Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:07, реферат
Целью данной работы является изучение Конституции государства Беларуси, ее особенностей.
Для достижения поставленной автором цели следует решить ряд задач:
Во-первых, изучить систему законодательной власти.
Во-вторых, дать полную характеристику исполнительной власти в республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Законодательная ветвь власти в Беларуси………………….....4
Глава 2. Исполнительная власть по Конституции Беларуси………….11
Глава 3. Судебная система в республике Беларусь…………………....14
Заключение…………………………………………………………..…...25
Литература………………………………………………………………..26
Согласно Закону от 13 января 1995 г. "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. К общим судам относятся: Верховный суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды (Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды). Система хозяйственных судов включает: Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законом, - специализированных судов: по делам несовершеннолетних, по семейным делам, судов административных, земельных, налоговых и иных.
Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. Районный (городской) суд рассматривает все гражданские, уголовные и административные дела, за исключением отнесенных законом к компетенции иных судов.
Областной, Минский городской суды
состоят из председателя, его заместителей,
судей и действуют в составе
судебных коллегий и президиума суда.
Эти суды рассматривают (в пределах
своих полномочий) дела в качестве
суда первой инстанции, в кассационном
порядке, в порядке надзора и
по вновь открывшимся
Председатели районного (городского),
областного и Минского городского судов
и их заместители назначаются
Президентом Республики по совместному
представлению министра юстиции
и председателя Верховного суда сроком
на 7 лет. Другие судьи указанных, а
также военных судов, хозяйственных
судов областей, городов и районов
и специализированных судов назначаются
Президентом Республики и исполняют
свои обязанности бессрочно, кроме
назначенных на должность судьи
впервые. Такие судьи назначаются
бессрочно лишь после 5 лет работы.
Судьи по административным делам
и исполнительным производствам
назначаются Президентом
Верховный суд осуществляет правосудие и надзор за деятельностью общих судов Республики. Он состоит из председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей Верховного суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда; судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда; военной коллегии Верховного суда; судебной коллегии по патентным делам Верховного суда; Президиума Верховного суда; Пленума Верховного суда.
Верховный суд рассматривает дела
в кассационном порядке, в порядке
надзора, по вновь открывшимся
Судьи Верховного суда назначаются
на должность Президентом
Хозяйственные суды осуществляют правосудие
в области экономических
Высший хозяйственный суд РБ состоит из председателя Высшего хозяйственного суда, первого заместителя и заместителей председателя и других судей. Он действует в составе: Пленума Высшего хозяйственного суда РБ; Президиума Высшего хозяйственного суда РБ; коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов; судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.
Судьи Высшего хозяйственного суда
назначаются Президентом с
Согласно ст.69 Закона « О судоустройстве» высшим органом самоуправления судей Республики является съезд судей. Съезд осуществляет свои полномочия в составе судей КС, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь.
Съезд судей рассматривает вопросы
функционирования судебной системы; обсуждает
вопросы судебной практики и в
необходимых случаях вносит предложения
субъектам, обладающим правом законодательной
инициативы; обсуждает проекты законов
и иных нормативных актов, касающихся
статуса судей, кадрового, организационного,
материально-технического обеспечения
работы судов и других вопросов их
деятельности; представляет интересы
судей в государственных
Важнейшим правоохранительным институтом в Беларуси остается прокуратура, на которую Конституция (ст.125) возлагает надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов.[2]
Прокуратура осуществляет надзор за
исполнением законов при
Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются только законодательством. В своей деятельности генеральный прокурор подотчетен Президенту.
Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Председателя Комитета назначает Президент.[7]
Конституционный Суд Республики Беларусь,
как и специализированные органы
конституционного контроля других стран,
- это особый судебный орган, осуществляющий
функции правосудия (конституционного
правосудия) и одновременно выступающий
в роли одного из высших органов
государственной власти, обладающий
полномочиями по проверке конституционности
нормативных актов всех государственных
органов. Правовое положение Конституционного
Суда Республики Беларусь закреплено
в главе "Суд" Конституции Республики
Беларусь, что фиксирует принадлежность
Конституционного Суда к судебной власти
- самостоятельной ветви
Каков же статус Конституционного Суда и есть ли правовые основания для его развития?
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на формулировку, содержащуюся в ч.1 ст.116 Конституции: контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. В этой связи можно сделать следующие выводы:
1) эта норма предполагает
2) реагирование на обнаруженные
недостатки, противоречия между
Конституцией и всеми иными
подконституционными
3) часть 1, как, впрочем, и ч.7
ст.116 Конституции, является базой
для развития компетенции
4) в силу того, что Конституционный
Суд - это один из государственных
органов, осуществляющих
В юридической литературе уделяется
значительное внимание анализу понятия
"контроль": часто его сопоставляют
с надзором. Однако эти понятия
различаются, что находит свое отражение
и в тех мерах, которые могут
применить государственные
Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. [4]
Конституционный контроль охватывает
сферу нормотворчества сверху донизу.
При этом проблемы целесообразности
не должны иметь решающего значения.
Более того, принятие не самого удачного
правового решения, реализованного
в нормативном акте, не означает
его неконституционность. В этом
отличие конституционного контроля
от контроля, проводимого иными
Специфическая роль Конституционного Суда Республики Беларусь проявляется и в том, что он дает по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента. Только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда полномочия палат могут быть досрочно прекращены (см.ст.94 и 116 Конституции).
Отличительной особенностью Конституционного Суда как органа конституционного контроля является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения, чему способствует его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений, соответственно, зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественного содействия.
Конституционный Суд - единственный орган
судебной власти, основные полномочия,
порядок формирования и некоторые
другие вопросы функционирования которого
прямо оговорены в Конституции.
Относительно иных судов (общих, хозяйственных)
в Конституции сформулированы лишь
принципы организации и деятельности
и указана их основная функция - осуществление
правосудия. При этом компетенция
Конституционного Суда, как отмечено
в ч.7 ст.116 Конституции, определяется
специальным законом о
1) конституционные положения
2) недопустимы "размывание" закона
о Конституционном Суде, попытки
закрепить нормы о статусе
судей Конституционного Суда
в других законодательных
3) законом о Конституционном
Суде предусмотрено, что
Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, но и законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, в том числе (вопреки требованиям законодательства) и официально не опубликованные нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Информация о работе Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти Республики Беларусь