Выборы и избирательные системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить проблему выборов и избирательных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить сущность, социальные функции, типологию выборов;
-рассмотреть основные принципы свободных демократических выборов;
-исследовать сущность избирательного права и избирательного процесса;
- рассмотреть типы избирательных систем;
- проанализировать выборы и избирательную систему России;

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с принципами тактируемого в широком смысле слова избирательного права можно дать классификацию выборов. Так, выборы бывают:

     - президентские, парламентские, в местные органы самоуправления;

     - региональные (областные), муниципальные (городские);

     - очередные, внеочередные, дополнительные.

     Классификация выборов по принципам избирательного права:

     - всеобщие или ограниченные (цензовые);

     - равные или неравные;

     - прямые или косвенные;

     - с тайным или с открытым голосованием.

  1. Основные  принципы свободных  демократических  выборов
 

     Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких  принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности.

     Демократические принципы избирательного права включают:

     1. Всеобщность — все граждане, независимо  от пола, расовой, национальной, классовой  или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства,  образования, конфессии или политических  убеждений, имеют активное (в качестве  избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

     2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата.

     3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву.

     4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.

     В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно  избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

     На  базе демократических избирательных  прав сформировались принципы, характеризующие  организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

     1. Свобода выборов, предполагающая  прежде всего отсутствие политического,  административного, социально-экономического, психологического и информационного  давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов;

     2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. В условиях политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов - важный показатель демократизма выборов.

     3. Состязательность, конкурентность  выборов. 

     4. Периодичность и регулярность  выборов. 

     5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Реализация на практике равенства возможностей, пожалуй, наиболее часто нарушаемый на выборах принцип, что в большей или меньшей степени искажает их результаты и демократический характер.

  1. Организация выборов
 

     В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный  процесс делится на несколько этапов:

     1) подготовительный этап, характеризующий  ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;

     2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;

     3) агитационно-пропагандистская кампания;

     4) голосование и подведение итогов выборов.

     Строго  говоря, лишь последние три этапа  характеризуют непосредственно  сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает  важное влияние на все его стадии.

     Выборы  всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде. Эта среда (исторический контекст) включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс, к ним относятся:

     — наличие в обществе атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов;

     — уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы  избиратели и кандидаты чувствовали  себя свободными, не подвергались разного  рода угрозам, чтобы в обществе существовала атмосфера уважения личности, воли большинства и прав меньшинства;

     — электоральная (гражданская) просвещенность избирателей. Гражданская просвещенность обеспечивает сознательность и компетентность решений, без которых выборы являются не волеизъявлением народа, а инструментом массового манипулирования, используемым элитами;

     — демократический характер регистрации  избирателей. Это означает прежде всего  отсутствие любого рода дискриминации: по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку;

     — демократический порядок регистрации  и взаимоотношений партий. Партии — главный субъект электоральной активности, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они — основной претендент на формирование парламента и правительства;

     — формирование независимых, беспристрастных  и компетентных органов управления избирательным процессом. К ним относится прежде всего избирательная комиссия. Помимо избирательных комиссий важные функции по организации выборов выполняют местные органы власти, оказывающие им разностороннюю практическую помощь;

     — наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и  разрешения споров, а также эффективных  и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами  избирательных комиссий.

     После проведения подготовительных мероприятий  и официального назначения сроков выборов  начинается избирательная кампания. Сам этот термин применяется по отношению  как ко всему государству, так  и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором - систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

     Первый  шаг избирательной кампании —  выдвижение кандидатов и (или) партий (движений). Существуют различные способы их выдвижения и регистрации:

     1) сбор подписей в поддержку  кандидата или партии;

     2) предоставление регистрационного  взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих  о наличии у кандидата определенной  поддержки, например списка партийных  активистов или членов группы поддержки;

     3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов.

     Наибольшее  распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными  движениями и организациями, группами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные и т.п.), а также от особенностей избирательного закона страны.

     Выдвижение  кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать избирателей в своих преимуществах с помощью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электоральному округу.

     Для ведения избирательной кампании и главным образом для ее агитационного  этапа создается специальный  штаб, куда обычно входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика кампании, технический секретарь и помощники. К этому штабу примыкают доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профессиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имиджмейкеров (специалистов по политической рекламе), а также активисты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некоторые другие ее активные участники.

     Любые выборы требуют наличия немалых  материальных, временных и человеческих ресурсов. Без таких ресурсов выборы либо вообще не состоятся, либо дадут явные преимущества обладателям электоральных ресурсов: представителям правящей группировки, крупного капитала, владельцам СМИ и т.п.

     Главное условие демократического характера агитационной кампании - примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ее ресурсов среди всех основных конкурентов.

     Агитационная  кампания, завершаясь за одни или несколько  суток до голосования, оставляет избирателям возможность самостоятельно, без давления извне обдумать свой выбор и принять окончательные решения, которые они выражают непосредственно в день выборов.

     Голосование и подведение его итогов - кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти.

     В наши дни голосование осуществляется с помощью либо специальных избирательных  машин, либо избирательных бюллетеней. Последний способ голосования распространен гораздо шире. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосовать дома и по почте. В одних государствах голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания.

     Сразу же после завершения голосования  избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган  начинают подсчет результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.

I I Избирательные системы

 

     Существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

     Избирательная система в широком смысле —  совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных  прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Информация о работе Выборы и избирательные системы в РФ