Законодательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательный процесс в Российской Федерации
Заключение

Работа содержит 1 файл

ПРАВО.docx

— 77.86 Кб (Скачать)

     Если  при повторном рассмотрении федеральною  закона, отклоненного верхней палатой, ГД не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее  принятой редакции. В этом случае закон  считается принятым, если за него проголосовало  не менее 2/3 от общего числа депутатов. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования.

     Согласно  Конституции РФ, если Президент в  течение 14 дней с момента поступления  федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает  данный закон.

     Законы, возвращенные главой государства для  повторного рассмотрения, направляются Советом Государственной Думы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет  или комиссия может рекомендовать  Думе одобрить закон в ранее принятой редакции, одобрить его в редакции, предложенной Президентом, согласиться  с отдельными изменениями или  же согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного  закона. Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня  заседания нижней палаты в первоочередном порядке.

     Закон считается принятым, если за него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые два решения не приняты, то проходит голосование по отдельным  разделам, главам, статьям, их частям и  пунктам в редакции, предложенной Президентом. Считается, что решение  по отдельному предложению принято, если 2/3 от общего числа представителей нижней палаты проголосовали за него. Если при повторном рассмотрении Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок ею рассмотрения в СФ такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой14.

     Если  при повторном рассмотрении закон, отклоненный Президентом, одобрен  Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который  давал заключение но закону, рассматривает  послание главы РФ и высказанные  им замечания, а также текст федерального закона, одобренного нижней палатой  при повторном рассмотрении в  ранее принятой редакции, и принимает  по нему заключение. С этого начинается процедура преодоления президентского вето в верхней палате, которое  в нашей стране не является абсолютным и может быть преодолено.

     При повторном рассмотрении федерального закона верхняя палата вправе не обсуждать  его, а поставить на голосование  вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении СФ федерального закона считается, что он прошел в  верхней палате, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 от общего числа голосов  членов палаты.

     Постановление СФ об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение пяти дней направляется главе государства. Позже Президенту направляется сам  одобренный СФ закон для подписания и обнародования. Глава государства  обязан, согласно ч.3 ст. 107 Конституции, сделать это в 7-дневный срок.

     Правило подписания и обнародования принятого  федерального закона Президентом РФ, основанное на мировом опыте взаимоотношения  парламента и главы государства  в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса. Последняя стадия принятия федерального закона - это его обнародование и вступление в силу. Порядок этой части законодательного процесса регулируется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального собрания» от 14 июня 1994 г. В соответствии с ним на территории России применяются только те вышеназванные в законе документы, которые официально опубликованы15.

     В случае одобрения верхней палатой  федерального закона, принятого нижней палатой, он в течение 5 дней направляется Президенту для промульгации. Если же принятый Думой закон не был  рассмотрен СФ, то по истечении 14 дней с момента его направления  в верхнюю палату Дума направляет его Президенту для тех же действий. После подписания его главой государства  закон должен быть в течение 7 дней опубликован в установленном  порядке. Официальным считается  его опубликование в «Собрании  законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». При  публикации закона в этих изданиях указывается его полное наименование, дается его полный текст, являющийся точной копией оригинала и подписанный  Президентом.

     Вышеназванные документы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, а также  доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы  государственным органам, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. 

 

      Заключение 

     Таким образом, процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов  объективной действительности и  субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных  выражающих общественные потребности  законов может служить основой  эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

     Подытожив все изложенное выше, необходимо выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

     Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой  ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное  обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

     Серьезной проблемой является неоправданная  федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются  уже через несколько месяцев  или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в  изначально заниженных требованиях  к принимаемым законопроектам. В  результате их применения обнаруживается множество «дыр», которые приходится немедленно «штопать».

     Во-вторых, качество самого закона. Основная задача состоит в том, чтобы создать  надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным  актам. Только научно обоснованная норма  может быть облечена в официально-правовые формы, и это, следует закрепить  конституционно.

     Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

     Еще одна проблема – баланс запретительных и разрешительных норм в нашем  законодательстве. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового  характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном  уровне, уточнить систему государственных  органов, обладающих правом законодательствовать.

     Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов. Многие законы, которые создаются  с огромными интеллектуальными  и психологическими закатами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

     Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное  исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию законотворческого  процесса. Закон, если даже он воплощает  насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который  начинает действовать на организационном  этапе. Только так государство может  воздействовать на государственный  механизм и общество в целом с  целью установления отношений, предписанных законом. 
 
 
 
 
 

Глава 2 : Брак 

Введение. 

     Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться  в различных  отраслях права.  Семейное право  занимает одно из ведущих место среди  остальных отраслей права, так как  семья необходима  каждому человеку. Она оказывает влияние на развитие общества, его нравственное здоровье и является одним из факторов повышения  социальной  активности людей.

     Именно  в семье формируются основы характера  человека, его отношение к труду,  моральным,  идейным и культурным ценностям. Вот почему демократическое  общество заинтересовано в прочной,  духовной и нравственно здоровой семье. Крепкая семья - это значит крепкое общество.

     Под браком понимается семейный союз мужчины  и женщины порождающий их права  и обязанности по отношению друг к другу и детям.

     Родители  обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

     Семья, детство, материнство и отцовство  охраняются государством.

   Приняты многие законодательные  акты,  являющиеся  свидетельством заботы государства  о семье. 
 
 
 
 
 

  1. Определение  брака.
 

       Российское  законодательство не дает определения брака, используя этот термин как общеизвестный. В юридической литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности”.16

     В данном определении, как и в большинстве  других, брак понимается как особый институт семейного права. Обосновывая отраслевую самостоятельность семейного права, большинство авторов считали, что в понятии брака ключевым словом выступает “союз”, подчеркивающий несовместимость и несводимость брака к гражданско-правовым сделкам. Понимание брака как союза не относится к достижениям советской юридической мысли. Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как “союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме”2, не отрицая при этом гражданско-правовую природу брачных отношений. 
 
 
 
 

2. Юридическая природа брака. 

     Существует  насколько правовых теорий, объясняющих  юридическую природу брака. В  наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института  особого рода. Теория брака как  договора берет свое начало в Древнем  Риме. В римском праве классического  периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой  гражданской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

       В дальнейшем канонические нормы придают  институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о “самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой”.17 Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

       В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Информация о работе Законодательный процесс