Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:07, реферат
Целью данной работы является изучение Конституции государства Беларуси, ее особенностей.
Для достижения поставленной автором цели следует решить ряд задач:
Во-первых, изучить систему законодательной власти.
Во-вторых, дать полную характеристику исполнительной власти в республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Законодательная ветвь власти в Беларуси………………….....4
Глава 2. Исполнительная власть по Конституции Беларуси………….11
Глава 3. Судебная система в республике Беларусь…………………....14
Заключение…………………………………………………………..…...25
Литература………………………………………………………………..26
Законодательный процесс в Беларуси по новой редакции Конституции отражает идеи "рационализированного парламентаризма", заимствованные из Конституции Франции 1958 г. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении проекта закона срочным. Парламент в этом случае должен рассмотреть данный проект в 10-дневный срок. По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.
Любой закон по общему правилу сначала
принимается Палатой
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна повторно рассмотреть закон в пределах 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно в 20-дневный срок и принять таким же квалифицированным большинством. После преодоления таким образом возражений Президента закон подписывается последним в 5-дневный срок.[7]
В таком же порядке палаты рассматривают возражения Президента на отдельные нормы закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае (до вынесения соответствующего решения Палаты) закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех норм, относительно которых имеются возражения Президента.
Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине Республики являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава палат.
Конституция, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Помимо Парламента законодательную власть может осуществлять и Президент. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Запрещено делегировать Президенту полномочия
на издание декретов, которые бы
изменяли, дополняли Конституцию
или толковали ее; изменяли и дополняли
программные законы; утверждали республиканский
бюджет и отчет о его исполнении;
изменяли порядок выборов Президента
и Парламента; ограничивали конституционные
права и свободы граждан. Закон
о делегировании
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.
Таким образом, в этой главе был рассмотрен один из органов государственной власти - Парламент. Современный парламент является высшим органом народного представительства, который выражает суверенную волю народа. Так как Парламент является представительным органом, он должен выражать интересы различных социальных и политических сил и находить компромиссы между ними.
Характеризуя Парламент в
1. применение к нему термина "Парламент" означает официальное признание парламентаризма в Беларуси
2. специфическим свойством Парламента является и определение его как общенационального представительного органа;
3. характеристика Национального Собрания - он является законодательным органом.
Конституционные органы подтверждают вывод о том, что Национальное Собрание является единым в Беларуси законодательным органом, исключение составляет, предоставление Конституцией права Президенту издавать декреты, имеющие силу закона.
Согласно Конституции, Национальное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и чёткая организация деятельности самого Парламента и его палат в отдельности.
Вопрос об организации и деятельности Национального Собрания и каждой из его палат рассматривается самой Конституцией и детально конкретизируется в регламенте палат Национального Собрания.
Важной существенной функцией Парламента
является законодательный процесс,
осуществление
Глава 2. Исполнительная власть по Конституции Беларуси
Исполнительную власть в Беларуси
осуществляет Правительство Совет
министров Республики Беларусь - центральный
орган государственного управления.
Правительство в своей
Правительство слагает свои полномочия
перед вновь избранным
Правительство Республики Беларусь состоит
из Премьер-министра, его заместителей
и министров. В состав Правительства
могут входить и руководители
иных республиканских органов
Премьер-министр назначается
Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Премьер- министр:
1) осуществляет непосредственное
руководство деятельностью
2) подписывает постановления
3) в двухмесячный срок после
своего назначения
4) информирует Президента об
основных направлениях
5) выполняет другие функции,
связанные с организацией и
деятельностью Правительства. [
Правительство или любой член Правительства
вправе заявить Президенту о своей
отставке, если считают невозможным
дальнейшее осуществление возложенных
на них обязанностей. Правительство
заявляет Президенту об отставке в
случае выражения Палатой
Премьер-министр может
Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.
Правительство Республики Беларусь руководит
системой подчиненных ему органов
государственного управления и других
органов исполнительной власти; разрабатывает
основные направления внутренней и
внешней политики и принимает
меры по их реализации; разрабатывает
и представляет Президенту для внесения
в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет о его
В соответствии со ст. 108, Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
Таким образом, характеризуя Парламент в РБ, следует выделять 3 обстоятельства:
* применение к нему термина
"Парламент" означает
* специфическим свойством
* характеристика Национального Собрания - он является законодательным органом.
Глава 3. Судебная система в республике Беларусь.
В большинстве случаев роль суда обусловлена тем, «что он – арбитр в споре о праве»[9, c.141], как институт, выступающий в качестве посредника между законодательной и исполнительной властями. Правда, нередки высказывания о том, что «в последние годы суды проявляют гораздо больший интерес к разделению власти лишь тогда, когда дела касаются двух других ветвей власти, и почти не проявляют никакого интереса, когда речь идет о самой судебной власти»
В Конституции Республики Беларусь
судебной власти посвящена отдельная
глава, в которой закреплено, что
судьи при осуществлении
Ни одному государственному органу: Правительству, Парламенту либо общественной организации, партии не позволено вмешиваться в осуществление правосудия. В равной степени это запрещено делать и высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду. Они вправе лишь в пределах своей компетенции пересмотреть вынесенное решение (приговор), отменить его, вынести новое. Однако вмешательство даже этих высших судебных инстанций в конкретное рассмотрение гражданского, уголовного или хозяйственного дела, какое-либо воздействие в прямой или косвенной степени на судью, рассматривающего дело, запрещено.
Однако, в любом демократическом
государстве суды не могут быть совершенно
независимы ни от кого и ни от чего.
Это миф. Судебная система органично
вписана в общую систему
Суды зависят, прежде всего, от законов страны, законодательства вообще и, конечно же, Конституции этой страны. Любой судебный вердикт должен быть основан на праве, действующем в конкретном государстве.[2]
Согласно ст.109 Конституции система
судов в Беларуси строится на принципах
территориальности и
Информация о работе Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти Республики Беларусь