Выборы и избирательные системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить проблему выборов и избирательных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить сущность, социальные функции, типологию выборов;
-рассмотреть основные принципы свободных демократических выборов;
-исследовать сущность избирательного права и избирательного процесса;
- рассмотреть типы избирательных систем;
- проанализировать выборы и избирательную систему России;

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Избирательная система в узком смысле — порядок  определения результатов голосования.

     В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило  переведения полученных голосов  в мандаты, голосование за конкретного  кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.

  1. Мажоритарная  избирательная система
 

     При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей  округа или всей страны, собравшие  же меньшинство голосов никаких  мандатов не получают. В зависимости  от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

     Каждая  из основных избирательных систем имеет  свои сильные и слабые стороны. К  числу достоинств мажоритарной системы обычно относят:

     1) сравнительную легкость формирования  правительства и его большую  стабильность. Это достигается за  счет распределения парламентских  мандатов в основном среди  крупных партий-победителей, отсеивания  мелких партий;

     2) формирование устойчивых связей  между избирателями и депутатами. Депутаты, рассчитывая на свое переизбрание, больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

     Наряду  с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система  имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину  предпочтений и волю избирателей. При  ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов.

     Непосредственная  зависимость результатов выборов  от распределения избирателей по округам создает опасность манипулирования  посредством тенденциозного нарезания избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название «избирательной географии» или «джерримендеринг».

     В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

  1. Пропорциональная  избирательная система
 

     На  преодоление этих и некоторых  других недостатков мажоритарной системы  претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

     Однако  пропорциональная система имеет  и определенные недостатки. Важнейший  из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису.

     Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное  дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют заградительные барьеры, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

     К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей.

     Существуют  три основных вида списков для  голосования: жесткие списки, когда  голосуют за партию в целом и кандидаты  получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в  партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

  1. Смешанная и консенсусная избирательная  система
 

     В современном мире применяются различные  модификации как мажоритарной, так  и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

     В последние десятилетия некоторые  организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

     Ориентируя  субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.

III Выборы и избирательная система в России

 

     История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы (вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году.

     В 1905, в результате первой русской  революции, министр внутренних дел  Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

     В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также  в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

     В Советском Союзе с помощью  выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

     До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

     Нынешняя  российская избирательная система  сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов.

     В 32 статье п.2 Конституции говорится о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

     Активное  избирательное право граждане РФ получают с18 лет, а пассивное, или  право быть избранными в Государственную думу с 21 года, а на пост президента с 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания на территории нашей страны. При этом участие в выборах является добровольным.

     Выборы  президента Российской Федерации поводятся  по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны. Выборы президента РФ проводятся один раз в 6 лет.

     В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или иное общественное объединение. Выборы в Государственную Думу проводятся в РФ с периодичностью один раз в 5 лет.

     Таким образом, в Российской Федерации  действует смешанная избирательная  система. В одномандатных округах  выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

     В федеральном округе отбор ведется  по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 5%-й  барьер, то есть получили не менее 5% голосов  из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе.

     Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная система с двойным  голосом создает естественные стимулы  для раздельного голосования.

Заключение

 

     Итак,  выборы – способ формирования с  помощью голосования органов  государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной  из важнейших форм их участия в  управлении государством. Порядок и  правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.  Свои функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным правом.

     Максимальное  участие электората в выборах  показатель политической активности граждан  и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентизма. Абсентизм – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

     В широком смысле избирательная система  – это система общественных отношений, которые возникают в связи  с выборами и реализацией норм избирательного права.

     В узком – это закрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатских мест в парламенте.

     Выборы   Президента,   депутатов   Государственной   Думы    и региональных законодательных органов является  одним из  демократических завоеваний в ходе проводимых в России реформ. Демократические выборы  –  это антипод гражданской войны  и  силового  решения  вопроса  о  власти.  Однако необходимо помнить, что во многом эти нормы носят формальный  характер.  Сам факт  существования  выборов  не  свидетельствует  о  настоящей  демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы  большинства  граждан,  а не служили ширмой демократии, её красивой упаковкой. С помощью выборов,  как известно, пришёл к власти Гитлер, но это не означает, что  в  Германии  30-х гг.  победила  демократия.  Выборы  Президента  РФ  1996  г.   тоже   весьма показательная политическая акция, когда вроде бы  и  выборы,  но  выбора  не было. Результаты предшествующих  избирательных  компаний  в  Государственную Думу  также неутешительны: многие  лица,  избранные  во  властные  структуры государства, не оправдывают доверия своих избирателей,  не  выполняют  своих предвыборных обещаний.

Информация о работе Выборы и избирательные системы в РФ