Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение Конституции государства Беларуси, ее особенностей.
Для достижения поставленной автором цели следует решить ряд задач:
Во-первых, изучить систему законодательной власти.
Во-вторых, дать полную характеристику исполнительной власти в республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Законодательная ветвь власти в Беларуси………………….....4
Глава 2. Исполнительная власть по Конституции Беларуси………….11
Глава 3. Судебная система в республике Беларусь…………………....14
Заключение…………………………………………………………..…...25
Литература………………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

Законодательный процесс в Беларуси по новой редакции Конституции отражает идеи "рационализированного парламентаризма", заимствованные из Конституции Франции  1958 г. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении проекта закона срочным. Парламент в этом случае должен рассмотреть данный проект в 10-дневный срок. По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Любой закон по общему правилу сначала  принимается Палатой представителей, а затем одобряется Советом Республики. Отвергнутый Советом Республики закон считается принятым Палатой  представителей при условии, что  за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна повторно рассмотреть  закон в пределах 30 дней. Если закон  будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно в 20-дневный  срок и принять таким же квалифицированным  большинством. После преодоления  таким образом возражений Президента закон подписывается последним  в 5-дневный срок.[7]

В таком же порядке палаты рассматривают  возражения Президента на отдельные  нормы закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае (до вынесения соответствующего решения Палаты) закон подписывается  Президентом и вступает в силу, за исключением тех норм, относительно которых имеются возражения Президента.

Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной  доктрине Республики являются программными и считаются принятыми при  условии, если за них проголосовало  не менее 2/3 от полного состава палат.

Конституция, законы, вносящие в нее  изменения и дополнения, акты о  толковании Конституции считаются  принятыми, если за них проголосовало  не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

Помимо Парламента законодательную  власть может осуществлять и Президент. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов  от полного состава палат, по предложению  Президента могут делегировать ему  законодательные полномочия на издание  декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет  регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Запрещено делегировать Президенту полномочия на издание декретов, которые бы изменяли, дополняли Конституцию  или толковали ее; изменяли и дополняли  программные законы; утверждали республиканский  бюджет и отчет о его исполнении; изменяли порядок выборов Президента и Парламента; ограничивали конституционные  права и свободы граждан. Закон  о делегировании законодательных  полномочий Президенту не может разрешать  ему изменение этого закона, а  также предоставлять право принимать  нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент  по своей инициативе либо по предложению  Правительства может издавать временные  декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению  Правительства, они скрепляются  подписью Премьер-министра. Временные  декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для рассмотрения Палатой  представителей, а затем Советом  Республики. Эти декреты сохраняют  силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава  каждой из палат.

Таким образом, в этой главе был  рассмотрен один из органов государственной  власти - Парламент. Современный парламент  является высшим органом народного  представительства, который выражает суверенную волю народа. Так как  Парламент является представительным органом, он должен выражать интересы различных социальных и политических сил и находить компромиссы между ними.

Характеризуя Парламент в Беларуси, следует выделять 3 обстоятельства:

1. применение к нему термина "Парламент" означает официальное признание парламентаризма в Беларуси

2. специфическим свойством Парламента является и определение его как общенационального представительного органа;

3. характеристика Национального Собрания - он является законодательным органом.

Конституционные органы подтверждают вывод о том, что Национальное Собрание является единым в Беларуси законодательным органом, исключение составляет, предоставление Конституцией права Президенту издавать декреты, имеющие силу закона.

Согласно Конституции, Национальное Собрание является постоянно действующим  органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и чёткая организация деятельности самого Парламента и его палат в отдельности.

Вопрос об организации и деятельности Национального Собрания и каждой из его палат рассматривается  самой Конституцией и детально конкретизируется в регламенте палат Национального  Собрания.

Важной существенной функцией Парламента является законодательный процесс, осуществление представительства. Только этому представительному  органу дано право законодательствовать.

 

Глава 2. Исполнительная власть по Конституции Беларуси

Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство Совет  министров Республики Беларусь - центральный  орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом « О Совете Министров Республики Беларусь».

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом  Республики Беларусь. [7]

Правительство Республики Беларусь состоит  из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства  могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом  Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому  вопросу принимается Палатой  представителей не позднее чем в  двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в  даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент  Республики Беларусь вправе назначить  исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и  назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит  Премьер-министр.

Премьер- министр:

1) осуществляет непосредственное  руководство деятельностью Правительства  и несет персональную ответственность  за его работу;

2) подписывает постановления Правительства; 

3) в двухмесячный срок после  своего назначения представляет  Парламенту программу деятельности  Правительства, а в случае ее  отклонения представляет повторную  программу деятельности Правительства  в течение двух месяцев; 

4) информирует Президента об  основных направлениях деятельности  Правительства и о всех его  важнейших решениях;

5) выполняет другие функции,  связанные с организацией и  деятельностью Правительства. [1]

Правительство или любой член Правительства  вправе заявить Президенту о своей  отставке, если считают невозможным  дальнейшее осуществление возложенных  на них обязанностей. Правительство  заявляет Президенту об отставке в  случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить  перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному  поводу. Если Палата представителей в  доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять  решение об отставке Правительства  или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При  отклонении отставки Правительство  продолжает осуществлять свои полномочия.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства  и освободить от должности любого члена Правительства.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования  нового Правительства.

Правительство Республики Беларусь руководит  системой подчиненных ему органов  государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает  основные направления внутренней и  внешней политики и принимает  меры по их реализации; разрабатывает  и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального  обеспечения и оплаты труда; принимает  меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью; выступает  от имени собственника в отношении  имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и  декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

В соответствии со ст. 108, Правительство  Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Таким образом, характеризуя Парламент в РБ, следует выделять 3 обстоятельства:

* применение к нему термина  "Парламент" означает официальное  признание парламентаризма республике Беларусь;

* специфическим свойством Парламента  является и определение его  как общенационального представительного  органа;

* характеристика Национального  Собрания - он является законодательным  органом.

 

Глава 3. Судебная система в республике Беларусь.

 

В большинстве случаев роль суда обусловлена тем, «что он – арбитр в споре о праве»[9, c.141], как институт, выступающий в качестве посредника между законодательной и исполнительной властями. Правда, нередки высказывания о том, что «в последние годы суды проявляют гораздо больший интерес к разделению власти лишь тогда, когда дела касаются двух других ветвей власти, и почти не проявляют никакого интереса, когда речь идет о самой судебной власти»

В Конституции Республики Беларусь судебной власти посвящена отдельная  глава, в которой закреплено, что  судьи при осуществлении правосудия независимы, и этот принцип неуклонно  соблюдается в республике.

Ни одному государственному органу: Правительству, Парламенту либо общественной организации, партии не позволено вмешиваться  в осуществление правосудия. В  равной степени это запрещено  делать и высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду. Они  вправе лишь в пределах своей компетенции  пересмотреть вынесенное решение (приговор), отменить его, вынести новое. Однако вмешательство даже этих высших судебных инстанций в конкретное рассмотрение гражданского, уголовного или хозяйственного дела, какое-либо воздействие в прямой или косвенной степени на судью, рассматривающего дело, запрещено.

Однако, в любом демократическом  государстве суды не могут быть совершенно независимы ни от кого и ни от чего. Это миф. Судебная система органично  вписана в общую систему государственного устройства страны и потому не может  не взаимодействовать с другими  государственными органами. Подбрасываемый нам миф о необходимости полной самостоятельности и независимости  судей – не лучший советчик для  молодой страны, строящей правовое государство.

Суды зависят, прежде всего, от законов  страны, законодательства вообще и, конечно  же, Конституции этой страны. Любой судебный вердикт должен быть основан на праве, действующем в конкретном государстве.[2]

Согласно ст.109 Конституции система  судов в Беларуси строится на принципах  территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов  запрещается. Других деталей организации  судебной системы Конституция не содержит, касаясь лишь порядка формирования и компетенции Конституционного суда.

Информация о работе Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти Республики Беларусь