моногамный брак, то есть единобрачный союз мужчины и женщины. Законодательство России не признает супружескими отношениями союзы, основанные, на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих  в обществе религиозных и иных представлений. Правовые системы  современности обычно признают одну модель брака: моногамную —  страны континентальной и англо-американской системы, полигамную  — страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что  многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных  меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола,23 что противоречит самой природе брака.

       Российское  семейное законодательство устанавливает  принцип свободы брака. Это означает, что вступление в брак, равно как его расторжение, основаны на свободном и добровольном волеизъявлении сторон. Брак, совершенный под физическим или психическим принуждением либо основанный на пережитках местных обычаев, не признается государством и может быть признан недействительным.

       Равенство сторон как один из предметных признаков гражданских отношений проявляется и в браке. Брак — равноправный союз мужчины и женщины. В отличие от раннефеодального законодательства  России, когда принципом брака являлась власть мужа над женой, уже к концу XIX в. в российском законодательстве закрепляется принцип равенства мужа и жены в брачных отношениях. Хотя власть мужа и признается в большинстве мусульманских стран, однако права жены или жен в них также законодательно закреплены и защищаемы, что фактически и в этих странах уравнивает жену и мужа в брачном отношении.

       В соответствии с п. 4 ст. 1 СК запрещаются  любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

       Отношения супружества не могут устанавливаться  на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное отношение устанавливается без определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. В том случае, когда установление супружеских отношений преследует конкретную цель, например рождение ребенка, брак может быть признан недействительным. Поскольку цель брака — создание семьи, рождение и воспитание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.

       Рождение  и воспитание детей также может рассматриваться в качестве одного из признаков брака. Хотя нередки и бездетные браки, однако одной из основных целей брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отношений между родителями, по крайней мере, в целях защиты интересов ребенка.

       Одним из основных признаков брака в  любой правовой системе является его совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом. Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для отнесения складывающихся отношений к супружеским.

                 Браки могут совершаться  по религиозным обрядам либо по светским правилам. Выбор той или иной формы регистрации брака основывается на традициях и степени влияния религии. Российское законодательство признает исключительно брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 СК). Многие лица, вступающие в брак, наряду с государственной регистрацией брака в органах загса оформляют свои отношения и по религиозному обряду. Большинство конфессий, действующих на территории России, допускают возможность совершения религиозного обряда только после регистрации брака в органах загса. Тем самым религиозная процедура в принципе не оказывает влияния на судьбу брака. Исключение составляют случаи, когда законодательство России признает регистрацию брака, совершенную по религиозным обрядам на временно оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (п. 7 ст. 169 СК). СК не содержит указаний на признание юридической силы за религиозными браками, заключенными до принятия первого советского декрета “О гражданском браке” от 18 декабря 1917 г. и образования органов загса, однако юридическая сила за такими браками сохраняется, поскольку прямое указание об этом содержалось в ранее действовавшем законодательстве.24 Признание допустимости регистрации брака по религиозному обряду относится и к бракам, совершенным между гражданином России и иностранным гражданином за пределами Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены (п. 1 ст. 158 СК, п. 2 ст. 2 Закона РФ “Об актах гражданского состояния” от 15 ноября 1997 г.). Так, если брак совершен вне пределов России в государстве, признающем регистрацию брака по религиозному обряду, например в США, то такой брак признается действительным и в России при отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК). 

  1. Фактический брак.
 

       Фактическим браком именуются отношения между  состоящими в них лицами, удовлетворяющие  всем требованиям и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в  установленном законом порядке. Фактический брак не может породить тех. правовых последствий, которые  возникают из зарегистрированного  брака. Никакой законодательный  запрет не может исключить из обычной жизни внебрачные связи длительного характера, которые сами стороны, желая того или нет, признают фактическим браком. Законодательства многих европейских стран и США не проводят жестких различий между зарегистрированным и фактическим браком в части порождаемых ими последствий. Например, в Шотландии признаются равнозначными и гражданская и религиозная церемония бракосочетания, признается также действительным брак, возникший вследствие фактического совместного проживания.25 В России молодые пары не всегда спешат узаконить свои отношения, предпочитая лучше узнать друг друга, присмотреться к поведению своего избранника в повседневной жизни и лишь впоследствии либо зарегистрировать брак, либо отказаться от его регистрации. Общественная мораль в отношении фактических браков также претерпела определенные изменения, все более и более смягчая ту нетерпимость в отношении фактических браков, которая господствовала в 70—80-е годы. Тем не менее законодательство России жестко стоит на позиции признания юридической силы только за браком, зарегистрированным в органах загса.

       Единственным  исключением является правило, установленное  Указом Президиума Верховного Совета СССР “О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов” от 10 ноября 1944 г.26 Прежнее законодательство признавало на территории Советского Союза юридическую силу и за фактическими брачными отношениями. С момента издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.27 утратили юридическое значение даже продолжающиеся брачные связи. В соответствии с требованиями п. 19 Указа от 8 июля 1944 г. единственным способом юридического признания фактического брака стала регистрация фактического брака в органах загса с указанием срока совместной жизни. Так, если фактические брачные отношения сложились в 1937 г., то для того, чтобы они порождали правовые последствия после 8 июля 1944 г., они должны быть зарегистрированы в органах загса. Указ от 8 июля 1944 г. не предусматривал возможности признания какого-либо значения за фактическими браками, возникающими после его издания. Так, если стороны регистрируют фактические брачные отношения в настоящее время, то они приобретают права и обязанности супругов исключительно с момента регистрации брака в органах загса независимо от срока состояния в фактическом браке. Между тем зарегистрировать можно было лишь такой брак, в котором оба супруга имели возможность явиться в органы загса, однако война внесла существенные коррективы в жизнь людей. Вследствие гибели или пропажи без вести одного из супругов органы загса нередко не могли принять решение о регистрации фактического брака. Поэтому 10 ноября 1944 г. и вышел в свет Указ, устанавливающий иной порядок признания юридического значения за фактическими брачными отношениями. В соответствии с Указом, если фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., не могут быть зарегистрированы согласно ст. 19 Указа вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, — другая сторона имеет право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства (ст. 11 и 12 КЗоБСО РСФСР 1926 г.).

       Подчеркнем  еще раз, что с 8 июля 1944 г. законодатель признал имеющим юридическую  силу на территории Советского Союза  только брак, зарегистрированный в  органах загса. Указ от 10 ноября 1944 г. не внес изменений в это правило, определив лишь порядок признания  отношений, сложившихся до издания  Указа от 8 июля 1944 г., которые не могут  быть зарегистрированы в органах  загса. Если первоначально возможность  судебного признания фактических  брачных отношений допускалась  только в отношении лиц, погибших или пропавших без вести на фронте, то в дальнейшем судебная практика пошла по пути расширительного толкования Указа, распространив его и на отношения, когда смерть или пропажа одного из супругов произошла хотя и после войны, но фактические брачные отношения, возникшие до 8 июля 1944 г., продолжались до момента смерти супруга, и объективные обстоятельства (тяжкая болезнь и другие обстоятельства, препятствовавшие регистрации брака) не дали возможности супругам впоследствии зарегистрировать брак.28 Хотя в настоящее время лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г.,       остается все меньше и меньше, необходимость юридического признания таких отношений полностью не снимается.29 Факт состояния в браке, порождающем правовые последствия, может оказывать влияние и на отношения, не связанные непосредственно с регистрацией брака. Так, при определении круга наследников, состава наследственного имущества в судебной практике нередки случаи установления факта состояния в брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г. 

       6. Последствия фактического  брака. 

       Фактический брак не порождает тех же последствий, что и зарегистрированный брак. В  то же время отношения, возникающие  в таком браке, не являются юридически безразличными. В соответствии с  общим правилом зарегистрированный в установленном порядке брак порождает режим общей совместной собственности супругов, если брачным договором не установлен иной режим супружеского имущества (ст. 33 СК). При фактическом же  браке режим общей совместной собственности применяться не может. Супруги, являясь субъектами гражданского права, вправе вступать в гражданские отношения независимо от состояния в зарегистрированном или фактическом браке. Различие основано на том, что состояние в зарегистрированном браке презюмирует распространение на совместно нажитое имущество правового режима общей совместной собственности супругов. В фактическом браке имущественные отношения супругов могут регулироваться только нормами гражданского законодательства об общей долевой собственности, что подчеркнуто в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. “О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР” (в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6); спор о разделе имущества лиц, состоящих в семейных отношениях без регистрации брака, должен решаться в соответствии со ст. 252 ПС, при этом должна учитываться степень участия этих лиц средствами и личным трудом в приобретении имущества.

       В сфере личных неимущественных отношений  между супругами фактический  брак не порождает никаких правовых последствий. Однако в области отношений морально-этических, нравственных отношения фактического брака приравниваются к состоянию в зарегистрированном браке. По смыслу п. 1 ст. 51 Конституции РФ правило об освобождении гражданина от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, должно было бы применяться и в отношении фактических супругов. Действительно, в сфере личных отношений фактический брак и зарегистрированный брак не могут иметь сколько-нибудь существенных различий, отрицание этого факта привело бы к тому, что обязанность давать свидетельские показания может быть возложена и на лиц, состоящих в фактических брачных отношениях на протяжении десятилетий, что противоречило бы гарантиям, установленным в Конституции РФ.

       В отношениях, связанных с рождением  и воспитанием детей, права детей  защищаются независимо от того, состоят  ли родители в зарегистрированном или  фактическом браке. Однако обязанность  по содержанию и воспитанию детей  может быть возложена на супруга, состоящего в фактическом браке, только в случае установления происхождения  детей в порядке, предусмотренном  законом (ст. 48, 49 СК). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     1. Брак - это союз, не сделка, не договор,  а именно союз женщины и  мужчины, основанный на моногамной  связи. Это единобрачный союз  в отличии от полигамных браков, которые еще сохраняются в  некоторых странах, где господствует  мусульманская религия, допускающая  многоженство.

     2. Брак - это свободный союз.  Вступление  в брак свободно и добровольно.  Свободно и расторжение брака.

     3. Брак - это равноправный союз женщины  и мужчины. Они равноправны  между собой,  как  в отношении  личных прав (фамилия,  местожительство,  выбор профессии,  воспитание  детей), так и в отношении имущества  нажитого совместным трудом во  время брака.

     4. Брак это в принципе пожизненный  союз. Пожизненность брака обусловлена  его целями - создание семьи, рождение  и воспитание детей. Взаимной  моральной и материальной поддержки.  Эти цели расчитаны  на  всю  жизнь.

Информация о работе Законодательный процесс